Дело №2а-1-357/2023
УИД 73RS0012-01-2023-000356-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«7» июня 2023 года г. Димитровград
Ульяновская область
Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Рыбакова И.А, при секретаре Завтоновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области к ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП по Мелекесскому и Новомалыклинскому районам УФССП России по Ульяновской области Роменской Марии Владимировне, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области обратилось в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в обоснование указывает следующее. Администрация муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области является должником в исполнительном производстве, возбужденном на основании решения Мелекесского районного суда от 19.11.2019 по административному делу № 2а-1-656/2019 в соответствии с исковыми требования прокурора Мелекесского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области об обязании поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на места захоронения граждан №62455/20/73046-ИП от 25.09.2020.
5 мая 2023 года по исполнительному производству №62455/20/73046-ИП от 25.09.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству неимущественного характера.
Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается ведущим судебным приставом.
Исполнение исполнительного документа в полном объеме было невозможным вследствие недостаточного финансирования, в связи с выяснением принадлежности земель к землям лесного фонда, так же учитывая обстановку, связанную с коронавирусной инфекцией.
При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного РФ от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Администрация поселения МО «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области не отстраняется и не уклоняется от исполнения указанного постановления.
Кроме того, Администрация МО «Мулловское городское поселение» не бездействует.
В настоящее время решение суда от 19.11.2019 года по делу № 2а-1-656/2019 исполнено частично. Решение суда в части постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности кладбищ, расположенных в п. Лесной исполнено.
23.01.2020 было направлено письмо в Министерство о переводе земель из лесного фонда в земли специализированного назначения КЛ. ЗОНА КЛАДБИЩ - ритуальная деятельность, для размещения кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений на территории муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области. Были предоставлены акт выбора участка земель лесного фонда № 4 от 30.12.2019, акт натурного технического обследования лесного участка. Ответа об утверждении данных документов в администрацию не поступило.
22.02.2022 направлено письмо с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 73:08:020101, расположенного по адресу: РФ, Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. Мулловка в Министерство о принадлежности земельного участка с кадастровым номером *** к землям лесного фонда.
01.07.2022 поступил ответ о том, что Министерство не видит оснований для исключения указанного участка из состава земель лесного фонда, ссылаясь на приведение в соответствие Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение».
Однако, изменения в Генеральный план внесены и утверждены Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области от 23.06.2021 года № 140-пр.
Министерством было рекомендовано подготовить и предоставить документацию в соответствии с Приказом Минприроды России от 25.12.2018 N 684 «Об утверждении содержания ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов».
Администрацией поселения муниципального образования «Мулловское городское поселение» 18 октября 2022 года направлено письмо в адрес ГКУ Ульяновской области «Мелекесское лесничество» о подготовке проектной документации на три земельных участка, расположенных в квартале 73:08:020101 с целью дальнейшей постановки на кадастровый учет. 18 ноября 2022 года от второго поступил ответ о том, что вышеуказанные земельные участки не относятся к землям лесного фонда, без предоставления подтверждающей документации.
По информации из Единого государственного реестра недвижимости, земельные участки, расположенные в квартале 73:08:020101 с кадастровым номером ***, относятся к землям лесного фонда. Повторно в адрес ГКУ Ульяновской области «Мелекесское лесничество» 10 февраля 2023 года направлено письмо с приложением схем расположения земельных участков и Выписки из ЕГРН от 30.01.2023 года. 10 марта 2023 года от ГКУ Ульяновской области «Мелекесское лесничество» поступил ответ о том, что вышеуказанные земельные участки не относятся к землям лесного фонда, также без предоставления подтверждающей документации.
02 мая 2023 года в адрес ГКУ Ульяновской области «Мелекесское лесничество» направлен запрос о предоставлении копий материалов лесоустройства 2006, 2017 годов.
В связи с данными обстоятельствами администрацией муниципального образования «Мулловское городское поселение» в Мелекесский районный суд направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Бюджет муниципального образования «Мулловское городское поселение» утверждается на очередной финансовый год и плановый период. Бюджет является программным. Следовательно, все финансовые средства заранее распределены на программные мероприятия, направленные на решение вопросов местного значения. Свободных денежных средств, которые могли бы быть направлены на оплату исполнительского сбора в бюджете МО «Мулловское городское поселение», утвержденном на 2023 год не предусмотрено. Соответственно оплата исполнительского сбора окажет существенное влияние на финансирование мероприятий, направленных на решение вопросов местного значения, что в свою очередь может привести к нарушению прав и законных интересов населения МО «Мулловское городское поселение». Считают данное обстоятельство недопустимым.
Просит освободить администрацию муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 05.05.2023.
Представитель административного истца администрация МО «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области Лунгу А.С. в судебном заседании административный иск поддержала по вышеизложенным доводам, просила иск удовлетворить.
Административные ответчики либо их представители в судебное заседание не явились, извещены судом надлежаще и своевременно.
Руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело по существу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст.ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон № 229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 вышеназванного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии со ст. 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Должник вправе в установленном порядке обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2017 № 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.
Согласно п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Судом установлено, что администрация муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области является должником в исполнительном производстве №62455/20/73046-ИП от 25.09.2020, возбужденном на основании решения Мелекесского районного суда от 19.11.2019 по административному делу № 2а-1-656/2019.
Определениями Мелекесского районного суда администрации неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения указанного решения.
5 мая 2023 года по исполнительному производству №62455/20/73046-ИП от 25.09.2020 ведущим судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству неимущественного характера.
В настоящее время решение суда от 19.11.2019 года по делу № 2а-1-656/2019 исполнено частично. Решение суда в части постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности кладбища, расположенного в п. Лесной исполнено и не исполнено в части кладбища, расположенного в р.п. Мулловка.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с названной статьей, в частности, земельные участки из состава лесного фонда.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно положениям статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, предусмотренных статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Сформированные, и формируемые лесные участки также находятся только в федеральной собственности, независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет.
Таким образом, названные выше нормы Лесного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи не предусматривают возможность нахождения земельных участков из состава земель лесного фонда в частной, публичной муниципальной или иной форме собственности, кроме как в федеральной.
По информации из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером ***, относится к землям лесного фонда. Земельные участки, на которых расположены места захоронения р.п. Мулловка, находятся внутри земельного участка с кадастровым номером ***.
Земельные участки, фактически занимаемые кладбищами в р.п. Мулловка, Мелекесского района, Ульяновской области, являются участками лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации, их передача в собственность поселения невозможна.
Кроме того, бюджет муниципального образования «Мулловское городское поселение» утверждается на очередной финансовый год и плановый период. Бюджет является программным. Следовательно, все финансовые средства заранее распределены на программные мероприятия, направленные на решение вопросов местного значения. Свободных денежных средств, которые могли бы быть направлены на оплату исполнительского сбора в бюджете МО «Мулловское городское поселение», утвержденном на 2023 год не предусмотрено. Соответственно оплата исполнительского сбора окажет существенное влияние на финансирование мероприятий, направленных на решение вопросов местного значения, что в свою очередь может привести к нарушению прав и законных интересов населения МО «Мулловское городское поселение».
Таким образом, из исследованных документов можно сделать вывод о том, что должником-административным истцом приняты все возможные меры для исполнения решения суда.
У административного истца отсутствовала реальная возможность исполнения постановления должностного лица ФССП к моменту истечения срока добровольного исполнения. Судом установлено отсутствие предусмотренных законом оснований ответственности за нарушение обязательства.
Исходя из указанных выше обстоятельств, суд полагает возможным административное исковое заявление удовлетворить и освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по постановлению ведущего судебного пристава - исполнителя ОСП по Мелекесскому и Новомалыклинскому районам УФССП России по Ульяновской области Роменской Марии Валентиновны от 05.05.2023.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области от исполнительского сбора в сумме 50000 руб. по постановлению ведущего судебного пристава - исполнителя ОСП по Мелекесскому и Новомалыклинскому районам УФССП России по Ульяновской области Роменской Марии Валентиновны от 05.05.2023.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 13 июня 2023 года.
Судья И.А. Рыбаков