УИД: №
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
от ДД.ММ.ГГГГ по делу №
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В., при секретаре Чачиновой Т.С.,
с участием прокурора - помощника прокурора Москалёвой М.В.,
представителем ответчика – и.о. директора школы Уляшева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Усть-Кулом гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района Республики Коми, в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Кулом о возложении обязанности устранить нарушения в сфере пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района Республики Коми Игнатов Б.А., обратился с исковым заявлением в суд, в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Кулом о возложении обязанности устранить нарушения в сфере законодательства о пожарной безопасности Российской Федерации, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ в здание корпуса № школы (<адрес>) помещение для хранения уборочного инвентаря (№ по БТИ) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации; устранить перепад высот в полу на пути эвакуации на выходе из перехода здания корпуса № школы (<адрес>) в здание школы (в <адрес>); на 1 этаже здания школы (<адрес>) между коридорами (№ и № по БТИ) установить двери; на 1 этаже здания школы (<адрес>) привести в соответствие с нормативными требованиями СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Свода правил «Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2020 эвакуационный выход из помещения спортивного зала (№ по БТИ) в помещение лестничной площадки (№ по БТИ); на 1 этаже здания школы (<адрес>) привести в соответствие с нормативными требованиями СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Свода правил «Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2020 эвакуационный выход из помещения тамбура (№ по БТИ) наружу здания; на 1 этаже здания школы (<адрес>) привести в соответствие с нормативными требованиями СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Свода правил «Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2020 эвакуационный выход из помещений раздевалок (№ и № по БТИ); на 2 этаже здания школы (<адрес>) привести в соответствие с нормативными требованиями СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Свода правил «Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2020 эвакуационный выход из помещения актового зала (№ по БТИ) по направлению к лестничной клетке (№ по БТИ); обеспечить наличие дополнительного рассредоточенного эвакуационного выхода на 1 этаже здания школы (в <адрес>) в помещение столовой; установить знак пожарной безопасности - световой оповещатель «Выход» на 2 этаже здания школы (<адрес>) на пути эвакуации из помещения (№ по БТИ) на лестничную клетку (№ по БТИ); на 2 этаже здания школы (<адрес>) привести в соответствие с нормативными требованиями СНиП 2-08-02-89* «Общественные здания и сооружения», Свода правил «Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2020 эвакуационные выходы из учебного помещения (№ по БТИ); в здании гаража (<адрес>) помещения (№, №, №, №, №, №, №, № и № по БТИ) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности с привлечением специалиста ОНД и ПР Усть-Куломского района ГУ МЧС России по Республике Коми, по результатам которой установлены нарушения. В обоснование иска прокурор ссылается на Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ директору образовательной организации внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения в полном объеме не устранены.
Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске. Дополнив, что срок, указанный в иске до ДД.ММ.ГГГГ является разумным, выявленные нарушения подлежат немедленному устранению, вместе с тем, с учетом необходимого финансирования и объема работ, прокуратура указала данный срок. А принимая во внимание, что школа является местом массового скопления людей, в основном несовершеннолетних, в целях соблюдения пожарной безопасности, следует установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика в судебном заседании участвовал, иск признал. Вместе с тем, просил установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку для исполнения решения суда требуются значительные финансовые затраты, которыми школа не располагает, объем работ для устранения указанных в иске нарушений значительный. Вместе с тем, при капитальном ремонте, данные нарушения возможно было бы устранить, но школа не попала в программу и капитальный ремонт, на проведение которого рассчитывали в ДД.ММ.ГГГГ, не сделан.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Отделение надзорной деятельности и профилактической работы Усть-Куломского района в судебном заседание участие не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Администрация муниципального района «Усть-Куломский» в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом. Представили отзыв, где указали о возможности установления иного, более длительного срока исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд с учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела без участия третьих лиц.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
При рассмотрении иска по существу установлено, прокуратурой района совместно со специалистами ОНД и ПР Усть-Куломского района ГУ МЧС России по Республике Коми проведена проверка исполнения МБОУ «СОШ» с. Усть-Кулом требований законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлен ряд нарушений в сфере пожарной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района директору образовательной организации внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено представление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из ответа ответчика на представление № от ДД.ММ.ГГГГ, выявленные нарушения не устранены в полном объеме, в том числе не устранено следующее:
- в нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.4, п. 4.8, табл. 1, табл. 3 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности» (утвержденный приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539), п. 4, табл. 1, табл. 3 Норм пожарной безопасности (НПБ 110-03) «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» в здании корпуса № школы (в <адрес> строение 1) помещение для хранения уборочного инвентаря (№ по БТИ) не оборудовано соответствующими автоматическими установками пожарной сигнализации;
- в нарушение п. 27 пп. «а» Правил, п. 4.3.5 Свода правил «Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2020, ст. 4, 6, 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в полу на пути эвакуации на выходе из перехода здания корпуса № школы (в <адрес>) в здание школы (в <адрес>) устроен порог, допущен перепад высот менее 0,45 м (а именно 18 см.);
- в нарушение п. 16 пп. «д» Правил на 1 этаже здания школы (в <адрес>) между коридорами (№ и № по БТИ) сняты двери;
- в нарушение п. 23 Правил, п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 4.2.18, 4.2.19 Свода правил «Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2020, ст. 4, 6, 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: на 1 этаже здания школы (в <адрес>) высота эвакуационного выхода из помещения спортивного зала (№ по БТИ) в помещение лестничной площадки (№ по БТИ) не соответствует нормативным требованиям и составляет в свету менее чем 1,9 метров (составляет 1,76 м.), на 1 этаже здания школы (в <адрес>) высота эвакуационного выхода из помещения тамбура (№ по БТИ) наружу здания не соответствует нормативным требованиям и составляет в свету менее чем 1,9 метров (составляет 1,78 м.), на 1 этаже здания школы (в <адрес>) ширина эвакуационного выходов из помещений раздевалок (№ и № по БТИ) не соответствует нормативным требованиям и составляет в свету менее чем 0,8 метров (составляет 0,74 м. и 0,7 м. соответственно);
- в нарушение п. 23 Правил, ст. 4, 6, 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.12*, п. 6.15* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 4.2.7, 4.2.16 Свода правил «Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2020 На 1 этаже здания школы (в <адрес>) помещение столовой, предназначенное для одновременного пребывания 50 и более человек, имеет менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов;
- в нарушение п. 23, 36 Правил, п. 3.11, п. 4.1 табл. 1, п. 5.1 табл. 2 НПБ 104-03 Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях, п. 5.3, п. 7, табл. 2, табл. 1 Свода правил «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» СП 3.13130.2009, ст. 4, 6, 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на 2 этаже здания школы (в <адрес>) на пути эвакуации из помещения (№ по БТИ) на лестничную клетку (№ по БТИ) отсутствует знак пожарной безопасности - световой оповещатель «Выход»;
- в нарушение п. 23 Правил, п. 1.107 СНиП 2-08-02-89* «Общественные здания и сооружения», п. 7.12.3 Свод правил «Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2020, ст. 4, 6, 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на 2 этаже здания школы (в <адрес>) ширина эвакуационных выходов из учебного помещения (№ по БТИ), с расчетным числом учащихся более 15 человек, составляет менее 0,9 м;
- в нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.4, п. 4.8, табл. 1, табл. 3 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности» (утвержденный приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539), п. 4, табл. 1, табл. 3 Норм пожарной безопасности (НПБ 110-03) «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» в здании гаража (в <адрес>) помещения (№, №, №, №, №, №, №, № и № по БТИ) не оборудовано соответствующими автоматическими установками пожарной сигнализации.
В информации образовательной организацией указано, что нарушения законодательства о пожарной безопасности, указанные в представлении под №1,4,6,7,8,9 (9.1, 9.2, 9.3, 9.4), 10, 11, 12, 13, 16, 17, 18 будут устранены во время капитального ремонта школы в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14). Как следует из информации ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ нарушения №2,5,14, 15,16 устранены.
Поскольку ряд нарушений не устранён ответчиком, прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился с настоящим иском в суд.
Решая спор по существу, суд руководствуется следующими нормами закона.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 20, 37 Федерального закона № 69-ФЗ требования нормативно-правовых актов по пожарной безопасности обязательны для исполнения.
В силу ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, среди прочих, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Во исполнение ст. 16 Федерального закона №69-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила).
Из выписки ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МБОУ «СОШ» <адрес> осуществляет основной вид деятельности – образование основное общее; дополнительные виды деятельности – образование начальное общее, образование среднее общее, образование дополнительное детей и взрослых, деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления.
В соответствии с п. 1.11 Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» <адрес>, утвержденному постановлением администрации МР «Усть-Куломский» ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Устав) школа является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
В силу п. 1.5 Устава МБОУ «СОШ» <адрес> является бюджетным учреждением.
Согласно п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Согласно п. 2.10 Устава школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников во время образовательного процесса.
До судебного заседания от ответчика сведений об устранение нарушений в сфере пожарной безопасности не представлено.
В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о наличии нарушений со стороны ответчика, иного в ходе рассмотрения дела не добыто, сторонами не представлено.
В связи с тем, что нарушения правил пожарной безопасности могут явиться условием, препятствующим наиболее быстрой эвакуации находящихся в здании людей, а также скорейшей ликвидации возникших возгораний либо пожаров, представляют реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, которые могут оказаться в здании в момент возникновения задымлений, возгораний, пожаров, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования прокурора.
Учитывая, что срок, указанный прокурором в иске совпадает с началом нового учебного года, школа является местом скопления людей, в основном несовершеннолетних школьников, устранение нарушения правил пожарной безопасности должно быть устранено незамедлительно, однако, учитывая объемы работ, необходимость значительного финансирования и т.п., данный срок суд считает разумным. Предоставления более длительного срока для исполнения решения суда повлечет нарушение прав несовершеннолетних.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Усть-Куломского района Республики Коми Игнатова Б.А. удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Кулом (ОГРН №, ИНН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности Российской Федерации, а именно:
- в здании корпуса № школы (<адрес>) помещение для хранения уборочного инвентаря (№ по БТИ) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации;
- устранить перепад высот в полу на пути эвакуации на выходе из перехода здания корпуса № школы (<адрес>) в здание школы (в <адрес>);
- на 1 этаже здания школы (<адрес>) между коридорами (№ и № по БТИ) установить двери;
- на 1 этаже здания школы (<адрес>) привести в соответствие с нормативными требованиями СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Свода правил «Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2020 эвакуационный выход из помещения спортивного зала (№ по БТИ) в помещение лестничной площадки (№ по БТИ);
- на 1 этаже здания школы (<адрес>) привести в соответствие с нормативными требованиями СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Свода правил «Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2020 эвакуационный выход из помещения тамбура (№ по БТИ) наружу здания;
- на 1 этаже здания школы (<адрес>) привести в соответствие с нормативными требованиями СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Свода правил «Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2020 эвакуационный выход из помещений раздевалок (№ и № по БТИ);
- на 2 этаже здания школы (<адрес>) привести в соответствие с нормативными требованиями СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Свода правил «Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2020 эвакуационный выход из помещения актового зала (№ по БТИ) по направлению к лестничной клетке (№ по БТИ);
- обеспечить наличие дополнительного рассредоточенного эвакуационного выхода на 1 этаже здания школы (в <адрес>) в помещении столовой;
- установить знак пожарной безопасности - световой оповещатель «Выход» на 2 этаже здания школы (<адрес>) на пути эвакуации из помещения (№ по БТИ) на лестничную клетку (№ по БТИ);
- на 2 этаже здания школы (<адрес>) привести в соответствие с нормативными требованиями СНиП 2-08-02-89* «Общественные здания и сооружения», Свода правил «Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2020 эвакуационные выходы из учебного помещения (№ по БТИ);
- в здании гаража (<адрес>) помещения (№, №, №, №, №, №, №, № и № по БТИ) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья – Т.В. Мартынюк
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.