Дело № 2-854/2023
УИД 59RS0029-01-2023-000992-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2023 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Волковой Л.В.,
при секретаре Третьяковой О.Б.,
с участием помощника прокурора Нытвенского района Витвинина П.В.,
представителя ответчика - муниципального образования «Нытвенский городской округ» Поносова В.В., действующего по доверенности,
представителя соответчика - МБУ «Благоустройство» Чичева Т.Г., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к МО Нытвенский городской округ, МБУ «Благоустройство» о возложении обязанности организовать стационарное уличное освещение на автомобильных дорогах д. Заполье,
у с т а н о в и л:
Прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному образованию Нытвенский городской округ в лице администрации Нытвенского городского округа, просит возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ Пермского края» в лице администрации Нытвенского городского округа обязанность организовать стационарное уличное освещение на автомобильных дорогах д. Заполье Нытвенского городского округа Пермского края в соответствии с требованиями п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до 31.12.2024.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения требований законодательства о дорожной деятельности, законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в нарушение п. 4.6.1.1. «ГОСТ Р 52766-2007» стационарное электрическое освещение автомобильных дорог д.Заполье Нытвенского городского округа отсутствует.
Выявленные нарушения стали возможными по причине ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами администрации Нытвенского городского округа, ответственными за содержание автомобильных дорог, в связи с чем 01.06.2023 в адрес главы администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности, законодательства о безопасности дорожного движения.
Таким образом, администрацией Нытвенского городского округа не предпринят полный комплекс обязательных мер для выполнения организационных и правовых мероприятий по обустройству вышеуказанного участка автомобильных дорог, что в свою очередь, отрицательно сказывается на правах граждан, использующих автомобильные дороги, а также на обеспечении безопасности дорожного движения. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении прав граждан.
В судебном заседании помощник прокурора Нытвенского района Витвинин П.В. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что по всей д.Заполье отсутствует освещение.
Представитель административного ответчика Поносов В.В. с исковыми требованиями согласен частично, исполнение решения в части возложения обязанностей по устранению нарушений просит возложить на МБУ «Благоустройство». Пояснил, что в д.Заполье отсутствует уличное освещение, но поскольку денежные средства на это отсутствуют, то в 2024г. данное требование будет неисполнимо, кроме того необходимо соблюсти бюджетное законодательство. Есть программа по сельским местностям, там заложено уличное освещение, просит срок установить срок до 31.12.2026.
Представитель административного соответчика МБУ «Благоустройство» Чичев Т.Г. с исковыми требованиями согласен частично, просит установить срок исполнения решения по 31.12.2026.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно положениям данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч. 4 ст. 6).
В силу ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: создание условий предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального, межмуниципального, местного значения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.Элементами обустройства автомобильных дорог понимаются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (пункт 5 ст. 3 ФЗ № 257-ФЗ).
ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. № 270-ст, устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
На основании обращения ФИО1 от 15.05.2023 по факту ненадлежащего состояния автомобильных дорог д.Заполье Нытвенского городского округа, прокуратурой Нытвенского района в отношении администрации Нытвенского городского округа в период с 01.06.2023 по 30.06.2023 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, в связи с чем, 01.03.2023 прокуратурой района в МБУ «Благоустройство» были истребованы информация и документы (л.д. 10-14, 18).
В ответ на требование МБУ «Благоустройство» 23.05.2023 сообщает, что письменных обращений от ФИО1 по вопросу ненадлежащего состояния автомобильных дорог в д.Заполье не поступало. Технический паспорт и проект организации дорожного движения на автомобильные дороги д.Заполье отсутствуют (л.д.15-16).
01.06.2023 прокурором Нытвенского района в адрес главы администрации Нытвенского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, о дорожной деятельности (л.д. 21-26). В представлении указано, что в рамках проводимой проверки прокуратурой района, совместно со ст. государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России по Нытвенскому городскому округу 26.05.2023 совершен выезд на автомобильные дороги. Установлено, что в нарушение п.4.6.1.1. «ГОСТ Р 52766-2007» стационарное электрическое освещение автомобильных дорог д.Заполье отсутствует. Локальный сметный расчет по обустройству освещения на указанном участке дороги не составлен, источник финансирования и сроки обустройства уличного освещения не определены, следовательно, должных и своевременных мер администрацией по обустройству стационарного электрического освещения на данных дорогах не принято.
06.07.2023 дан ответ на представление, из которого следует, что изложенные в представлении факты нашли свое подтверждение. На д. Заполье проектов организации дорожного движения и технических паспортов нет, в 2024г. будут запланированы мероприятия по составлению данной документации. В рамках содержания по обслуживанию наружного освещения по существующему гражданско-правовому договору от 07.06.2022 отсутствуют мероприятия по строительству сетей наружного освещения. При наличии экономии денежных средств с проведенных аукционов в 2023г. возможно запланировать мероприятия по строительству линии наружного освещения на конец 2024г. (л.д.27- 28).
На основании распоряжения Управления земельно-имущественных отношений администрации Нытвенского городского округа от 01.11.2022 №485 из казны муниципального образования «Нытвенский городской округ» МБУ «Благоустройство» в безвозмездное пользование переданы дороги общего пользования местного значения Нытвенского городского округа, согласно перечню автомобильных дорог, том числе переданы дороги д.Заполье (л.д.29-37).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на автомобильных дорогах д.Заполье отсутствует стационарное электрическое освещение.
Указанные нарушения непосредственно влияют на безопасность движения, нарушают права граждан на пользование дорогами. Данный факт ответчиками не опровергнут надлежащими и достоверными доказательствами, в том числе и на момент рассмотрения настоящего иска судом.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что прокурором доказано нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения иска прокурора о возложении обязанности на административного ответчика в части организации стационарного уличного электрического освещения н автомобильных дорогах д.Заполье в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Поскольку автомобильные дороги д.Заполье переданы МБУ «Благоустройство», предметом деятельности МБУ «Благоустройство», созданного в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления Нытвенского городского округа в том числе, в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, освещения улиц, является: в т.ч. деятельность по организации освещения улиц округа, а учредителем МБУ «Благоустройство» выступает МО Нытвенский городской округ, то обязанность по организации стационарного уличного электрического освещения на автомобильных дорогах д.Заполье суд возлагает на МБУ «Благоустройство», а обязанность произвести финансирование МБУ «Благоустройство» для устранения указанных нарушений законодательства суд возлагает на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ».
Суд, учитывая принцип исполнимости решения, характер заявленных требований, требования разумности, требования бюджетного законодательства, сезонный характер работ, связанных с дорожными работами, а также принимая во внимание доводы административных ответчиков о сроках исполнения заявленных прокурором требований, что выполнение работ по обустройству освещения является продолжительным по времени и требующим значительных финансовых средств мероприятием, устанавливает срок исполнения решения суда до 31.12.2026.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
возложить на МБУ «Благоустройство» обязанность организовать стационарное уличное освещение на автомобильных дорогах д. Заполье Нытвенского городского округа Пермского края в соответствии с требованиями п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до 31.12.2026.
Возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ» обязанность произвести финансирование МБУ «Благоустройство» для выполнения вышеуказанных работ в срок до 31.12.2026 г.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Волкова