Дело № 2-4719/2023
14RS0035-01-2023-001958-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Якутск 26 июня 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Филиппова О.Д., с участием истца Семенова А.Г., представителя ответчика Рижеповой Д.И. по доверенности от 18.01.2022 года, при секретаре Слепцове А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова Анатолия Гавриловича к УФСБ Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о признании протокола заседания санаторно - отборочной комиссии № от 01.02.23 в отношении Семенова А.Г. недействительным, обязать Управление ФСБ России по РС(Я) - направить заявку в соответствии с обращением истца в Военно -- медицинское управление ФСБ России о выделении истцу путёвок в санаторий «Жемчужина Кавказа» в Кисловодске на IV квартал, о предоставлении санаторно - курортных путёвок истцу и его супруге в санаторий «Жемчужина Кавказа» в Кисловодске либо в санаторий «Кавказ» в Железноводске на IV квартал 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Истец Семенов А.Г. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику. При этом в обоснование иска указывает, что будучи пенсионером органов ФСБ в декабре 2022 г. он обратился в Управление ФСБ России по РС(Я) с заявлением о предоставлении санаторно - курортных путёвок (далее путёвки) в санаторий «Жемчужина Кавказа» в Кисловодске с 10.04.23 ему и его жене, но получил отказ. С отказом ответчика он не согласен. В предоставлении путёвок ответчик отказывает ему четвёртый год подряд в 2020 г., в 2021 г., в 2022 г. и в 2023 г. Полагает, что это является нарушением норм Закона «О статусе военнослужащих» и положения «О порядке санаторно - курортного обеспечения в ФСБ РФ». Согласно норм указанных нормативно - правовых актов, он и его жена имеют право на ежегодное санаторно - курортное лечение. Ответчик объяснил, что согласно протоколу заседания санаторно - отборочной комиссии от 01.02.2023 года путёвки предоставлены военнослужащей и члену ее семьи на основании того, что она ещё не пользовалась путёвками. Факт того, что военнослужащая ранее не использовала право на санаторно - курортное обеспечение, не является критерием при распределении путёвок. При отказе в предоставлении путёвок ответчик не учёл того обстоятельства, что он имеет льготу по санаторно - курортному обеспечению, что подтверждается соответствующей записью в пенсионном удостоверении. Также при отказе в предоставлении путёвок ответчик не учёл того обстоятельства, что его жена состоит на учёте в военно - медицинской службе Управления ФСБ России по РС (Я) с несколькими диагнозами и нуждается в лечении с применением минеральных водоисточников, имеющихся исключительно на территории Северного Кавказа. Считает, что ответчиком нарушено его право на санаторно - курортное обеспечение. В связи с этим истец просит обязать ответчика предоставить санаторно-курортные путевки ему и его супруге в санаторий Жемчужина Кавказа» в Кисловодске на апрель 2023 года.
В суде истец Семенов А.Г. исковое заявление уточнил и просит признать протокол заседания санаторно - отборочной комиссии УФСБ России по РС(Я) № 4 от 01.02.23года в отношении Семенова А.Г. недействительным, обязать Управление ФСБ России по РС(Я)- направить заявку в соответствии с обращением истца в Военно -- медицинское управление ФСБ России о выделении истцу путёвок в санаторий «Жемчужина Кавказа» в Кисловодске на IV квартал, о предоставлении санаторно - курортных путёвок истцу и его супруге в санаторий «Жемчужина Кавказа» в Кисловодске либо в санаторий «Кавказ» в Железноводске на IV квартал 2023 года.
В суде представитель ответчика Рижепова Д.И. считает иск не обоснованным и просит отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в п. 4 ст. 16 настоящего Закона, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации.
В соответствии с подп. "б" п. 2 Инструкции об организации санаторно-курортного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утвержденной Приказом ФСБ России от 22.11.2012 г. N 589,(далее иструкции) право на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях ФСБ России при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний имеют, в том числе, офицеры, проходившие военную службу в органах безопасности, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более - вне зависимости от основания увольнения.
В соответствии с п. 5 Инструкции преимущественным правом на получение путевок в санаторно-курортные учреждения ФСБ России не более одного раза в год на льготных основаниях пользуются лица из числа граждан, указанных в подп. "а - в" п. 2 настоящей Инструкции.
Путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения ФСБ России предоставляются гражданам из числа лиц, указанных в подп. "б, в" п. 2 настоящей Инструкции, за плату в размере 25% стоимости путевки (подп. "б" п. 7 Инструкции).
В силу п. 17 Инструкции, отбор кандидатов на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых осуществляется санаторно-отборочными комиссиями, создаваемыми в органах безопасности, централизованно получающими санаторно-курортные путевки, в строгом соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями.
Из материалов дела следует, что Семенов А.Г. проходил военную службу в УФСБ России по Республике Саха (Якутия) является пенсионером ФСБ с 13.11.2009 в воинском звании полковник запаса, пенсионное удостоверение N13/354, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 25 лет. Семенов А.Г. обратился к ответчику с заявлением от 09.12.2022, согласно которому просил выделить две путевки в санаторий «Жемчужина Кавказа», г. Кисловодск, ему и его супруге Семеновой Н.А. Из заявления Семенова А.Г. от 09.12.2022 следует, что медицинская справка формы 070/у, утвержденная приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 834н, на Семенова А.Г. и Семенову Н.А. истцом ответчику не предоставлялась. Данный факт истцом не оспаривается. На основании решения санаторно-отборочной комиссии УФСБ России по РС(Я) №4 от 01.02.2023 года истцу отказано в предоставлении путевок ему и его супруге в связи с не предоставлением медицинских справок формы 070/У.
При определении очередности предоставления путевок (внеочередное, первоочередное и преимущественное право) санаторно-отборочные комиссии руководствуются законодательством Российской Федерации и положениями Инструкции. В силу п. 17 Инструкции, отбор кандидатов на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых осуществляется санаторно-отборочными комиссиями, создаваемыми в органах безопасности, централизованно получающими санаторно-курортные путевки, в строгом соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями. Таким образом, из содержания вышеназванных правовых актов следует, что санаторно-курортные путевки выдаются заявителям на основании решения санаторно-отборочной комиссии органа безопасности в соответствии с медицинскими показаниями.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", определяющий в части 3 статьи 40, что санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 40 Федерального закона N 323-ФЗ).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, является Минздрав России, к полномочиям которого отнесено принятие порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечня медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения (пункт 1 и подпункт 5.2.35).
Из положений частей 3 и 4 статьи 40 Федерального закона N 323-ФЗ следует, что санаторно-курортное лечение осуществляется медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах, и направлено на активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления и восстановления и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 26-ФЗ имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Основные принципы медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение определены Порядком медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256 (далее - Порядок N 256), согласно которому медицинский отбор и направление больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, осуществляют лечащий врач и заведующий отделением, а там, где нет заведующего отделением, главный врач (заместитель главного врача) лечебно-профилактического учреждения (амбулаторно-поликлинического учреждения (по месту жительства) или медико-санитарной части (по месту работы, учебы) больного при направлении его на профилактическое санаторно-курортное лечение и больничного учреждения при направлении больного на долечивание).
Медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства, которые определяют медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований. Из изложенного следует, что место проведения санаторно-курортного лечения определяется лечащим врачом либо врачебной комиссией.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 г. Срок действия справки - 12 месяцев. В медицинской справке формы 070/у указываются, в том числе следующие сведения: диагноз заболевания, для лечения которого направляется в санаторно-курортную организацию, сопутствующие заболевания, рекомендуемое лечение, сведения о том, что противопоказания для санаторно-курортного лечения отсутствуют, указываются предпочтительное место лечения (один или несколько), а также рекомендуемые сезоны лечения.
В нарушение ст.ст.12, 56 ГПК РФ истцом суду относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих, что протокол санаторно-отборочной комиссии УФСБ России по РС(Я) №4 от 1 февраля 2023 года является недействительным, достоверных доказательств подтверждающих диагноз заболевания, для лечения которого направляется в санаторно-курортную организацию, сопутствующие заболевания, рекомендуемое лечение, о медицинских показаниях и противопоказаниях истца и его супруги не представлено и в материалах дела их не имеется. При этом истцу и его супруге решением санаторно-отборочной комиссии УФСБ России по РС(Я) от 21.06.2023 года предоставлены путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий Ленинград с датой заезда 10.07.2023 года.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░ 01.02.23 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░(░)- ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ -- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ IV ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ IV ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░