Дело № 12-9/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Златоуст 07 февраля 2022 года
Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Обвинцева Л.Ю., при секретаре Поздеевой Н.М.,
с участием представителя ЦЛРР Управления Росгвардии по Челябинской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда Челябинской области (г. Златоуст, ул. Ковшова, 33) жалобу должностного лица, ответственного за сохранность оружия и патронов ООО ЧОП «АРТА» ГАВРИЛОВА ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>
на постановление начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по городам Златоусту, Миассу, Кусинскому и Чебаркульскому районам Управления Росгвардии по Челябинской области ФИО3 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Гаврилова В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
Гаврилов В.В. обратился суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении № от 08 декабря 2021 года, вынесенное начальником отделения лицензионно-разрешительной работы по городам Златоусту, Миассу, Кусинскому и Чебаркульскому районам Управления Росгвардии по Челябинской области ФИО3, согласно которому должностное лицо, ответственное за сохранность оружия и патронов Общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «АРТА» (далее – ООО ЧОП «АРТА», Общество) Гаврилов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
В обоснование своих доводов сослался на то, что полагает обжалуемое постановление незаконным и необоснованным, поскольку выявленные нарушения являются незначительными и формальными, а размер назначенного штрафа является значительным для заявителя.
В ходе проверки были выявлены нарушения правил оборота оружия, однако полагает, что необходимости в замене патронов не имелось, так как оружие «Сайга-12С» не использовалось длительное время, в связи с чем контроль за сроками годности патронов был упущен. Однако данные патроны калибра 12 в количестве 10 штук срок годности, хранения и использования которых истек, сданы в ОП «Новозлатоустовский» ОМВД России по Златоустовскому городскому округу, о чем имеется квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ Оружие «ИКСК», «Сайга-12С», «Сайга-12С» хранится в сейфе чищенным и смазанным. Пылевой налет инспектором ЦЛРР был обнаружен на раскладном прикладе оружия. С нарушением не согласен, в акте не указано, какие следы выявлены на оружии. Книга номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов ведется согласно приложению № 69 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ № 288 от ДД.ММ.ГГГГ, в части 2 указаны модель закрепляемого оружия и количество патронов. Нарушение отсутствует. В книге выдачи и приема оружия, патронов в графе № нет указания на «тип» оружия. В связи с этим данная информация не вносится в книгу выдачи оружия и патронов. Патроны, выдаваемые охранникам, указываются в соответствии с РХИ от ДД.ММ.ГГГГ № выдано Управлением Росгвардии по Челябинской области. Вменяемое нарушение отсутствует. Документы, а именно графики несения службы ведутся в электронном виде, на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ ответственный за это сотрудник отсутствовал на рабочем месте, в связи с чем доступа к компьютеру не было. В книгу номерного учета и закрепления оружия, являющуюся основным документом текущего учета оружия, вносятся ежеквартальные сверки фактического наличия оружия и патронов, проводимая ежегодная инвентаризация, указывается «вид» оружия и партия имеющихся патронов. В книге «Тип» оружия в графе 4 не указан, сведения о номерах партий изготовления не указаны, т.к. в приложении № 62 требуется указать тип патронов и количество. Данные сведения о проводимых в организации сверках соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, а также номера партий патронов записываются и ведутся в книге номерного учета и персонального закрепления оружия часть 1 приложение № 61 Инструкции (п.141, п.142 Инструкции). Вменяемое нарушение отсутствует.
Полагает, что административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. является чрезмерным, просит снизить размер на основании части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ до 25 000 рублей, что будет соответствовать характеру допущенного правонарушения, степени вины, наличию иждивенцев, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению его имущественных прав и интересов.
В судебном заседании Гаврилов В.В. доводы, изложенные в жалобе, поддерживает. Просит применить пункт 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, снизить размер штрафа до 25 000 рублей.
Должностное лицо представитель ЦЛРР Управления Росгвардии по Челябинской области ФИО3 в судебном заседании пояснил, что полагает постановление законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Заслушав Гаврилова В.В., ФИО3, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Таким образом, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Постановлением по делу об административном правонарушении №, вынесенным 08 декабря 2021 года начальником отделения лицензионно-разрешительной работы по городам Златоусту, Миасс, Кусинскому и Чебаркульскому районам Управления Рогвардии по Челябинской области ФИО3 должностное лицо, ответственное за сохранность оружия и патронов, директора ООО ЧОП «АРТА» Гаврилов В.В. признан виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в ходе проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, установлено, что 19 ноября 2021 года в период с 12 часов 00 минут по 14 часов 00 минут директор ООО ЧОП «Арта» Гаврилов В.В., являясь должностным лицом, ответственным за сохранность оружия и патронов Общества, по адресу: <адрес> (место хранения оружия) допустил нарушение правил хранения и учета оружия и патронов к нему, не содержащее уголовно наказуемого деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, а именно требований Федерального Закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по обороту гражданского и служебного оружия и патронов на территории РФ», Инструкции по организации работы по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утверждённой Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: хранятся технически неисправные патроны калибра 12 в количестве 10 шт., срок годности, хранения и использования истек; служебное огнестрельное короткоствольное оружие: «ПКСК» № А 0410, служебное огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие: «Сайга-12С» №, «Сайга-12С» № хранятся в нечистом состоянии; в книге номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов (форма приложения № 69 к Инструкции) в части 2 книги, сведения об оружии записываются без указания его вида, типа и калибра, о патронах - без номеров партий изготовления (записи п/п 402-424); в книге выдачи и приема оружия и патронов (форма приложения 61 к Инструкции) в графе «вид, модель, калибр, серия, номер оружия, количество патронов по типам и калибрам отсутствуют сведения о типах выданного оружия (указаны вид, модель), о типах патронов (указано количество и калибр) (записи п/п 056-176); отсутствуют графики несения службы, утвержденные руководителем юридического лица, постовые ведомости, оформленные на каждый суточный наряд, осуществляющий охрану объекта, перечень постов по охране объектов, маршруты движения подвижных групп и постов, утвержденные руководителем юридического лица; в книге проверки наличия и технического состояния оружия и патронов (форма приложения № 62) не указаны сведения о видах, типах оружия (указана модель), отсутствуют сведения о номерах партий изготовления патронов, отсутствуют сведения о проводимых в организации сверках соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах.
Факт совершения Гавриловым В.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность подтверждены совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; решением о проведении проверки ООО ЧОП «Арта» обеспечения условий и хранения (сохранности) оружия от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов от ДД.ММ.ГГГГ; копией предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия от ДД.ММ.ГГГГ; рапортом инспектора ЦЛРР Управления Росгвардии по Челябинской области ФИО5; разрешением на хранение оружия и патронов к нему от ДД.ММ.ГГГГ; списком номерного учета оружия; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Гаврилова В.В. ответственным за учет, выдачу, хранение служебного огнестрельного оружия и патронов к нему, приказом от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ответственного за учет, выдачу, хранение служебного огнестрельного оружия и патронов к нему; копией книги выдачи и приема оружия и патронов; копией книги проверки наличия и технического состояния оружия и патронов; копией книги номерного учета и персонального закрепления оружия, патронов; фототаблицей; копией объяснения Гаврилова В.В., и другими материалами дела.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 № 150-ФЗ «Об оружии», положения которого направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Статьей 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ установлено, хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или на хранение и использования оружия. Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
В силу статьи 25 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены «Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 66 Правил запрещается использовать технически неисправные оружие и патроны, а также механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, срок годности, хранения или использования которых истек, за исключением случаев проведения исследовательских работ и испытаний либо проверки технического состояния оружия.
Пунктом 55 Правил юридические лица после получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Согласно п. 51 Правил субъекты, имеющие право на приобретение оружия, в том числе юридические лица с особыми уставными задачами, осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании настоящих Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее – Инструкция).
Согласно п.163 Инструкции оружие должно храниться юридическими лицами в сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, установленных в специально оборудованных помещениях, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель, чистым и смазанным, отдельно от патронов.
Юридическими лицами с особыми уставными задачами ведутся книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов; служебные документы, установленные для подразделений охраны (служб безопасности), сопровождения грузов, инкассации, а также книги номерного учета и закрепления оружия и патронов за работниками, выполняющими обязанности по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции (п.133А,Б Инструкции).
Пунктом 142 Инструкции предусмотрено, что в учетных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления.
Лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведутся следующие учетные документы: книга приема и выдачи оружия и патронов (согласно приложению 61); книга проверки наличия и технического состояния оружия и патронов (согласно приложению 62) (п.127 Инструкции).
Согласно п.130 Инструкции в подразделении охраны, сопровождения грузов или инкассации, в том числе в караульном помещении, ведутся следующие учетные и служебные документы: а) графики несения службы, утвержденные руководителем юридического лица; б) постовые ведомости, оформленные на каждый суточный наряд, осуществляющий охрану объекта (объектов), сопровождение груза или инкассацию ценностей. Постовые ведомости должны быть утверждены лицом, ответственным за организацию несения службы в юридическом лице.
В организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах (п.146 Инструкции).
Таким образом, выявленные при проверке нарушения правил хранения и учета оружия и патронов к нему, обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства об оружии.
Выявленные нарушения, указанные в постановлении пункты 1, 2, 3, 4, 5 и 6 имеют место:
Патроны с истекшим сроком годности сданы в отдел полиции после проведенной проверки.
Из представленной фототаблицы, рапорта должностного лица следует, что служебное оружие хранится в не чистом состоянии.
Нарушение в пункте 3 нашло свое подтверждение представленными материалами, а именно копией книги номерного учета, а также приложением 69 к Инструкции.
Однако следует отметить, что в действительности, как о том указывает в жалобе заявитель, в пункте 4 нарушения согласно приложению 69 к Инструкции нет указания о типе оружия. В 4 графе таблицы книги выдачи и приема оружия, патронов указано «Вид, модель, калибр, серия, номер оружия, количество патронов по типам и калибрам», следует исключить из предъявленного нарушения отсутствие сведений о типах выданного оружия, в остальной части нарушение имеет место.
Довод заявителя о том, что нарушение 5 пункта по ведению графиков несения службы, постовые ведомости, перечень постов по охране объектов, маршруты движения, которые ведутся в электронном виде, не могли быть представлены для проверки, являются необоснованными, и не влекут изменение постановления должностного лица.
Также в книге проверки наличия и технического состояния оружия и патронов в графе «осмотрено» указан «вид оружия (тип патронов)», то есть не требуется согласно приложению 62 к Инструкции указание сведений о типах оружия. В остальной части нарушение имело место, кроме того, в постановлении должностным лицом сделан правильный вывод об отсутствии сведений о проводимых в Обществе сверках соответствия фактического наличия оружия и патронов в книге проверки наличия и тех. состояния оружия и патронов. Довод заявителя о том, что данные сверки имеют место в книге номерного учета и персонального закрепления оружия, не исключают данного пункта нарушения.
Пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» установлено, что на войска национальной гвардии возлагается выполнение федерального государственного контроля (надзор) за соблюдением законодательства РФ в том числе в области оборота оружия.
Таким образом, проверка проводилась на основании Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», так как проверялись наличие, организация хранения, учета и технического состояния оружия и патронов.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приходя к выводу о наличии в действиях директора Общества Гаврилова В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.8 КоАП РФ, должностное лицо правильно применило нормы действующего законодательства об обороте оружия, правильно установило все фактические обстоятельства дела, имеющие юридическое значение для его правильного разрешения, и сделало обоснованный вывод о виновности Гаврилова В.В.
Таким образом, Гаврилов В.В. является лицом, ответственным за факты нарушений законодательства об обороте оружия. У директора ООО ЧОП «Арта» Гаврилова В.В. отсутствовали препятствия и имелась реальная возможность для соблюдения требований законодательства РФ по обороту оружия.
При этом должностным лицом установлено, как событие, так и состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.8 КоАП РФ. Действия Гаврилова В.В. правильно квалифицированы по ч.1 ст.20.8 КоАП РФ.
Доказательствам по делу должностным лицом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в постановлении подробно мотивирован вывод о виновности Гаврилова, основанный на всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела, нарушений требований закона, в том числе ст.29.1 КоАП РФ, судьей не установлено, процессуальный порядок привлечения Гаврилова В.В. к административной ответственности в ходе производства по делу соблюден. Доводы жалобы о незаконности и необоснованности постановления должностного лица не состоятельны.
Приведенные в постановлении доказательства являются достаточными и допустимыми для установления вины Гаврилова в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.8 КоАП РФ, получены в соответствии с требованиями ст. 26.2 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, должностным лицом соблюдены, процессуальный порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
При назначении наказания учтены характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, личность Гаврилова В.В., имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства.
К смягчающим административную ответственность обстоятельствам обоснованно отнесено наличие на иждивении ребенка.
Отягчающих административную ответственность Гаврилова В.В. обстоятельств не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем, судья полагает, что административное наказание, назначенное Гаврилову В.В. в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей подлежит снижению, в связи с чем считает необходимым изменить постановление от 08 декабря 2021 года, вынесенное начальником отделения лицензионно-разрешительной работы по городам Златоусту, Миассу, Кусинскому и Чебаркульскому районам Управления Росгвардии по Челябинской области ФИО3 в части назначенного наказания на основании следующего.
В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, рассматривающий жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (ч.2.3 ст.4.1 КоАП РФ).
С учетом конкретных обстоятельств дела, принятия мер к устранению выявленных административным органом нарушений, судья считает возможным на основании части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного штрафа по ч.1 ст.20.8 КоАП РФ до 25 000 рублей. Снижение размера административного штрафа в данном случае соответствует характеру допущенного Гавриловым В.В. правонарушения, степени его вины, наличию иждивенца, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности должностного лица.
При рассмотрении дела каких-либо иных оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении судьей не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление по делу об административном правонарушении № от 08 декабря 2021 года, вынесенное начальником отделения лицензионно-разрешительной работы по городам Златоусту, Миассу, Кусинскому и Чебаркульскому районам Управления Росгвардии по Челябинской области ФИО3 по делу об административном правонарушении о привлечении должностного лица, ответственное за сохранность оружия и патронов, директора Общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия «Арта» Гаврилова Владимира Владимировича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизив размер ранее назначенного Гаврилову В.В. административного наказания в виде административного штрафа до 25 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу Гаврилова В.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Златоустовский городской суд.
СУДЬЯ: