Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тулун 17 июля 2023 г.
Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Мицкевича А.О., при секретаре Мурашовой А.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1285/2023 (УИД 38RS0023-01-2023-001496-53) по иску МУ «Администрация города Тулуна» к Машневу Дмитрию Вячеславовичу, Машневу Вячеславу Владимировичу, Машневой Вере Николаевне, Машневой Кристине Вячеславовне об обязании очистить земельный участок, вывезти строительный и бытовой мусор,
У С Т А Н О В И Л:
Истец МУ «Администрация города Тулуна» обратилось в суд к ответчикам Машневу Дмитрию Вячеславовичу, Машневу Вячеславу Владимировичу, Машневой Вере Николаевне, Машневой Кристине Вячеславовне с требованиями об обязании очистить земельный участок, вывезти строительный и бытовой мусор, по адресу: ФИО1 ****, и вывезти строительный и бытовой мусор, указав в обоснование, что ответчикам принадлежит на праве собственности **** доме, расположенном по адресу: ФИО1 ****. В результате наводнения, произошедшего июне-июле 2019 г. на территории ФИО1 **** дом и постройки, расположенные на земельном участке, повреждены, непригодны для использования по назначению. Дом ответчиков непригоден для проживания, что подтверждается постановлением МУ «Администрация г.Тулун» от 31.07.2019 №3357. Ответчики за утраченный дом получили компенсацию в полном объеме. Просит суд обязать ответчиков, являющихся собственниками дома, расположенного на земельном участке по адресу: ФИО1 **** очистить земельный участок, вывезти строительный и бытовой мусор.
Представитель истца МУ «Администрация города Тулун» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом уведомлены надлежащим образом, согласно поступившему заявлению просили суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивают в полном объеме.
Ответчики Машнев Д.В., Машнев В.В., Машнева В.Н., Машнева К.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Тулуну, Тулунскому и Куйтунскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом, каких-либо заявлений, ходатайств в суд не направили.
Суд, изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу требований ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п.1 ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, пункт 2.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, пункт 3.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, пункт 4.
Согласно п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу п.2 ст.10 ГК РФ в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В силу п.5 ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Указом Губернатора Иркутской области от 27.06.2019 №134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019 №316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (п.1).
Постановлением МУ «Администрация г.Тулуна» от 15.11.2019 №5114 «О внесении изменений в Постановление администрации городского округа от 29.06.2019 №1047 «Об утверждении зоны чрезвычайной ситуации» утверждена зона чрезвычайной ситуации, определен перечень улиц, номеров домов, квартир и земельных участков, попавших в зону чрезвычайной ситуации, согласно приложению, в котором указано: Иркутская область, г.Тулун, пер.Мясокомбинатский, 100% дворов.
Постановлением МУ «Администрация г.Тулуна» от 31.07.2019 №3357 жилое помещение по адресу: ФИО1 ****, ****, признано непригодным для проживания.
Согласно сведениям Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 04.04.2023 №02-53-5648/23-14 взамен утраченного жилого помещения по адресу: ФИО1 ****, **** ****, приобретено жилое помещение по адресу: ****, мкр.Мирный, ****.
Истцом МУ «Администрация города Тулуна» в адрес ответчиков направлено уведомление №4323, о необходимости очистить земельный участок и вывезти строительный и бытовой мусор, расположенный на земельном участке по адресу: ФИО1 ****, ****, в срок до 30.04.2023.
В соответствии с представленной суду выпиской ЕГРН от 20.03.2023, в отношении объекта недвижимости: квартира, по адресу: ФИО1 ****, пер****, **** – данное жилое помещение признано непригодным для проживания, правообладателями на праве общей долевой собственности значатся: Машнев Д.В. ...........р., Машнев В.В. ...........р., Машнева К.В. .......... Машнева В.Н. ..........
Сведений о принадлежности спорного земельного участка, расположенного по адресу: **** не представлено, материалы дела не содержат.
Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН в отношении правообладателей Машнева Д.В. ...........р., Машневой В.Н...........р., судом не усматривается зарегистрированных за данными лицами прав на спорный земельный участок, расположенный по адресу: ФИО1 ****
Суду предоставлен акт визуального осмотра земельного участка от ****, согласно которому рабочая группа в составе главного специалиста отдела по жилью КУМИ, произвели осмотр земельного участка по адресу: **** по адресу: **** ходе осмотра на участке, установлено наличие строительного мусора.
Сведений о наличии на спорном земельном участке строительного и бытового мусора на момент рассмотрения настоящего гражданского дела материалы дела не содержат, суду не представлено.
В силу положений ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ч.1 ст.13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Пунктом 2 ч.2 ст.13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-ПП утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которым установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем: гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения); гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
При этом, ни федеральный закон, ни постановление Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-ПП не содержат норм, предполагающих изъятие жилого помещения и земельного участка в случае предоставления гражданину государственного жилищного сертификата (свидетельство на приобретение или строительство жилого помещения).
В соответствии с п.2 ст.235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
В силу ч.4 ст.32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В соответствии с ч.9 ст.32 ЖК РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Как разъяснено в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения ч. 4 ст. 32 настоящего Кодекса о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Таким образом, порядок изъятия земельного участка и расположенного на нем жилого дома (помещения) урегулирован положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, исходя из содержания и толкования которых следует, что жилищные права собственника жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Данный порядок предусматривает, в том числе, порядок признания жилого дома (помещения) аварийным и подлежащим сносу и порядок предъявления требований о сносе такого объекта.
Вместе с тем, стороной истца суду не представлено доказательств применения к ответчику и соблюдения процедуры изъятия у ответчика жилого помещения, регламентированной положениями ст.32 ЖК РФ.
Более того, довод истца о нахождении земельного участка по адресу: ****, в собственности ответчиков Машнева Д.В., Машнева В.В., Машневой В.Н., Машневой К.В. не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергается сведениями, имеющимися в ЕГРН.
При установленных судом в судебном заседании юридически значимых обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что ответчики Машнев Д.В., Машнев В.В., Машнева В.Н., Машнева К.В. при указанных обстоятельствах не являются собственниками спорного объекта недвижимости: земельного участка, и/или законным его владельцами, доказательств обратного суду не представлено, а также к ответчикам не была применена процедура изъятия спорного земельного участка для государственных и муниципальных нужд, в связи с чем у суда отсутствуют законные и обоснованные основания для удовлетворения требований иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований иска МУ «Администрация города Тулуна» к Машневу Дмитрию Вячеславовичу, Машневу Вячеславу Владимировичу, Машневой Вере Николаевне, Машневой Кристине Вячеславовне об обязании очистить земельный участок, вывезти строительный и бытовой мусор – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.О. Мицкевич
Мотивированное решение суда составлено 24.07.2023
Судья А.О. Мицкевич