Дело №2-560/2022
УИД: 18RS0024-01-2022-000550-24
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 июля 2022 года с. Каракулино
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шарова Р.М.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Галичаниной Т.Р.,
с участием помощника прокурора Каракулинского района УР Тюлькина И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Каракулинского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании незаконным использования водозаборной скважины, запрете деятельности по оказанию услуги по водоснабжению организаций и населения,
установил:
Прокурор Каракулинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Водоканал» о признании незаконным использования водозаборной скважины, запрете деятельности по оказанию услуги по водоснабжению организаций и населения. Требования мотивированы тем, что ответчик осуществляет на территории муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» пользование недрами с целью оказания услуги по водоснабжению организаций и населения из скважин, в том числе водозаборной скважины №, расположенной по адресу: <адрес>. Данный объект передан ответчику в пользование муниципальным образованием «Каракулинский район» по договору аренды от № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ договор аренды пролонгирован. Ответчиком добыча подземных вод осуществляется на постоянной основе. В ходе проверки установлено, что оказание услуги ответчиком из водозаборной скважины осуществляется без лицензии на право пользования недрами. В силу действующего законодательства недра в границах территории Российской Федерации являются государственной собственностью. Физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Таким образом, оказание ответчиком услуг по водоснабжению организаций и населения муниципального образования с использованием водозаборной скважины без лицензии является незаконным, влечет нерациональное использование природных ресурсов, а также создает угрозу загрязнения и истощения недр.
Просит признать незаконным использование ООО «Водоканал» водозаборной скважины №, расположенной по адресу: <адрес>, без соответствующей лицензии и запретить оказание услуги по водоснабжению организаций и населения муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» с использованием указанной водозаборной скважины с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Сарапульского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики».
Помощник прокурора Каракулинского района УР в судебном заседании доводы, изложенные в иске, поддержал, просил иск удовлетворить.
Ответчик ООО «Водоканал» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в суд не направило.
Третье лицо Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представителя в суд не направила.
Информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Сарапульского районного суда – www. sarapulskyrs.udm@sudrf.ru.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела и представленные письменные доказательства в совокупности, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Частью 5 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
В силу ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 23 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" одним их основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Содержание лицензии на пользование недрами предусмотрено ст. 12 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах".
Судом установлено, что ООО «Водоканал» является юридическим лицом, одним из основных видов деятельности которого является забор, очистка и распределение воды.
На основании договора аренды объектов водоснабжения муниципального образования «Каракулинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией муниципального образования «Каракулинский район» и ООО «Водоканал», последнему передано во временное владение и пользование имущество коммунального назначения, предназначенного для оказания услуг по водоснабжению организаций и населения муниципального образования «Пинязьское», в том числе водозаборная скважина №, расположенная по адресу: <адрес>. Имущество сдано в аренду сроком на 360 дней.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды объектов водоснабжения муниципального образования «Каракулинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ действие договора аренды продлено сроком на 360 календарных дней.
По информации, предоставленной ООО «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод из скважины №, расположенной по адресу: <адрес> отсутствует.
Таким образом, в настоящее время ООО «Водоканал» эксплуатирует указанную в иске водозаборную скважину без лицензии на право пользования недрами.
В судебное заседание доказательств опровергающих данные обстоятельства ответчиком не представлено.
Добыча подземных вод с использованием водозаборной скважины №, расположенной по адресу: <адрес> для водоснабжения организаций и населения в отсутствие лицензии на право пользования недрами влечет прямое нарушение интересов Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора о признании незаконным использования ООО «Водоканал» водозаборной скважины №, расположенной по адресу: <адрес> без соответствующей лицензии и запрете ООО «Водоканал» деятельности по оказанию услуги по водоснабжению организаций и населения муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» с использованием указанной водозаборной скважины, подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ, в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просит запретить ответчику осуществление деятельности по оказанию услуги по водоснабжению организаций и населения муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» с использованием указанной водозаборной скважины с ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из фактических обстоятельств дела, суд соглашается с заявленными требованиями и считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Ввиду того, что требования истца удовлетворены в полном объеме, от уплаты госпошлины истец освобожден в силу закона, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» государственная пошлина в размере 300,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Каракулинского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании незаконным использования водозаборной скважины, запрете деятельности по оказанию услуги по водоснабжению организаций и населения удовлетворить полностью.
Признать незаконным использование Обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал» (<данные изъяты>) водозаборной скважины №, расположенной по адресу: <адрес> без соответствующей лицензии.
Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» (<данные изъяты>) оказание услуги по водоснабжению организаций и населения муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» с использованием водозаборной скважины №, расположенной по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» (<данные изъяты>) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Сарапульский районный суд УР.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Р.М.Шаров