Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
уникальный идентификатор дела№ |
16 апреля 2024 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания ГАЕВСКОЙ Т.И.,
с участием:
старшего помощника прокурора Гагаринского района г. Севастополя Прокопенко Е.А.,
ответчика ФИО1,
представителя ответчика ФИО7,
представителя третьего лица ФИО2 - ФИО8,
третьего лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гагаринского района города Севастополя к ФИО1 о признании брака недействительным;
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Управление МВД России по г. Севастополю, Управление ЗАГС города Севастополя, ФИО2, нотариус г. Севастополя ФИО3, ФИО4,
у с т а н о в и л:
В ДД.ММ.ГГГГ года прокурор Гагаринского района г. Севастополя обратился в суд с иском в котором просил признать недействительным брак, заключенный между ФИО9 и ФИО1, и зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ отделом записи актов гражданского состояния Ленинского района г. Севастополя Управления ЗАГС г. Севастополя (запись акта о заключения брака №).
В обоснование иска указано на фиктивность данного брака, целью создания которого являлось получение гражданкой Республики Казахстан ФИО1 гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.
В судебном заседании старший помощник прокурора Гагаринского района г. Севастополя ФИО6 доводы искового заявления поддержала, указав на отсутствие сведений, свидетельствующих о взаимоотношениях между ФИО9 и ФИО1, как супругами.
Ответчик ФИО1 и представитель ответчика ФИО7 против удовлетворения иска возражали в связи с недоказанностью прокурором заявленных оснований иска.
Третье лицо ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, судебная корреспонденция возвращена по истечению срока хранения в отделении связи, воспользовался правом ведения дела в суде через представителя.
Представителя третьего лица ФИО2 – ФИО8 доводы иска прокурора считал обоснованными. Пояснил, что в ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств, свидетельствующих о семейных отношений между ФИО9 и ФИО1
Третье лицо ФИО4 в суде пояснил, что его мать ФИО1 находилась в браке с ФИО9, они совместно проживали, вели общее хозяйство, причиной прекращения брачных отношений стало злоупотребление ФИО9 алкоголем.
Управление МВД России по г. Севастополю, Управление ЗАГС города Севастополя, нотариус г. Севастополя Молошникова А.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, явку представителей в суд не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, показания свидетелей, исследовав доводы искового заявления и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 27 СК РФ брак признается недействительным, в частности, в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 28 СК РФ требовать признания брака недействительным вправе супруг, не знавший о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, опекун супруга, признанного недееспособным, супруг по предыдущему нерасторгнутому браку, другие лица, права которых нарушены заключением брака, произведенным с нарушением требований ст. 14 СК РФ, а также орган опеки и попечительства и прокурор.
В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 28 СК РФ требовать признания брака недействительным вправе прокурор, а также не знавший о фиктивности брака супруг в случае заключения фиктивного брака. Наследники таким правом не обладают.
Таким образом, из ст. 28 СК РФ следует, что наследники имеют право требовать признания брака недействительным лишь по основаниям нарушения требований ст. 14 СК РФ при его заключении.
Судом установлено, что отделом записи актов гражданского состояния Ленинского района города Севастополя Управления ЗАГС города Севастополя между гражданином Российской Федерации Лавровым Игорем Валентиновичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и гражданкой Республики Казахстан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак, о чем составлена запись акта о заключения брака №.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ОВМ ОМВД России по Гагаринскому району выдано разрешение на временное проживание без учета квоты на основании п. 3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", вместе с несовершеннолетним сыном ФИО4, как лицу, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
Согласно пп. 4 п. 3 ст. 6 названного Федерального закона иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, разрешение на временное проживание может быть выдано без учета квоты, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Согласно заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ОВМ ОМВД России по Гагаринскому району выдан вид на жительство серии № №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии № № на основании решения УМВД России по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. Л ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации ".
Брак между ФИО9 и ФИО1 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, о чём составлена запись акта о расторжении брака №.
ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалов наследственного дела №, находящегося в производстве нотариуса г. Севастополя ФИО3, наследником принявшим наследство после смерти ФИО9 является его брат ФИО2 Также с заявлением о выделении супружеской доли из состава наследственного имущества обратилась ФИО1
Обращаясь с настоящим иском в суд, прокурор указывает, что по заявлению ФИО2 проведена проверка доводов о фиктивности заключенного между ФИО9 и ФИО1 брака.
Как указывает прокурор в исковом заявлении, о фиктивности брака свидетельствует тот факт, что ФИО9 и ФИО1 совместно не проживали, общего хозяйства не вели.
Допрошенные в суде в качестве свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО18 и ФИО13, знавшие ФИО9 в рассматриваемый период, показали о том, что ФИО9 сообщал им о регистрации брака, и последующем его расторжении. Супругу ФИО9 они никогда не видели, ФИО9 ни с кем общего хозяйства не вел, брачных отношений не поддерживал, совместно не проживал.
Также свидетель ФИО10 показала, что со слов ФИО9 ей известно о регистрации им брака, за что он получил денежные средства. В указанный период времени ФИО9 проживал у нее в доме, оказывал помощь в осуществлении строительных работ, был склонен к употреблению алкоголя.
В свою очередь, свидетели ФИО14 и ФИО15 показали, что знали ФИО9, который проживал с ФИО1 в принадлежащем ей жилом помещении по <адрес> в г. <адрес>, их отношения характеризовали как семейные.
В суде свидетель ФИО16 также подтвердил факт брачных отношений между ФИО9 и ФИО1, участие в несении оплаты за принадлежащий ФИО9 земельный участок.
Согласно пояснений третьего лица ФИО4, его мать ФИО1 находилась в браке с ФИО9, проживали в жилом помещении по <адрес> в г. <адрес>, вели общее хозяйство. Причиной прекращения брачных отношений стало злоупотребление ФИО9 алкоголем.
В судебном заседании ФИО1 пояснила, что познакомившись с ФИО9 и поддерживая близкие отношения, решение о дате регистрации брака было принято обоюдно, при этом день регистрации брака являлся днем её рождения. Проживали в находящемся её собственности жилом помещении по <адрес> в <адрес>.
Проанализировав в совокупности предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства не установлено достоверных доказательств, свидетельствующих о фиктивности заключенного между ФИО9 и ФИО1 брака.
Показания допрошенных свидетелей в суде носят противоречивые сведения о характере взаимоотношений между данными супругами, а сведения о получении ФИО9 денежного вознаграждения за регистрацию брака известны свидетелям с его слов и иными объективными доказательствами не подтверждены.
При жизни ФИО9 в компетентные органы с заявлениями о фиктивности брака не обращался, а проверка прокурором факта заключения брака инициирована наследником ФИО9 - ФИО2, которым оспаривались права ФИО1 на приобретенное в браке наследственное имущество в виде доли на земельный участок №, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>
Соотношение времени нахождения ФИО9 и ФИО1 зарегистрированном браке, с действиями ФИО1 по получению разрешения на временное проживание без учета квоты, а в последующем и гражданства Российской Федерации, само по себе не может свидетельствовать о фиктивности данного брака.
Иных доказательств фиктивности брака, полученных в ходе проверки заявления ФИО2, что послужило основанием для обращения в суд с данным иском, прокурором суду в порядке ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении искового заявления прокурора Гагаринского района города Севастополя к ФИО1 о признании брака недействительным.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 21.04.2024 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>