Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-288/2024 ~ М-195/2024 от 04.04.2024

УИД 66RS0023-01-2024-000503-20

Дело № 2-288/2024

Мотивированное решение изготовлено 27.05.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новая Ляля                                20 мая 2024 года

Верхотурский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего Талашмановой И.С.,

при секретаре судебного заседания Вахрушевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новолялинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новолялинского городского округа о возложении обязанности обеспечить снос аварийных домов,

при участии представителя истца помощника прокурора Новолялинского района Валитовой Е.В.,

установил:

прокурор Новолялинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в Верхотурский районный суд Свердловской области с исковым заявлением к администрации Новолялинского городского округа о возложении обязанности обеспечить снос аварийных домов в г. Новая Ляля Свердловской области.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Новолялинского района в рамках осуществления надзорных мероприятий за исполнением законодательства в сфере реализации национального проекта «Жилье и городская среда» выявлены факты наличия на поднадзорной территории многоквартирных домов, которые фактически расселены, но их снос не осуществлен. Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: Свердловская область, г.Новая Ляля, ул. Клары Цеткин, 6 на основании заключения межведомственной комиссии от 11.04.2013 признан аварийным, подлежащим расселению и сносу. Аналогичные заключения были приняты в отношении многоквартирных жилых домов по следующим адресам в г. Новая Ляля: ул. Клары Цеткин, 2а (26.03.2014), ул. Розы Люксембург, 13 (28.04.2012), ул.Уральская, 30 (10.11.2014).

Все вышеуказанные многоквартирные дома были включены в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и по состоянию на 31.12.2023 расселены. В соответствии с положениями жилищного законодательства, органы местного самоуправления, обладая властными полномочиями в реализации вопросов местного значения, обязаны создавать условия для безопасного проживания граждан и надлежащего содержания муниципального жилищного фонда. Поэтому, в случае признания дома аварийным, в полномочиях органов местного самоуправления организовать и проконтролировать снос дома после его расселения. Такая обязанность не может быть поставлена в зависимость от наличия плана, срока демонтажа или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания. На территории г. Новая Ляля должностные лица органов местного самоуправления самоустранились от должного контроля за своевременным сносом расселенных пустующих аварийных объектов недвижимости. Согласно представленным 22.12.2023 администрацией Новолялинского городского округа сведениям, до настоящего времени мероприятия, направленные на снос вышеуказанных пустующих аварийных домов не проведены, в то время как непригодные для проживания дома ухудшают внешний облик района и сдерживают развитие инфраструктуры. Согласно положениям действующего законодательства бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в обязании субъекта собственности совершать в отношении такого имущества те или иные действия. В частности, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства. Возможность свободного доступа в вышеуказанные многоквартирные дома создает условия для совершения противоправных действий, в том числе и в отношении несовершеннолетних, делает его опасным и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу граждан в случае его разрушения или использования не по назначению лицами, не имеющими на него права собственности, а также может привести к иным чрезвычайным ситуациям. В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

Указанные многоквартирные дома, в силу ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации являются источником повышенной опасности, находятся в разрушенном состоянии, что создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля со стороны собственника. Обязанность собственника имущества обеспечить условия деятельности, отвечающие безопасности для человека. Непринятие своевременных мер по сносу аварийного дома создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах орган местного самоуправления обязан нести бремя содержания имущества, не допускать нарушений прав и охраняемых законом интересов граждан, в том числе, предупреждать чрезвычайные ситуации. Наличие возможности свободного доступа в пустующие аварийные жилые помещения, является нарушением условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних.

На основании изложенного прокурор просил обязать администрацию Новолялинского городского округа в срок не позднее 31.12.2024 обеспечить снос полностью расселенных пустующих аварийных домов в г.Новая Ляля Свердловской области по ул. Клары Цеткин, 6, ул. Клары Цеткин, 2а, ул. Розы Люксембург, 13, ул. Уральская, 30. До начала сноса многоквартирных домов возложить на администрацию Новолялинского городского округа обязанность в течение месяца с момента вступления в законную силу обеспечить исключение доступа посторонних лиц в помещения указанных домов.

Представитель истца старший помощник прокурора Новолялинского района Валитова Е.В. в судебном заседании требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Новолялинского городского округа в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором исковые требования признал, указав, что последствия признания иска известны и понятны.

В этой связи суд в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

    Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку согласно ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» целью участия прокурора в гражданском процессе является защита прав и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов государства.

Статья 1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусматривает обеспечение органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

В силу ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства принят Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях реализации которого Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 № 208-ПП утверждена Региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», исполнение которой возложено на администрации округов и городских поселений Свердловской области, в том числе, администрацию Новолялинского городского округа.

Согласно Региональной адресной программе, программа реализуется в течение 2019-2025 годов. Указанной программой, наряду с переселением граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрена поэтапная ликвидация многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, в целях значительного уменьшения аварийного жилищного фонда.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Новолялинского района в рамках осуществления надзорных мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда выявлены нарушения в деятельности органов местного самоуправления. Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: Свердловская область, г.Новая Ляля, ул. Клары Цеткин, 6 на основании заключения межведомственной комиссии от 11.04.2013 признан аварийным, подлежащим расселению и сносу. Аналогичные заключения были приняты в отношении многоквартирных жилых домов по следующим адресам в г. Новая Ляля: ул. Клары Цеткин, 2а (26.03.2014), ул. Розы Люксембург, 13 (28.04.2012), ул. Уральская, 30 (10.11.2014). Все вышеуказанные многоквартирные дома были внесены в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными, подлежащими сносу и по состоянию на 31.12.2023 расселены.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

Администрация Новолялинского городского округа, обладая властными полномочиями в реализации вопросов местного значения, обязана создавать условия для безопасного проживания граждан и надлежащего содержания муниципального жилищного фонда. Поэтому после признания дома аварийным и непригодным для проживания в полномочиях органов местного самоуправления организовать и проконтролировать снос дома, относящегося к муниципальному жилищному фонду.

В данном случае фактические данные свидетельствуют о том, что вышеуказанные дома подлежат сносу, ввиду признания их аварийными и непригодными для проживания граждан. Данные дома представляют опасность для жизни и здоровья граждан, не исключается возможность совершения правонарушений в помещениях, в том числе, террористических актов.

Представителем ответчика в письменном заявлении указано о признании исковых требований в полном объеме.

К распорядительным действиям сторон относится, в том числе и признание ответчиком иска (ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации), о чем может быть заявлено в стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Однако принятие судом признания иска ответчиком и вынесение в связи с этим решения об удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 173 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации допускается лишь в стадии судебного разбирательства, в ходе которого указанное заявление подлежит рассмотрению.

В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом (абз. 2 ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного, суд находит возможным принять признание ответчиком иска.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

Таким образом, в силу прямого указания в законе администрация как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины независимо от процессуального статуса (истец или ответчик) и результата рассмотрения дела в связи с чем, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Новолялинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новолялинского городского округа удовлетворить.

    Возложить на администрацию Новолялинского городского округа (ИНН 6647001027) обязанность в срок не позднее 31.12.2024 обеспечить снос полностью расселенных пустующих аварийных домов в г.Новая Ляля Свердловской области по ул. Клары Цеткин, 6, ул. Клары Цеткин, 2а, ул. Розы Люксембург, 13, ул. Уральская, 30.

    Возложить на администрацию Новолялинского городского округа (ИНН 6647001027) обязанность до начала сноса многоквартирных домов, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить исключение доступа посторонних лиц в помещения указанных домов.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде через Новолялинский районный суд Свердловской области.

Председательствующий                        И.С. Талашманова

2-288/2024 ~ М-195/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Новолялинского района
Ответчики
Администрация Новолялинского городского округа
Суд
Верхотурский районный суд Свердловской области
Судья
Талашманова Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
verhotursky--svd.sudrf.ru
04.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2024Передача материалов судье
05.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.05.2024Предварительное судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее