Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9371/2022 ~ М-8487/2022 от 11.07.2022

Дело № 2-9371/2022

50RS0031-01-2022-005584-47

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    29 июля 2022 года                                                                            г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Клочковой С.И.

при секретаре Ковковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области к Сорокиной Марине Владимировне о взыскании суммы неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области обратился с иском к Сорокиной М.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 составляет 45 153,26 руб.

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что ответчик является собственником нежилого помещения площадью 18,2 кв.м (17% от фактически занятой площади здания), расположенного по адресу: АДРЕС, пом. IV.

Регистрация права собственности произошла 05.12.2018 года.

Здание, общей площадью 10 569,05 кв.м, построено на земельном участке общей площадью 6 000 кв.м, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 50:20:0030118:53, расположенным по адресу: АДРЕС, с видом разрешенного использования – для строительства бизнес-центра. является собственником нежилых помещений общей площадью 876,4 кв.м (8,29 % от фактически занятой площади здания), расположенного по адресу: АДРЕС, пом. IV.

За период с 01.01.2019 по 31.12.2021 за ответчиком образовалась задолженность в размере 45 153,26 рублей.

Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик, надлежащим образом уведомленная о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки не сообщила.

В соответствии с ч. 4 ст. 113 ГПК РФ судебное извещение направляется по адресу проживания гражданина.

В соответствии с ч. 2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Доказательств невозможности получения судебной корреспонденции в ходе рассмотрения настоящего дела ответчиком не представлено, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика по имеющимся доказательствам.

В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки, и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ судом вынесено определение о заочном рассмотрении дела в отсутствие ответчика.

Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Сорокина Марина Владимировна является собственником нежилого помещения площадью 18,2 кв.м (17% от фактически занятой площади здания), расположенного по адресу: АДРЕС, пом. IV.

Регистрация права собственности произошла 05.12.2018 года.

Здание, общей площадью 10 569,05 кв.м построено на земельном участке общей площадью 6 000 кв.м, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером ....., расположенным по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Молодежная, с видом разрешенного использования – для строительства бизнес-центра.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ).

Отсутствие договорных правоотношений между сторонами не исключает возмездности пользования земельным участком под принадлежащим ответчику на праве собственности недвижимым имуществом и не освобождает его от обязанности произвести оплату за такое пользование. Правовым основанием для взыскания с фактических пользователей земельных участков неосновательно сбереженных ими денежных средств являются ст. 1102 ГК РФ и ст.ст. 35, 36, 65 ЗК РФ.

В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ и статьи 39.7 ЗК РФ плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

На основании ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования. В рассматриваемом случае ответчик пользовался чужим земельным участком без внесения соответствующей платы, следовательно, у него возникло неисполненное обязательство, вытекающее из неосновательного обогащения.

Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (ч. 2 ст. 1102 ГК РФ).

Под неосновательностью пользования следует понимать отсутствие оснований для безвозмездного пользования чужим земельным участком, а под неосновательным обогащением - денежные средства, которые исходя из принципа платности землепользования, установленного пп. 7 п. 1 ст. 1 и ст. 65 ЗК РФ, должно выплачивать лицо, пользующееся земельным участком.

Согласно п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу указанных правовых норм у лица, фактически использующего земельный участок, возникает обязанность вносить плату за землепользование.

В данном случае п. 2 ст. 1105 ГК РФ на спорные правоотношения не распространяется по следующим причинам: целью указания в норме выражения «по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование» является определение размера денежного обязательства за весь период пользования, которое невозможно установить без такого указания в условиях, когда колебания цены за период пользования не имеют ни четких временных границ, ни четких стоимостных ориентиров.

В рассматриваемом случае арендная плата за период пользования является ценой регулируемой, то есть ценой, стоимостное выражение и период действия которой могут быть установлены на основании нормативного акта.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Гражданское право исходит из того, что никто не может извлекать преимуществ из своего незаконного (недобросовестного поведения).

На основании изложенного, размер обязательства по оплате неосновательного обогащения, подлежащий взысканию с ответчика, должен соответствовать размеру обязательства арендатора за пользование этим земельным участком, исчисленного по регулируемой цене.

Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена определяется по формуле в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Московской области от 07.06.1996 г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области». При определении коэффициента, следует учитывать вид разрешенного использования земельного участка, местоположение земельного участка на территории муниципального образования, площадь арендуемого земельного участка.

Коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования, (Км) устанавливается представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающего правом предоставления земельных участков, в пределах от 1 до 10 и должен учитывать: 1) близость к административным центрам поселений, к объектам производственной деятельности и объектам транспортной инфраструктуры, к коммунальным, инженерным, электрическим и другим линиям и сетям; 2) историческую и ландшафтную ценность территории; 3) состояние окружающей среды; 4) инженерно-геологические условия; 5) рекреационную ценность территории.

Часть 6 статьи 14 Закона № 23/96-ОЗ предписывает, что коэффициенты Пкд и Км, которые устанавливаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающего правом предоставления земельных участков.

Так, в данном случае расчет необходимо производить на основании Закона Московской области от 03.07.2018 № 103/2018-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2019 год», решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 28.04.2009 № 14/32; Закона Московской области от 05.11.2019 № 220/2019-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2020 год», Решения Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 20.12.2019 № 28/12; Закона Московской области от 12.11.2020 № 221/2020-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2021 год», Решения Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 28.12.2020 № 14/21.

Согласно абзацу 1 части 3 статьи 14 Закона № 23/96-ОЗ значения коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка, (Кд) устанавливаются в соответствии с Приложением к этому Закону.

Согласно пункту 14 Приложения к Закону Московской области № 23/96 от 07.06.96 по состоянию на 2019-2020 г.г. Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области при производстве расчета применил Кд для земельных участков для размещения объектов торговли, за исключением киосков, палаток, торговых павильонов, рынков и ярмарок – 4,2 (п. 33 Приложения), поскольку в нежилом здании – Бизнес-центр осуществляется торговая деятельность.

При расчете сумм арендной платы на 2021 год истцом взят за основу коэффициент КД, в размере 6 – категория «предпринимательство» за отсутствием категории «объектов торговли» в новоутвержденной Таблице «Коэффициенты, учитывающие вид разрешенного использования земельного участка» Приложения к Закону Московской области № 242/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» от 01.12.2020 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 23/96-ОЗ, если на земельном участке арендатор осуществляет различные виды деятельности или условия использования им земельного участка различны, значение Кд применяется в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка. В случае, если в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка арендатор осуществляет различные виды деятельности или условия использования им земельного участка различны, из всех возможных значений Кд применяется наибольшее.

Как следует из материалов дела, Расчет арендной платы за земельный участок осуществляется на основании пп. 3 п. 1 ст. 14 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области», закона Московской области от 03.07.2018 № 103/2018-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2019 год», решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 28.04.2009 № 14/32, в соответствии с которым, исходя из находящейся в собственности площади земельного участка 10,332 кв.м, арендная плата за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 составляет 13 669,70 руб.

На основании пп. 3 п. 1 ст. 14 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области», Закона Московской области от 05.11.2019 № 220/2019-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2020 год», Решения Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 20.12.2019 № 28/12, в соответствии с которым, исходя из находящейся в собственности площади земельного участка 10,332 кв.м, арендная плата за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 составляет 1 475,39 руб.

На основании пп. 3 п. 1 ст. 14 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области», Закона Московской области от 12.11.2020 № 221/2020-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2021 год», Решения Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 28.12.2020 № 14/21, в соответствии с которым, исходя из находящейся в собственности площади земельного участка 10,332 кв.м, арендная плата за период 01.01.2021 по 31.12.2021 составляет 17 308,17 руб.

Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, размер платежей за пользование земельным участком за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 составляет 45 153,26 рублей (сорок пять тысяч сто пятьдесят три рубля 26 копеек), которые подлежат взысканию с ответчика.

При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что истец при подаче искового заявления в суд освобожден от уплаты госпошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере 1 555 руб.

Руководствуясь ст.ст. 193, 199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области к Сорокиной Марине Владимировне о взыскании суммы неосновательного обогащения – удовлетворить.

Взыскать с Сорокиной Марины Владимировны в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области сумму неосновательного обогащения за период 01.01.2019 по 31.12.2021 составляет 45 153,26 руб.

Взыскать с Сорокиной Марины Владимировны в доход бюджета Одинцовского городского округа Московской области государственную пошлину в размере 1 555 руб.

    Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд Московской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

    Судья                                                                                      С.И. Клочкова

Мотивированное решение изготовлено: 26.08.2022

2-9371/2022 ~ М-8487/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области
Ответчики
Сорокина Марина Владимировна
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Судья
Клочкова Светлана Игоревна
Дело на странице суда
odintsovo--mo.sudrf.ru
11.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2022Передача материалов судье
12.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2022Судебное заседание
26.07.2022Судебное заседание
29.07.2022Судебное заседание
26.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее