УИД72RS0009-01-2023-000771-83 Дело № 2-70/2024 (2-580/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Исетское 26 апреля 2024 года
Исетский районный суд Тюменской области в составе
председательствующего судьи Чемеренко О.Ю.,
при секретаре Мужикян К.Р.,
с участием помощника прокурора Исетского района Крыловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тюменского межрегионального природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Исетского муниципального района Тюменской области об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Тюменский межрегиональный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Мининского сельского поселения Исетского муниципального района Тюменской области об обязании совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории Тюменской области. В ходе проведенной проверки установлено, что в муниципальной собственности администрации Мининского сельского поселения Исетского муниципального района <адрес> находится действующий скотомогильник, расположенный по адресу: <адрес> 1 (кадастровый №), для эксплуатации которого является обязательной разработка проекта санитарно-защитной зоны. Администрация Мининского сельского поселения Исетского муниципального района Тюменской области при осуществлении деятельности по эксплуатации скотомогильника и являясь собственником скотомогильника допустило нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанное создает угрозу здоровья неопределенного круга лиц, нарушается гарантированное ст.42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду. Также нарушены интересы Российской Федерации, гарантирующей право на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие для каждого гражданина, проживающего на территории Российской Федерации, а также регулирующей вопросы использования земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования. В соответствии с паспортом национального проекта «Экология» национальными целями и целевыми показателями, на достижение которых влияет указанный национальный проект, является снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Вместе с тем, не разработка проекта санитарно-защитной зоны для скотомогильников создаёт угрозу загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха и негативного воздействия на здоровье человека, что препятствует реализации целевых показателей национального проекта. Просит суд обязать администрацию Мининского сельского поселения Исетского муниципального района Тюменской области разработать проект санитарно-защитной зоны для скотомогильника, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №) и обратиться в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области с заявлениями о получении санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями п. 3 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» в срок 6 месяцев с даты вступлениям в силу решения суда.
В ходе рассмотрения по ходатайству административного истца заменен ответчик администрация Мининского сельского поселения Исетского муниципального района Тюменской области на администрацию Исетского муниципального района, увеличили срок исполнения обязанности на 12 месяцев.
Представитель ответчика администрации Исетского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Исетского районного суда: http://isetsky.tum.sudrf.ru., в деле имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствии и признании уточненных исковых требований.
Третьи лица Управление ветеринарии Тюменской области, Управление Роспотребнадзора по Тюменской области, Правительство Тюменской области, МТУ Росимущества в Тюменской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения прокурора, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом.
Заслушав пояснения прокурора Крыловой Н.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций.
В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при эксплуатации объектов капитального строительства должно обеспечиваться соблюдение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов качества окружающей среды для атмосферного воздуха.
В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных зданий, сооружений должны осуществляться санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия, к которым статьей 1 указанного Федерального закона относятся организационные, административные, инженерно-технические, мелико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу ч.3 ст.39 вышеуказанного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03).
Санитарные правила предназначены для юридических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов (п. 1.5. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03).
Согласно п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 требования настоящих правил распространяется в том числе, на эксплуатацию действующих объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитани^ и здоровье человека.
В соответствии с п.2.1. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В соответствии с СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 скотомогильники с захоронением в ямах, относятся к объектам I класса опасности, для которых предусмотрен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны — 1000 метров, скотомогильники с биологическими камерами относится к объектам II класса опасности, для которых предусмотрен размер санитарно-защитной зоны - 500 метров (глава VII СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03).
Таким образом, СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 к источникам воздействия на среду обитания и здоровье человека отнесены скотомогильники с захоронением в ямах и скотомогильники с биологическими камерами.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарнозащитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с ^режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарнозащитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (п. 25 Правил).
Таким образом, порядок установления санитарно-защитных зон для скотомогильников предполагает наличие проекта санитарно-защитной зоны в целях дальнейшего внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно п.3.1 СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 проектирование санитарнозащитных зон осуществляется на всех этапах эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении (п. 3.3. СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03).
В силу п. 4.1. СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 установление размеров санитарнозащитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Пунктом 3 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» определено, что проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.
Из материалов дела установлено, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории Тюменской области.
Установлено, что в муниципальной собственности администрации Мининского сельского поселения Исетского муниципального района <адрес> находится действующий скотомогильник, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (кадастровый №).
В ходе проведенной проверки установлено, что администрация Мининского сельского поселения Исетского муниципального района Тюменской области в нарушение действующего законодательства осуществляет эксплуатацию скотомогильника, для которого в соответствии с п.3.1 СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 разработка проекта санитарно-защитной зоны является обязательной
Администрация Мининского сельского поселения Исетского муниципального района Тюменской области при осуществлении деятельности по эксплуатации скотомогильника и являясь собственником скотомогильника допустила нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Указанное создает угрозу здоровья неопределенного круга лиц, нарушается гарантированное ст.42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду.
Также нарушены интересы Российской Федерации, гарантирующей право на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие для каждого гражданина, проживающего на территории Российской Федерации, а также регулирующей вопросы использования земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования.
В соответствии с паспортом национального проекта «Экология» национальными целями и целевыми показателями, на достижение которых влияет указанный национальный проект, является снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.
На основании постановления администрации Мининского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ спорный объект передан безвозмездно в собственность администрации Исетского муниципального района.
Поскольку не разработка проекта санитарно-защитной зоны для скотомогильников создаёт угрозу загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха и негативного воздействия на здоровье человека, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к администрации Исетского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Исетского муниципального района- удовлетворить.
Обязать администрацию Исетского муниципального района Тюменской области разработать проект санитарно-защитной зоны для скотомогильника, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №) и обратиться в Управление Роспотребнадзора по <адрес> с заявлениями о получении санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями п. 3 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» в срок 12 месяцев с даты вступлениям в силу решения суда.
Исключить из числа ответчиков администрацию Мининского сельского поселения Исетского муниципального района Тюменской области.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Исетский районный суд Тюменской области.
Председательствующий подпись О.Ю. Чемеренко
Копия верна судья О.Ю. Чемеренко