Производство № 2-1788/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 13 сентября 2022 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Струковой П.С., при секретаре судебного заседания – Третьяк Н.В.,
с участием помощника прокурора Ленинского района города Севастополя – Янова А.О.,
представителя ответчика ГКУ «Фонд государственного имущества» – Панна А.А., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица СНТ СН «Парус-2» – Зыкиной Е.М., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ленинского района города Севастополя к Государственному казенному учреждению города Севастополя «Фонд государственного имущества», Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, – СНТ СН «Парус-2», о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района города Севастополя обратился в суд с иском, в котором просит обязать ГКУ «Фонд государственного имущества» осуществить сбор и подготовку документов для постановки на учет недвижимого имущества – электрической высоковольтной линии №17 от ПС-7 35/6 кВ, имеющего признаки бесхозяйного, и обращения его в собственность города Севастополя, в том числе организовать проведение технической инвентаризации имущества, изготовление технического и кадастрового паспортов на объект.
Также просит обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя после получения из ГКУ «Фонд государственного имущества» данных и документов о выявленном имуществе – электрической высоковольтной линии №17 от ПС-7 35/6 кВ для постановки на учет как бесхозяйного, подать соответствующее заявление в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Исковые требования мотивированы следующим. Прокуратурой района проведена проверка по обращению председателей товариществ, расположенных в Юхариной балке города Севастополя, по вопросу постановки на учет электрической высоковольтной линии №17 от ПС-7 35/6 кВ, в качестве бесхозяйного имущества. По результатам проверки установлено, что ГКУ «Фонд государственного имущества» проведены первичные проверочные мероприятия в отношении указанного объекта, в ходе которых собственники имущества не установлены. Вместе с тем процедура технической инвентаризации имущества, изготовление технического и кадастрового паспортов на объект завершена не была, ввиду отсутствия согласования со стороны Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
По факту выявленных нарушений 15.12.2021 прокуратурой района директору ГКУ «Фонд государственного имущества» вынесено представление об устранении выявленных нарушений закона, по результатам рассмотрения которого действенных мер не принято.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района города Севастополя на удовлетворении исковых требований настаивал, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГКУ «Фонд государственного имущества» в судебном заседании против удовлетворения иска возражал. Указал суду, что для постановки спорного объекта на учет необходима декларация органа, уполномоченного на управление имущества, – Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, которая им не выдается.
Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица СНТ СН «Парус-2» в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить. Ранее представила письменные пояснения, в которых, ссылаясь на нарушения ответчиками Порядка учета бесхозяйного недвижимого имущества, указывает, что отсутствие межведомственного взаимодействия между ответчиками привело к бездействию в решении вопроса по признанию высоковольтной линии ВВЛ-17 от ПС-7 бесхозяйным имуществом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района города Севастополя проведена проверка по обращению председателей товариществ, расположенных в Юхариной балке города Севастополя по вопросу несоблюдения должностными лицами ГКУ «Фонд государственного имущества» процедуры, предусмотренной Порядком выявления и учета бесхозяйных движимых вещей, утвержденным постановлением Правительства города Севастополя от 14.12.2016 №1195-ПП, в отношении электрической высоковольтной линии №17 от ПС-7 35/6 кВ.
Проверкой установлено, что 03.09.2020 в адрес ГКУ «Фонд государственного имущества» из Департамента городского хозяйства поступила информация о необходимости постановки указанной электрической высоковольтной линии на учет в качестве бесхозяйного имущества.
На основании поступившей информации должностными лицами ГКУ «Фонд государственного имущества» согласно установленному порядку проведены первичные проверочные мероприятия в отношении указанного объекта, имеющего признаки бесхозяйного имущества, в ходе которых собственники имущества не установлены.
Вместе с тем, в нарушение п. 2.5.3 Порядка должностными лицами ГКУ «Фонд государственного имущества» не организовано проведение технической инвентаризации имущества, изготовление технического и кадастрового паспортов на указанный объект, имеющий признаки бесхозяйного имущества.
В адрес директора ГКУ «Фонд государственного имущества» 15.12.2021 за исх. №7-01-2021/3625 прокуратурой Ленинского района города Севастополя направлено представление об устранении выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения представления ГКУ «Фонд государственного имущества» составлено письмо за исх. №10-06-00032 от 12.01.2022, в котором ответчик, ссылаясь на позицию Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о нецелесообразности проведения мероприятий по постановке на учет и технической инвентаризации в отношении высоковольтной линии, расположенной в районе Юхариной Балки, указывает, что Фондом государственного имущества, возложенные полномочия исполнены добросовестно и в полном объеме.
Из материалов дела следует, что письмом от 15.06.2021 за исх. №03-06-01477 ГКУ «Фонд государственного имущества» в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направило материалы первичной проверки в отношении высоковольтной линии №17 от ПС-7 35/6 кВ, расположенной в районе Юхариной Балки, для согласования включения указанного объекта в контракт на изготовление технических планов.
В своем ответе за исх. №10803/01-10-04-12/03/21 от 24.06.2021, Департамент сообщает, что считает целесообразным отложить решение о включении в государственный контракт на изготовление технических планов высоковольтной линии, расположенной в районе Юхариной Балки и мыса Фиолент до получения согласования Департамента городского хозяйства города Севастополя о дальнейшей передаче электрической сети в оперативное управление ГБУ «Горсвет».
07.09.2021 Фонд повторно обратился в уполномоченный орган с письмом за исх. №03-06-02088 о согласовании включения в государственный контракт вышеуказанных объектов, в ответ на которое Департаментом направлено письмо за исх. №16855/01-10-04-12/03/21 от 30.09.2021 о нецелесообразности принятия решения со ссылкой на ранее изложенные доводы.
Также ГКУ «Фонд государственного имущества» в адрес Департамента было направлено повторное письмо за исх. №03-06-02822 от 28.12.2021 о согласовании на включение в государственный контракт объекта – электрической высоковольтной линии №17 от ПС-7 35/6кВ на оказание услуг по изготовлению технических планов указанной электрической линии, либо выдать доверенность представителю Фонда на подписание декларации на объект недвижимости, которое оставлено Департаментом без рассмотрения.
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 1 ст. 50 названного закона, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Статьей 8 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены полномочия органов местного самоуправления в области электроснабжения и повышения энергетической эффективности, а именно: координация мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями (п.4), осуществление иных полномочий в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, отнесенных Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 225 ГК РФ муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации электроснабжения населения
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 указанной статьи, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 34 Закона города Севастополя от 14.04.2014 №1-ЗС «Устав города Севастополя» Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами.
Правительством города Севастополя принято постановление от 14.12.2016 №1195-ПП «Об утверждении порядка учета бесхозяйного недвижимого имущества, бесхозяйных движимых вещей, выявленных на территории города Севастополя, и обращении их в государственную собственность».
Согласно п. 1.3 названного Порядка, сбор и подготовку документов для постановки на учет недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, выявления движимого имущества и обращения его в собственность города Севастополя осуществляет ГКУ «Фонд государственного имущества». Кроме того, абзац второй устанавливает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, как уполномоченный исполнительный орган государственной власти города Севастополя, подает заявление о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Пунктом 2.5.3 определено, что в случае, если будет установлено отсутствие собственника объекта, имеющего признаки бесхозяйного имущества, Фондом организуется проведение технической инвентаризации имущества, изготовление технического и кадастрового паспортов на объект. Финансирование указанных мероприятий производится за счет бюджета города Севастополя.
Если в результате проверок по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества будет установлено, что выявленное недвижимое имущества подпадает под мероприятия подпунктов 2.5.2, 2.5.3, пункта 2.6 Порядка, Фонд передает собранные данные о выявленном имуществе, обладающем признаками бесхозяйного, в уполномоченный орган и осуществляет подготовку документов для постановки на учет данного недвижимого имущества как бесхозяйного.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в нарушение п. 2.5.3 Порядка должностными лицами ГКУ «Фонд государственного имущества» проведение технической инвентаризации имущества, изготовление технического и кадастрового паспортов на указанный объект, имеющий признаки бесхозяйного имущества, до настоящего времени не организованы.
Ссылку представителя ГКУ «Фонд государственного имущества» на отсутствие согласования на включение в государственный контракт изготовления технического плана от уполномоченного органа – Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, суд находит несостоятельными, поскольку действующим законодательством такая процедура согласование не предусмотрена.
Разрешая исковые требования, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что бездействие со стороны ответчиков препятствует проведению мероприятий по признанию спорной электрической высоковольтной линии бесхозяйной и обращению ее в собственность города в установленном законом порядке, и организации надлежащей эксплуатации.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Ленинского района города Севастополя к Государственному казенному учреждению города Севастополя «Фонд государственного имущества», Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, – СНТ СН «Парус-2», о понуждении совершить определенные действия, – удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение города Севастополя «Фонд государственного имущества» осуществить сбор и подготовку документов для постановки на учет недвижимого имущества – электрической высоковольтной линии №17 от ПС-7 35/6 кВ, имеющего признаки бесхозяйного, и обращения его в собственность города Севастополя, в том числе организовать проведение технической инвентаризации имущества, изготовление технического и кадастрового паспортов на объект.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя после получения из Государственного казенного учреждения города Севастополя «Фонд государственного имущества» данных и документов о выявленном имуществе – электрической высоковольтной линии №17 от ПС-7 35/6 кВ для постановки на учет как бесхозяйного, подать соответствующее заявление в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.09.2022.
Судья П.С. Струкова