Судья: Сафонова Н.А. адм. дело № 33а-13907/2019
(№ 2а-844/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 декабря 2019 года
г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Клюева С.Б., Лазаревой М.А.,
при помощнике Ивановой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Голубевой Марины Васильевны, действующей в своих интересах и в интересах административных соистцов, на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 8 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия
установила:
Голубева М.В. обратилась в суд с административным иском к администрации г.о. Жигулевск об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления.
В обоснование заявления указано, что постановлением администрации г.о.Жигулевск от 16.10.2018 №1560 многоквартирный дом №13 по проспекту Молодежный в г.Жигулевск признан аварийным и подлежащим реконструкции.
После этого на общем собрании собственников жилья с участием представителей власти принято решение обратиться к администрации г.о. Жигулевск с просьбой оказать содействие и обеспечить финансирование подготовки проекта реконструкции указанного дома. Решение направлено в адрес администрации г.о. Жигулевск 18.12.2018 (письмо вх.№9587), на момент обращения в суд. Ответ на указанное письмо ТСЖ «Восточное» не получило.
19.03.2019 ТСЖ «Восточное» направило в адрес администрации г.о. Жигулевск проект Технического задания на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция аварийного многоквартирного дома № 13 по проспекту Молодежному в городе Жигулевске Самарской области» (письмо вх.№2284 от 19.03.2019). Ответа на указанное письмо ТСЖ «Восточное» также не получило. Одновременно ТСЖ «Восточное» просило рассмотреть проект Технического задания в возможно короткий срок, что связано с усилившейся динамикой разрушения аварийного дома: увеличиваются существующие трещины, появляются новые, усиливаются трески в несущих конструкциях дома, хлопки и т.п. Указанное Техническое задание подготовлено с учетом решения Правительства Самарской области об оказании финансовой поддержки администрации г.о. Жигулевск на разработку проектной документации для проведения реконструкции (письмо Министерства строительства Самарской области от 08.02.2019 № 01-05/(875). С целью понуждения администрации г.о. Жигулевск к рассмотрению указанных заявлений ТСЖ «Восточное» по существу Голубева М.В. была вынуждена обратиться в Жигулевский суд Самарской области. Решение по делу не принято.
Тем временем, игнорируя вышеуказанные обращения, 20.05.2019 представители администрации г.о. Жигулевск начали обход собственников жилья многоквартирного дома с предложением подписать заявление о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки по проведению мероприятий по обследованию и выполнению проектных работ в отношении дома в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на 2019 год. Из заявления следовало, что оно является приложением к Порядку предоставления указанной меры социальной поддержки, утвержденному Постановлением от 24.04.2019 № 48 нпа.
Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки опубликован в газете «Вестник Жигулевска» в № 10 (16) 29.04.2019.
Правом на дополнительную меру согласно данному порядку имеют собственники жилых помещений многоквартирных домов, в отношении которых имеется решение межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Дополнительная мера включает в себя, в том числе, приобретение работ по проведению обследования в целях осуществления мероприятий по доведению конструктивных элементов до нормативного состояния.
Между тем, по результатам ранее проведенных обследований, можно сделать вывод, что приведение конструктивных элементов дома до нормативного состояния технически невозможно.
По мнению административного истца, администрация г.о. Жигулевск посредством издания нормативного акта пытается навязать собственникам жилья дома обследование и проект ремонтных работ, не учитывающих существующее техническое состояние конструкций дома, а значит, и не предполагающих полноценного ремонта дома.
Указывая, что для дома, признанного аварийным и подлежащим реконструкции, должен быть разработан проект реконструкции, и что обязанность администрации г.о. Жигулевск по проведению обследования многоквартирных домов предусмотрена действующим законодательством только в рамках работы межведомственной комиссии, административный истец просила:
- признать недействительным со дня его принятия постановление администрации г.о. Жигулевск от 24.04.2019 № 48 нпа «Об установлении отдельного расходного обязательства г.о. Жигулевск и утверждении Порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по проведению мероприятий по обследованию и выполнению проектных работ в отношении жилищного фонда, находящегося на территории городского округа Жигулевск Самарской области в 2019 году»;
- признать незаконными действия администрации городского округа Жигулевск по сбору заявлений от собственников жилья в доме № 13 по проспекту Молодежному в городе Жигулевске по форме, утвержденной постановлением администрации г.о. Жигулевск от 24.04.2019 № 48 нпа «Об установлении отдельного расходного обязательства г.о. Жигулевск и утверждении Порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по проведению мероприятий по обследованию и выполнению проектных работ в отношении жилищного фонда, находящегося на территории городского округа Жигулевск Самарской области в 2019 году»;
- обязать администрацию городского округа Жигулевск вернуть заявления собственникам жилья в доме № 13 по проспекту Молодежному в городе Жигулевске по форме, утвержденной постановлением администрации г.о. Жигулевск от 24.04.2019 № 48 нпа «Об установлении отдельного расходного обязательства г.о. Жигулевск и утверждении Порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по проведению мероприятий по обследованию и выполнению проектных работ в отношении жилищного фонда, находящегося на территории городского округа Жигулевск Самарской области в 2019 году» без рассмотрения по существу.
Определением суда от 11.07.2019 к участию в деле в качестве соистцов привлечены: Киричук Г.Н., Золотов М.А., Гонтарева Н.А., Алексеев Д.М., Игошкин А.Г., Марахов В.А., Жирнова Т.В., Горячева Л.В., Беляева Г.М., Тарарака Н.С., Родионов В.В., Куковякин Е.Г., Фирсова М.И., Антонова Т.В., Быкова Л.А., Азамов М.М., Шарапов С.Х, Антоненко К.Д., Пикуль И.Н., Зарков В.Н., Заркова З.Д., Ларина Л.А., Голубев Н.В., Патрушев А.А., Смирнов И.К., Богоносцева О.П., Богоносцев С.А., Гонтарев С.М., Бизяев Л.Н., Седова К.Л., Морякова А.Л., Душенко Л.Т., Борщева Л.А., Сергеева Е.В., Кадырова Е.В., Бобровский А.А., Пащенко А.Н., Борщев А.Д., Янковская Г.В., Янковский В.А., Пикуль А.Ю., Лысенко А.Г., Ерёмин А.Г., Антипова А.А., Антипов А.В., Лысенко Л.А., Лысенко Д.А., Киричук В.П., Ерёмин М.Ю., Антоненко П.В., Ивелова О.И., Моряков А.В., Нечоса В.Я., Юсупова Н.В., Юсупов И.В., Максакова Е.В., Шулаева М.Р., Головачев Е.М.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении требований, которое Голубева М.В. в апелляционной жалобе просит отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
В заседании суда апелляционной инстанции административные истцы Голубева М.В., Богоносцева О.П., Богоносцев С.А., Золотов М.А. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель администрации г.о. Жигулевск – Тихановская С.С. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8 ст. 213 КАС РФ).
Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
В силу статьи 74.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Установлено, что 24.04.2019 администрацией г.о.Жигулевск принято постановление №48нпа «Об установлении отдельного расходного обязательства городского округа Жигулевск и утверждении Порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по проведению мероприятий по обследованию и выполнению проектных работ в отношении жилищного фонда, находящегося на территории городского округа Жигулевск Самарской области в 2019 году».
Пунктом 1 постановления установлено, что в целях реализации дополнительных мер социальной поддержки граждан к расходным обязательствам городского округа Жигулевск в 2019 году относится приобретение работ по обследованию и выполнению проектных работ в отношении жилищного фонда, находящегося на территории городского округа Жигулевск Самарской области.
Указанное постановление подписано главой городского округа Жигулевск Д.В. Холиным и опубликовано в газете «Вестник Жигулевска» № 10 (16) от 29.04.2019 года.
Соблюдение требований законодательства к форме нормативно-правового акта, порядку принятия и введения его в действие административными истцами не оспаривается.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о признании постановления незаконным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в пределах его полномочий и права, свободы и законные интересы административных истцов не нарушает.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации городского округа Жигулевск от 16.10.2018 №1560 многоквартирный дом 13 по проспекту Молодежный г.о. Жигулевск признан аварийным и подлежащим реконструкции в течение двух лет с момента подписания постановления.
Законом Самарской области от 01.03.2019 №17-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» установлено, что в 2019 году из областного бюджета предоставляются иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований Самарской области на проведение мероприятий по обследованию и выполнению проектных работ в отношении жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования.
В целях использования предусмотренных на 2019 год бюджетных ассигнований резервного фонда Губернатора Самарской области в размере 8 064 000 рублей и последующего предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджету г.о. Жигулевск принято постановление Правительства Самарской области от 22.04.2019 №246, определяющее порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на проведение обследования и выполнение проектных работ в отношении жилищного фонда.
В целях реализации указанного постановления Правительства Самарской области между Министерством строительства Самарской области и администрацией заключено соглашение от 20.05.2019 №74 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из резервного фонда Губернатора Самарской области.
Оспариваемое постановление администрации г.о.Жигулевск от 24.04.2019 №48нпа принято в развитие названного постановления Правительства Самарской области от 22.04.2019 №246 и вступает в силу с момента вступления в силу соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта (пункт 5 постановления).
Таким образом, путем принятия оспариваемого постановления администрация городского округа Жигулевск реализовала свои бюджетные полномочия по установлению отдельного расходного обязательства муниципального образования, на которое Самарской областью предоставлен межбюджетный трансферт. Постановление принято во исполнение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, им не противоречит.
Также оспариваемым постановлением утвержден Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по проведению мероприятий по обследованию и выполнению проектных работ в отношении жилищного фонда, находящегося на территории г.о. Жигулевск, которым предусмотрено обращение гражданина-собственника жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, отвечающим требованиям, указанным в п. 2 настоящего Порядка, по форме согласно приложению к настоящему Порядку, с приложением копий правоустанавливающих документов на занимаемое жилое помещение.
Таким образом, оспариваемый Порядок определяет механизм предоставления дополнительных мер социальной поддержки, реализация которого зависит исключительно от волеизъявления граждан, каких-либо дополнительных обязанностей на них не возлагает, ответственность не устанавливает. Несогласие с решением, принятым в результате применения названного Порядка, не свидетельствует о том, что сам по себе этот Порядок, действующий в отношении неопределенного круга лиц, нарушает права и законные интересы административных истцов.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов, принят органом местного самоуправления в рамках его компетенции, в надлежащей форме и по установленной процедуре, официально опубликован и введен в действие, не противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу, требования административных истцов о признании нормативного правового акта недействительным со дня его принятия правильно оставлены без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них
В силу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными действий администрации г.о.Жигулевск по сбору заявлений от собственников жилья о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки, суд правильно исходил из того, что кроме пояснений истцов факт сбора подписей ничем не подтвержден. При этом подлинность подписей в заявлениях и добровольность их подписания не оспаривается. Кроме того, административными истцами не представлено доказательств нарушения их прав, свобод и законных интересов действиями администрации по сбору заявлений, если таковые имелись.
Доводы административных истцов о том, что в результате обследования дома будет принято решение о проведении ремонтных работ, тогда как восстановление дома возможно только путем его реконструкции, не могут служить основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим и действий административного ответчика незаконными, так как носят преждевременный характер. При несогласии с решениями, принятыми по результатам обследования, административные истцы вправе оспаривать их в установленном порядке. В настоящее время их права оспариваемым нормативным правовым актом и действиями администрации не нарушены. Обращение с настоящим административным иском фактически направлено на защиту права в будущем, при наличии только лишь предположения о возможном его нарушении.
Доводы, приведенные в жалобе, о том, что постановление администрации г.о.Жигулевск от 17.06.2019 №54нпа о внесении изменений в Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки в части количества обращений, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении дополнительных мер, принято «задним числом», не заслуживают внимания, так как данное постановление не являлось предметом настоящего судебного спора.
Доводы жалобы о том, что конкурс проведен формально и его результаты были известны заранее, не имеют правового значения для настоящего дела, в рамках которого результаты торгов не оспариваются.
Доводы об ограниченности объема обследования, подлежащего проведению в соответствии с конкурсной документацией, также не имеют значения для настоящего спора.
Остальные доводы жалобы также не ставят под сомнение выводы суда, аналогичны тем, которыми административные истцы обосновывали свою позицию в суде первой инстанции, по существу направлены на предупреждение принятия решения о техническом состоянии дома и виде ремонта, которое, по их мнению, не будет отвечать интересам жильцов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.
Руководствуясь статьями 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Жигулевского городского суда Самарской области от 8 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Голубевой М.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи