Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-426/2024 ~ М-335/2024 от 25.06.2024

Дело № 2 - 426/2024

34RS0026 - 01 - 2024 - 000777 - 33

                                                        Р Е Ш Е Н И Е

                                    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Сулохиной Н.Н.,

при секретаре Дружининой Е.А.,

       16.07.2024 года в городе Ленинске Волгоградской области рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по <адрес>» к Пантелееву П. С. о взыскании излишне выплаченной суммы по социальному контракту.

                                              У С Т А Н О В И Л:

        Государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по <адрес>» (с учётом уточнений) обратилось в суд с иском к Пантелееву П. С. о взыскании излишне выплаченной суммы по социальному контракту, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ Пантелеев П.С. обратился в ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес>» за назначением государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Приказом комитета социальной защиты заселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021 – 2022 годах».

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ЦСЗН по <адрес> принято решение о назначении Пантелееву П.С. социальной помощи на основании социального контракта размере 350.000,00 рублей с целью осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ЦСЗН по <адрес> и Пантелеевым П.С. подписан социальный контракт, по условиям которого центр социальной защиты населения обязуется оказать Пантелееву П.С. государственную социальную помощь на основании социального контракта, а заявитель (семья заявителя – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, являющегося неотъемлемой частью настоящего социального контракта.

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ЦСЗН по <адрес> перечислило Пантелееву П.С. государственную социальную помощь на основании социального контракта в размере 350.000,00 рублей.

Согласно программе социальной адаптации Пантелеев П.С. должен ежемесячно до пятого числа (начиная с ДД.ММ.ГГГГ весь период действия социального контракта) предоставлять отчёты об исполнении мероприятий программы социальной адаптации).

По заключению об оценке выполнения мероприятий Программы социальной адаптации Пантелеевым П.С. выполнено три пункта программы, а именно: обучение по программе «Мой бизнес» - ДД.ММ.ГГГГ; регистрация индивидуального предпринимателя - ДД.ММ.ГГГГ, покупка основного средства легкового автомобиля - ДД.ММ.ГГГГ; далее ни одного отчёта Пантелеевым П.С. предоставлено, не было.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Пантелеева П.С. направлено уведомление о переплате и возврате излишне полученной суммы в связи с нарушением пункта 3.2 социального контракта.

ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ЦСЗН по <адрес> и Пантелеевым П.С. заключено Соглашение о расторжении социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на основании п 6.1 (г) в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) заявителем мероприятий программы социальной адаптации по неуважительным причинам социального контракта.

В соответствии с пунктом 4.12 Порядка , в случае неисполнения несвоевременного исполнения) гражданином мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимися уважительными, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, центр социальной защиты населения прекращает предоставление денежной выплаты и (или) возмещение расходов работодателю на проведение стажировки. В случае установления факта нецелевого использования средств выплаченная сумма подлежит возврату в соответствующий бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 4.14. Порядка ).

На основании изложенного, государственная социальная помощь на основании социального контракта в сумме 350.000.00 рублей является незаконно полученной Пантелеевым П.С. и подлежит возврату в бюджет.

Согласно соглашению о расторжении социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ Пантелееву П.С. предложено в добровольном порядке произвести возврат излишне полученной суммы государственной социальной помощи.

ДД.ММ.ГГГГ Пантелеевым П.С. возвращены денежные средства в размере 5.000 (пять тысяч) рублей, согласно чеку по операциям от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, государственная социальная помощь на основании социального контракта в размере 345.000 рублей использована Пантелеевым П.С. не по целевому назначению. Возврат неправомерно выплаченной социальной помощи на основании социального контракта производится в добровольном или судебном порядке.

ДД.ММ.ГГГГ Пантелеевым П.С. возвращена социальная помощь на основании соц. контракта отдельным категориям из средств федерального бюджета в размере 2 000 рублей. С учётом изложенного, просит суд взыскать с Пантелеева П.С. в пользу Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по <адрес>» излишне выплаченную по социальному контракту денежную сумму в размере 343.000 рублей (триста сорок три тысячи рублей 00 копеек).

Представитель истца Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по <адрес>» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела судом уведомлен надлежащим образом, при подаче иска письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчик Пантелеева П.С. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела судом уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствует отчет ШПИ 80108897739754.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему:

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (далее по тексту - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ) определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 78-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 4 части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

Следует отметить, что с учётом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

Согласно части 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится органами социальной защиты населения в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Методика оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу части 2.1 статьей 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения её получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведённых нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счёт другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем, закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Судом установлено и подтверждается материалами дела следующее: ДД.ММ.ГГГГ Пантелеев П.С. обратился в ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес>» с заявлением о назначении ему государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Приказом комитета социальной защиты заселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2022годах».

Решением ГКУ ЦСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Пантелееву П.С. назначена государственная социальная помощь в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 350 000 рублей единовременно, с ДД.ММ.ГГГГ; категория получателя - малоимущая семья.

ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ЦСЗН по <адрес> и Пантелеевым П.С. заключен социальный контракт , предметом которого явилось соглашение между Центром социальной защиты населения и заявителем, в соответствии с которым Центр социальной защиты населения обязался оказать заявителю государственную социальную помощь по социальному контракту, а заявитель – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, являющейся неотъемлемой частью социального контракта.

Согласно пункту 2.1 социального контракта, ГКУ ЦСЗН по <адрес> обязалось: выплатить назначенную Пантелееву П.С. государственную социальную помощь на основании социального контракта в размере 350.000,00 рублей единовременно; осуществлять ежемесячный контроль за выполнением программы социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина на всех этапах выполнения социального контракта; проводить проверку достоверности поступивших сведений о наступлении обстоятельств, влекущих расторжение социального контракта; расторгнуть социальный контракт по основаниям, указанным в пункте 6.1 социального контракта (в частности в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) заявителем мероприятий программы социальной адаптации по неуважительным причинам); прекратить выплату заявителю государственной помощи на основании социального контракта в случаях и порядке, установленных Порядком .

Согласно пункту 3.2 социального контракта, Пантелеев П.С. обязался: выполнять программу социальной адаптации семьи (одиноко проживающего гражданина) в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; использовать полученную государственную социальную помощь на основании социального контракта на выполнение мероприятий программы социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина; уведомить орган социальной защиты населения в течении 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта; по выполнению отдельных мероприятий программы социальной адаптации ежемесячно 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центр социальной защиты населения отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с положением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии с документов); при непредставлении своевременного отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по уважительной причине представить в центр социальной защиты населения сведения, подтверждающие наличие уважительных причин; при невыполнении условий программы социальной адаптации или нецелевом использовании денежных средств вернуть сумму социальной помощи в соответствующий бюджет.

В силу пункта 3.3 социального контракта, Пантелеев П.С. обязан: встать на учёт в налоговом органе по субъекту Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; представить в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налог на профессиональный доход; при необходимости приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально производственные запасы, получить лицензии на программное обеспечение и (или) на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (не более 10 процентов назначаемой выплаты), принять имущественные обязательства (не позднее 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и предоставить в орган социальной защиты населения, подтверждающие документы; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления центром социальной защиты факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта; осуществлять предпринимательскую деятельность в период срока действия социального контракта и не менее в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта. В случае утраты статуса индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход в указанный период новый социальный контракт может быть заключен не ранее чем через 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного контракта с таким гражданином. Социальный контракт вступает в силу со дня подписания и действует по ДД.ММ.ГГГГ (пункт 5.1. социального контракта). Все изменения в социальный контракт вносятся путём заключения дополнительного соглашения (пункт 5.2). Центр социальной защиты населения в одностороннем порядке может отказаться от исполнения условий контракта при невыполнении заявителем условий программы социальной адаптации посредством письменного уведомления заявителя (пункт 5.3 социального контракта).

В разделе 6 вышеназванного контракта предусмотрены основания для досрочного расторжения социального контракта, в том числе в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) заявителем мероприятий программы социальной адаптации по неуважительным причинам.

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ЦСЗН по <адрес> Пантелееву П.С. перечислило государственную социальную помощь на основании социального контракта в размере 350.000,00 рублей (л.

Пантелеевым П.С. в рамках выполнения условий социального контракта, представлены отчёты по выполнению мероприятий по социальной адаптации малоимущей семьи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно: обучение по программе «Мой бизнес» - ДД.ММ.ГГГГ; регистрация индивидуального предпринимателя - ДД.ММ.ГГГГ, покупка основного средства легковой автомобиль - ДД.ММ.ГГГГ, далее ни одного отчёта Пантелеевым П.С. предоставлено, не было.

Согласно заключению об оценке мероприятий Программы социальной адаптации от ДД.ММ.ГГГГ, в период действия социального контракта услуги по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси не оказывались и отчеты о полученных доходах не предоставлялись (л.д.64).

ДД.ММ.ГГГГ специалистом отдела ПМСП и ГСПН ФИО1 составлена докладная записка, согласно которой на протяжении длительного времени осуществлялась беседа с Пантелеевым П.С. в ходе которой разъяснено о порядке предоставления отчетов, а также возвращения денежных средств в сумме 350.000 рублей в бюджет (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ЦСЗН по <адрес> направило в адрес Пантелеева П.С. уведомление о переплате, которое получено последним в тот же день.

ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ЦСЗН по <адрес> и Пантелеевым П.С. заключено соглашение о расторжении социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого, стороны пришли к соглашению о расторжении социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, заявитель обязался вернуть денежные средства в сумме 350.000 рублей в течение трёх месяцев с даты подписания соглашения о расторжении социального контракта.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Пантелеевым П.С. возвращены денежные средства в размере 5.000 (пять тысяч) рублей, согласно чеку по операциям от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) и в размере 2 000рублей, согласно платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ.

Анализируя выше изложенное, суд приходит к выводу, что сумма излишне выплаченная Пантелееву П.С. в рамках социального контракта в размере 343.000,00 рублей (триста сорок три тысяч рублей 00 копеек) должна быть взыскана с ответчика, в связи с чем, требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьёй 103 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку при подаче настоящего иска, истец был освобождён от уплаты госпошлины, следовательно, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере в размере 6.630,00 (шесть тысяч шестьсот тридцать рублей).

Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по <адрес>» к Пантелееву П. С. о взыскании излишне выплаченной суммы по социальному контракту, удовлетворить.

Взыскать с Пантелеева П. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (паспорт серии выдан ДД.ММ.ГГГГ Ленинским РОВД <адрес> код подразделения ) в пользу Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по <адрес>» излишне выплаченную по социальному контракту денежную сумму в размере 343.000,00 рублей (триста сорок три тысячи рублей 00 копеек).

Взыскать с Пантелеева П. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (паспорт серии выдан ДД.ММ.ГГГГ Ленинским РОВД <адрес> код подразделения 342-026) в доход бюджета Ленинского муниципального района <адрес> государственную пошлину в размере 6.630,00 (шесть тысяч шестьсот тридцать рублей).

Судья: подпись

Копия верна: Судья Ленинского районного суда

<адрес>                        Н.Н.Сулохина

Подлинник документа подшит в деле ,

которое находится в Ленинском районном суде

<адрес>

2-426/2024 ~ М-335/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения по Ленинскому району"
Ответчики
Пантелеев Павел Сергеевич
Суд
Ленинский районный суд Волгоградской области
Судья
Сулохина Н.Н.
Дело на странице суда
lenin--vol.sudrf.ru
25.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2024Передача материалов судье
27.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2024Судебное заседание
16.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее