Дело №12-125/2023
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
г.Йошкар-Ола 04 мая 2023 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев жалобу начальника общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление-№» Гусева Артема Михайловича на постановление №4 руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 14 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением №4 руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 14 февраля 2023 года начальник ООО «Домоуправление-№» Гусев А.М., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Йошкар-Олинский городской суд РМЭ, Гусев А.М. ставит вопрос об отмене постановления административного органа, и прекращении производства по делу в виду отсутствия события административного правонарушения, указав, что им принимаются все меры к соблюдению требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома, постоянно проводится текущий ремонт крыши дома <адрес>, очистка от снега и наледи. Принятые меры не являются достаточными для предотвращения протечек кровли дома, дом нуждается в капитальном ремонте, который запланирован на 2038-2040 годы. Неоднократные заявки по сокращению данного срока, адресованные в администрацию города и другие ведомства, оставлены без удовлетворения.
Начальник ООО «ДУ-№» Гусев А.М. в судебное заседание не явился, извещен о его проведении надлежащим образом.
Защитник Гусева А.М. – У.Е.А. доводы и требования жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям.
Потерпевшие Б.Е.А., А.Г.А. в судебное заседание не явились, извещены о его проведении надлежащим образом.
Представитель административного органа Департамента государственного жилищного надзора К.М.В. (доверенность от 02 мая 2023 года) просила жалобу оставить без удовлетворения.
Помощник прокурора г.Йошкар-Олы Ч.Ю.О. полагала, что постановление в отношении начальника ООО «Домоуправление-12» Гусева А.М. вынесено законно, Гусев А.М. обоснованно привлечен к административной ответственности, оснований для освобождения его от административной ответственности не имеется.
Суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц, использовавших свое право на участие в судебном процессе по своему усмотрению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и Правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензионные требования к лицензиату предусмотрены статьей 193 ЖК РФ и Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее - Положение № 1110).
В соответствии с пунктом 3 Положения №1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение Требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.03 №170 (далее - Правила №170), а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее - Правила №491).
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ закреплено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 3.2 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация при управлении многоквартирным домом несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества.
В силу пункта 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (пункт 10 Правил № 491).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя помимо прочего осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт (пункт 11 Правил № 491).
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил № 491).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами «170.
В соответствии с пунктами 3.3.1, 4.6.1.1 Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить: температурно-влажностный режим чердачных помещений, препятствующий выпадению конденсата на поверхности ограждающих конструкций; исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного - оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий.
Как следует из пункта 4.6.1.2 Правил № 170, управляющей организации следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Согласно пункту 7 Перечня № 290 на управляющую организацию возложена обязанность по проверке кровли на отсутствие протечек; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Прокуратурой г.Йошкар-Олы на основании обращения Б.Е.А. и А.Г.А. от 22 ноября 2022 года, поданного в общественную приемную депутата К.С.И., проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлены нарушения закона.
В своем обращении заявители указывают на протечки крыши во время снеготаяния в виду износа кровельного покрытия.
19 декабря 2022 года прокуратурой г. Йошкар-Олы выявлены нарушения п.п.10 Правил №491 – общее имущество содержится с нарушениями требований законодательства РФ; п.4.6.1.1. Правил №170 – организация по обслуживанию жилищного фонда не обеспечила исправное состояние кровли и системы водоотвода, защиту от увлажнения конструкций, протечек кровли.
В нарушение п.п.3.2.9, 3.2.8. Правил №170 на стенах имеются следы протечек кровли, трещины и разрушения штукатурного слоя.
Таким образом, начальником ООО «Домоуправление-№» Гусевым А.М. в нарушение Правил №170, Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110, Правил №491, не обеспечено содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства.
Должностное лицо административного органа обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях начальника ООО «Домоуправление-№» Гусева А.М. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Изложенное нарушает права собственников жилых помещений на предоставление надлежащих жилищных услуг, что является недопустимым.
Установленные прокуратурой города нарушения закона подтверждаются актом обследования <адрес> от 13 декабря 2022 года, согласованным с начальником ООО «ДУ-№» и утвержденным директором ООО «ЖЭУК «<иные данные>», согласно которому обнаружены следы протечки на потолке в кухне, установлено, что затопление произошло в результате протекания кровли (л.д.109); актом обследования от 19 декабря 2022 года, согласно которому на потолке верхних этажей <адрес> имеются сырые подтеки с крыши, а так в квартире № – следы подтеков (л.д.110), фототаблицей, в которой зафиксированы следы подтеков на потолке и стенах квартиры <адрес>, а так же в подъезде с разрушением штукатурного и покрасочного слоя, обращением Б.Е.А., А.Г.А. от 22 ноября 2022 года (л.д.108), постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 декабря 2022 года.
19 декабря 2022 года заместителем прокурора г.Йошкар-Олы внесено представление на имя директора ООО «Домоуправление-№» Гусеву А.М. (л.д.23-25) в связи с выявленными нарушениями п.п.10 Правил №491 – общее имущество содержится с нарушениями требований законодательства РФ; п.4.6.1.1. Правил №170 – организация по обслуживанию жилищного фонда не обеспечила исправное состояние кровли и системы водоотвода, защиту от увлажнения конструкций, протечек кровли.
19 января 2023 года в ответ на представление сообщено, что применены меры по устранению нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, виновное в допущенных нарушениях лицо – начальник ООО «Домоуправление-№» Гусев А.М. привлечен к дисциплинарной ответственности (л.д.26).
Согласно республиканской адресной программе «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2046 годы», утвержденной постановлением Правительства РМЭ 31.12.2013г. №460, дом <адрес> включен в плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2038-2040 годы. При формировании адресного перечня многоквартирных домов для включения в краткосрочный план капитального ремонта учитывается ряд факторов, по которым указанный дом не попадает в краткосрочный план, что было установлено комиссией при рассмотрении заявок жильцов дома.
Ссылка заявителя на необходимость проведения капитального ремонта дома, не освобождает управляющую организацию от проведения профилактических мероприятий по проверке кровли на отсутствие протечек; а при выявлении нарушений, приводящим к протечкам, - незамедлительное их устранение. Доводы Гусева А.М. об отсутствии события правонарушения со ссылкой на то, что протечки кровли дома <адрес> возможно устранить исключительно путем проведения капитального ремонта, отклоняются судом, поскольку необходимость проведения капитального ремонта дома не снимает с управляющей организации возложенной договором и законом обязанности по выполнению работ и услуг, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, по проведению текущего ремонта данных объектов в целях обеспечения безопасности проживающих и сохранения имущества в надлежащем, работоспособном состоянии до момента проведения капитального ремонта.
Работы общества по очистке крыши от снега и наледи должны выполняться обществом периодически, являются текущими, неотложными, обязательными, поскольку обязательность их выполнения вытекает из требований приведенных норм.
Необходимость неотложного проведения именно капитального ремонта кровли дома в местах протечек по обращениям Б.Е.А. и А.Г.А. документально не подтверждено.
В соответствии с приказом № от 15 февраля 2016 года Гусев А.М. исполняет обязанности начальника ООО «Домоуправление-№».
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, суд установил, что начальник ООО «Домоуправдение-№» Гусев А.М., в нарушение условий договора управления, требований указанных выше норм, со своей стороны не предпринял всех надлежащих и достаточных мер для устранения протекания кровли, суд приходит к выводу о несоблюдении заявителем лицензионных требований и наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
Таким образом, начальник ООО ООО «Домоуправдение-№» Гусев А.М., являясь должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и жилищного законодательства. Начальником общества не приняты надлежащие меры к недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению указанным многоквартирным домом.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием административным органом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены обжалуемого постановления не является.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях, установленные статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Порядок привлечения начальника ООО «Домоуправдение-№» Гусева А.М. к административной ответственности соблюден.
Постановление о привлечении начальника ООО «Домоуправдение-№» Гусева А.М. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При назначении административного наказания учтено отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность и наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а именно: повторное совершение Гусевым А.М. однородного административного правонарушения (постановление № от 16 февраля 2022 года, постановление № от 22 марта 2022 года, постановление № от 28 июня 2022 года).
В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее 10 000 рублей, а для должностных лиц - не менее 50 000 рублей.
Из смысла положений указанной нормы следует, что возможность снижения назначенного лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поставлена в зависимость от наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица.
Указанное законоположение, рассматриваемое во взаимосвязи с иными нормами названного Кодекса, позволяет индивидуализировать административную ответственность и назначить справедливое и соразмерное административное наказание. При этом положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не ограничивают право суда на снижение размера административного штрафа наличием обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что Гусевым А.М. предпринимаются меры к устранению нарушений законодательства, реагирует на все поданные обращения собственников многоквартирного дома, потерпевшие претензий к Гусеву А.М. по исполнению им своих должностных обязанностей не имеют (обращение потерпевшими было подано по содействию в включении дома в краткосрочный план по капитальному ремонту), им проводится обширная работа вместе с собственниками квартир по включению спорного дома в краткосрочный план по капитальному ремонту, а так же принимая во внимание его имущественное положение, судья считает необходимым применить положений части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снизить размер назначенного штрафа.
С учетом изложенного постановление подлежат изменению, назначенное наказание в виде штрафа подлежит снижению ниже низшего предела, до 25 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление №4 руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 14 февраля 2023 года, вынесенные в отношении начальника ООО «Домоуправление-№» Гусева Артема Михайловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, размер назначенного Гусеву А.М. административного наказания в виде административного штрафа снизить до 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу Гусева А.М. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ермолаева М.Л.