Дело № 2-320/2024
УИД 44RS0004-01-2024-000412-07
Мотивированное решение
изготовлено 15.08.2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2024 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Праздниковой О.А.
при секретаре Кузнецовой И.И.,
с участием старшего помощника прокурора Ларионовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» Мантуровского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности организовать эксплуатационный контроль здания,
У С Т А Н О В И Л:
Мантуровский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ № 5» Мантуровского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности организовать эксплуатационный контроль здания. В обоснование исковых требований указал, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в части содержания зданий и сооружений организаций дополнительного образования детей.
Установлено, что вопреки требованиям законодательства, регламентирующих безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении - МБОУ «СОШ № 5» Мантуровского муниципального округа Костромской области не организован эксплуатационный контроль здания, выявленные нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих школу, в том числе права несовершеннолетних, обучающихся в образовательной организации, на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность. По выявленным нарушениям в адрес исполняющего полномочия главы г.о.г. Мантурово внесено представление, в рамках рассмотрения которого меры по устранению нарушений не приняты. Прокурор просит суд обязать ответчика организовать эксплуатационный контроль здания образовательной организации, расположенного по адресу: [адрес] срок до 01.09.2025года. Требования мотивированы нормами ст.296 ГК РФ, ст.55.24-55.25 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст.28,41 ФЗ «Об образовании в РФ», ст.36 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В судебном заседании старший помощник Мантуровского межрайонного прокурор Ларионова Е.А. исковые требования поддержала по доводам иска, просила обязать ответчика организовать эксплуатационный контроль здания образовательной организации, расположенного по адресу: Костромская область, г.Мантурово, ул. Советская, д.100 в срок до 01.09.2025 года.
Представитель ответчика директор МБОУ СОШ №5 Смирнова Ю.А. в судебное заседание не явилась, согласно телефонограмме просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования признает.
Выслушав прокурора, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 ФЗ "Об образовании в РФ" охрана здоровья обучающихся, в том числе, включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу пункта 2 части 6 статьи 28 того же федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст.ст.209,210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В силу пункта 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией (пункт 7 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (пункт 9 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 ст.55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Согласно ст.36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 36 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Данное Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Правила обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений изложены в "ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", который был введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года N 1984.
Пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011 предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (пункт 4.3 ГОСТ 31937-2011).
В силу пункта 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Согласно пунктов 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.
В соответствии с положениями устава МБОУ «СОШ №5» Мантуровского муниципального округа Костромской области, учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ прав граждан на образование (п.1.3). Учреждение осуществляет свою деятельность по адресу: [адрес] (п.1.13 Устава). Имущество учреждения является собственностью Мантуровского муниципального округа Костромской области и закреплено за ним на праве оперативного управления (п.7.1, 7.2 Устава).
Судом установлено, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании и законодательства, регламентирующего безопасность пребывания несовершеннолетних, в деятельности МБОУ «СОШ №5» Мантуровского муниципального округа Костромской области, расположенного по адресу: [адрес].
В ходе проверки выявлено, что МБОУ «СОШ №5» Мантуровского муниципального округа Костромской области эксплуатационный контроль зданий должным образом не осуществляет, современные средства технической диагностики не используются, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния здания (сооружения) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.
24.04.2023года Мантуровским межрайонным прокурором в адрес исполняющего полномочия главы г.о.г.Мантурово внесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в образовательных учреждениях, однако выполнение требований прокурора в полном объеме не обеспечено.
29.05.2023года администрацией г.о.г.Мантурово на представление прокурора дан ответ, в котором указано, что в сентябре 2023 года во всех образовательных учреждениях будет проведено обследование технического состояния зданий
Исследовав представленные доказательства в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ), суд приходит к выводу, что в нарушение действующего законодательства, ответчик – МБОУ «СОШ № 5» не выполнило требования законодательства в части создания безопасных условий обучения и воспитания обучающихся. В материалах дела не имеется сведений о проведении обследования технического состояния здания школы, эксплуатационном контроле, который установлен вышеуказанными нормативными требованиями. Само по себе выполнение учреждением проверки готовности образовательной организации к учебному году и по мере возникновения необходимости работ по текущему ремонту не свидетельствует о надлежащем выполнении учреждением обязанности по проведению обследования технического состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированных организаций, располагающих современными средствами технической диагностики. Невыполнение указанных мероприятий создает угрозу причинения вреда как не обследуемым объектам, так и угрозу безопасности людей, в том числе несовершеннолетних, посещающих такие объекты.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При установлении фактов нарушения закона, прокурор в пределах возложенных на него полномочий, вправе обращаться в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений, влекущих угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания школы путем привлечения специализированной организации может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия содержания детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Таким образом, пояснения прокурора подтверждаются материалами дела, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренном положениями ст.12ГК РФ, является понуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения данной обязанности, суд исходит из характера проведения необходимых процедур, временных затрат, необходимых для их выполнения и полагает достаточным и разумным срок, предложенный истцом для исполнения решения, то есть до 01.09.2025года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск Мантуровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ №5» Мантуровского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности организовать эксплуатационный контроль здания – удовлетворить полностью.
Обязать МБОУ СОШ №5 Мантуровского муниципального округа Костромской области, [адрес] организовать эксплуатационный контроль здания образовательной организации, расположенного по адресу: [адрес] в срок до 01.09.2025года.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: О.А Праздникова.