Судебный акт #1 (Решение) по делу № 77-510/2021 от 22.07.2021

Председательствующий: Фарафонова Е.Н. Дело № <...>(510)/2021

Р Е Ш Е Н И Е

17 августа 2021 года г. Омск

    Судья Омского областного суда Круглов В.В., при секретаре Груша А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе представителя АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» Зенкова С.И. на решение судьи Советского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:

«Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Баландиной И.З. за № <...>Вн-А/010-1020/22 от <...>, которым АО «Газпромнефть-Омский НПЗ», ОГРН 10225500508956, ИНН 5501041524, КПП 550101001, дата регистрации <...>, юридический адрес: 644040, Омская область, г. Омск, <...>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей - оставить без изменения, жалобу без удовлетворения»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от <...> АО «Газпромнефть-ОНПЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Как следует из постановления, в ходе проведения внеплановой выездной проверки в период с <...> по <...> в отношении АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду: основная площадка, № <...>П, категория риска - высокая, категория объекта-I, буферный пруд, № <...>П, категория риска - высокая, категория объекта-I, было установлено, что АО «Газпромнефть-ОНПЗ» осуществляет производственную деятельность на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Омск, <...> (основная площадка).

Для осуществления производственной деятельности АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на объекте НВОС с ко<...>-П эксплуатирует стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» для очистки промышленных выбросов 14 источников выбросов загрязняющих веществ (далее ИЗАВ) оборудованы газоочистными установками (далее - ГОУ).

В ходе проведения проверки <...> был проведен натурный осмотр ИЗАВ, оборудованных установками очистки газа на территории объекта НВОС № <...>П. ГОУ ИЗАВ № <...> (циклон СЦН-40-700х4), расположен на установке Г-43-6 (производство 3) и служит для очистки промышленных выбросов от пыли неорганической 20-70% SiO2.

При осмотре было установлено, что на выходе из ГОУ ИЗАВ № <...> отсутствует прямолинейный участок трубы циклона, минимальный размер которого должен составлять 4-5 эквивалентных диаметров газохода.

В связи с этим, в точке выхода невозможно достоверно оценить скорость потока и рассчитать эффективность работы ГОУ.

ГОУ ИЗАВ № <...> (абсорбер К-353) расположен на установке КТ-1/1 (производство 2) и предназначен для очистки промышленных выбросов от углеводородов предельных С1-С-5, углеводородов предельные С6-С10, метанола.

<...> при натурном осмотре ГОУ ИЗАВ № <...> (абсорбер К-353) было установлено, что процесс очистки проходит самотеком, вентиляторов, создающих скорость газового потока не обнаружено.

Скорость движения газа в газоходах менее 4 м/с, приблизительно 0,1-0,2 м/с, эффективность и выброс промышленных выбросов оценить достоверно не представляется возможным.

Вместе с тем, АО «Газпромнефть-ОНПЗ» представлены замеры эффективности работы ГОУ ИЗАВ № … (акт испытания газо-очистной установки ИЗАВ № … от 01.2020) и ГОУ ИЗАВ № … (акт испытания газоочистной установки от 05.2020), т.е. были проведены отборы проб на входе и выходе из ГОУ, определена эффективность работы ГОУ.

Исходя из вышеизложенного, оценка эффективности работы ГОУ на ИЗАВ 0131 определена недостоверно, так как при отборе проб на выходе из ГОУ в указанном месте отбора проб нарушены требования ГОСТ 17.<...>.

Представленные замеры эффективности работы ГОУ на ИЗАВ № <...> выполнены с нарушением обязательных требований, а именно при осуществлении отбора проб и последующей оценки эффективности работы ГОУ не соблюдены критерии диапазона определения скорости отходящих газов, установленные областью аккредитации испытательной лаборатории (центра) ОПП «Омский ЛИЦ НИИ «Атмосфера» (Акт испытания от 05.2020, протокол испытания № <...>.1-ПрВ-0537-2020).

На основании изложенного должностное лицо пришло к выводу, что на 16-00 часов <...> АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на объекте ОНВ с ко<...>-П расположенном по адресу: г. Омск, <...>, при эксплуатации газоочистных установок ИЗАВ № <...> и ИЗАВ № <...> не соблюдены правила эксплуатации установки очистки газа, выразившиеся в следующем:

- замеры эффективности работы ГОУ ИЗАВ № <...> выполнены с нарушением обязательных требований, в части оценки эффективности работы ГОУ ИЗАВ № <...> (на выходе из ГОУ отсутствует прямолинейный участок минимальный размер, которого должен составлять 4-5 эквивалентных диаметров газохода);

- замеры эффективности работы ГОУ на ИЗАВ № <...> выполнены с нарушением обязательных требований, в части оценки эффективности работы ГОУ ИЗАВ № <...>, а именно не были соблюдены критерии диапазона определения скорости отходящих газов.

Не согласившись с постановлением должностного лица, представитель общества Ляшенко А.С. обжаловал его в районный суд.

Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

Выводы должностного лица в части нарушения замеров эффективности работы ГОУ ИЗАВ № <...>, связанных с тем, что на выходе из ГОУ отсутствует прямолинейный участок минимальный размер, которого должен составлять 4-5 эквивалентных диаметров газохода, признаны судом несостоятельными, в связи с тем, что невозможность соблюдения требований действующего законодательства о размере прямого участка не влечет невозможность проведения исследования (забора пробы), так как обществом были выполнены условия осуществления измерений путем удвоения точек измерений в соответствии с п. 2.3 ГОСТ 17.<...>-90. В связи с указанным данное нарушение исключено судом из объема указанных нарушений.

    В жалобе и дополнении к ней представитель АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» Зенков С.И. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. Указывает на несогласие с выводом суда о том, что на ИЗАВ, оснащенных ГОУ, определение показателей выбросов осуществляется только инструментальными методами в специально оборудованных местах отбора проб, предусмотренных Правилами эксплуатации ГОУ и проектной документацией изготовителя ГОУ.

    Считает, что приведенный в обоснование данного вывода Приказ Минприроды России от <...> № <...> "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» определяет правила проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

    Отмечает, что выявленное административным органом правонарушение допущено обществом при проведении замеров эффективности работы ГОУ, а не при проведении инвентаризации, ввиду чего названный выше Приказ Минприроды России № <...> в данном случае неприменим.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 3 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры. Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения в области охраны окружающей природной среды. Объективная сторона выражена в нарушении правил эксплуатации оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании абз. 8 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.

Правила эксплуатации установок очистки газа утверждены приказом Минприроды РФ от 15 сентября 2017 года № 498 (далее Правила).

Пунктом 13 Названных Правил установлено, что ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ.

Факт нарушений по замерам эффективности работы ГОУ на ИЗАВ № <...> выполненных с нарушением обязательных требований, в части оценки эффективности работы ГОУ ИЗАВ № <...>, а именно несоблюдение критериев диапазона определения скорости отходящих газов подтверждается: актом проверки от <...>, паспортом ГОУ ИЗАВ № <...>, актом испытания ГОУ ИЗАВ № <...> № <...>.2020, и иными материалами дела.

Деяние АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» правильно квалифицировано по ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Доводы жалобы заявителя не состоятельны.

Согласно положениям п. 9.1.3. Приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях: - отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества; -отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов; выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

Таким образом, расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарного источника в случаях, изложенных в п. 9.1.3 Требований. В остальных случаях должны использоваться инструментальные методы контроля выбросов.

Указанные в п. 9.1.3. Приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 условия из материалов дела не следуют, и заявитель на них не ссылается.

В силу требований пункта 19 Приказа Минприроды России от 07 августа 2018 года № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» на ИЗАВ, оснащенных ГОУ, определение показателей выбросов осуществляется только инструментальными методами в специально оборудованных местах отбора проб, предусмотренных Правилами эксплуатации ГОУ и проектной документацией изготовителя ГОУ.

Согласно п. 3 данного Приказа при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), систематизируются и документируются полученные результаты.

В связи с изложенным, вопреки доводу заявителя, порядок проведения замеров эффективности работы ГОУ также регулируется положениями вышеназванного Приказа № 352, требования которого обществом нарушены.

В данном случае для целей инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предполагается проверка эффективности работы ГОУ поскольку данный Приказ принят в развитие Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

    Доводы жалобы по существу не опровергают выводы суда о виновности юридического лица во вмененном правонарушении и наличии в действиях АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» состава административного правонарушения.

Административное наказание назначено АО «Газпромнефть - Омский НПЗ» в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Советского районного суда г. Омска от 29 июня 2021 года оставить без изменения, жалобу представителя АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» Зенкова С.И. – без удовлетворения.

Судья В.В. Круглов

77-510/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
АО Газпромнефть-ОНПЗ
Другие
Зенков С.И.
Суд
Омский областной суд
Судья
Круглов Владимир Витальевич
Статьи

ст. 8.21 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--oms.sudrf.ru
22.07.2021Материалы переданы в производство судье
17.08.2021Судебное заседание
20.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2021Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее