Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-64/2024 (2-686/2023;) ~ М-594/2023 от 20.11.2023

                                                 УИД 29RS0011-01-2023-000985-22

Дело № 2-64/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 апреля 2024 года                                с. Красноборск

Красноборский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Гарбуз С.В., секретаре судебного заседания Поротовой С.Н., с участием представителя истца и ответчика по встречному иску администрации Красноборского муниципального округа Архангельской области Пономаревой Н.С., представителя ответчика и истца по встречному иску Шестаковой Е.В. Харионовского Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Красноборского муниципального округа Архангельской области к Шестаковой Елене Васильевне о понуждении к заключению соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, по встречному исковому заявлению Шестаковой Елены Васильевны к администрации Красноборского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности предоставить другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности взамен изымаемого,

У С Т А Н О В И Л:

представитель администрации Красноборского муниципального округа Архангельской области (далее – администрация Красноборского муниципального округа, администрация) обратился в суд с иском к Шестаковой Е.В. о понуждении к заключению соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд.

В обоснование требований указано, что Красноборский муниципальный район Архангельской области включён в перечень муниципальных образований, являющихся участниками адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы». Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Первомайская, д. 3, с. Красноборск, признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с распоряжением администрации муниципального образования «Алексеевское». Администрацией Красноборского муниципального района принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером № ***, местоположением: Российская Федерация, Архангельская область, Красноборский район, с. Красноборск,                         ул. Первомайская, д. 3. Согласно сведениям из ЕГРН собственником жилого помещения № *** в указанном многоквартирном жилом доме является Шестакова Е.В., кроме неё по месту жительства *** В соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации и в целях выявления лиц, являющихся собственниками вышеуказанного земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимости 09.12.2022 в газете «Знамя» №48, на сайте администрации, информационном щите, расположенном вблизи здания районного культурного центра в с. Красноборске были опубликованы и размещены сообщения о планируемом изъятии земельных участков для муниципальных нужд по указанному выше адресу. Правоустанавливающие документы собственником на жилое помещение в администрацию не предоставлены. Решение об изъятии направлено в адрес правообладателей земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимости. По результатам проведения мероприятий по оценке, квартира №3 в многоквартирном доме по ул. Первомайской в с. Красноборске оценена в ***. Впоследствии подготовлен проект соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, которое с прилагаемыми к нему документами, направлено в адрес Шестаковой Е.В. В адрес администрации поступил ответ Шестаковой Е.В. о несогласии с условиями, указанными в Соглашении. Информация о выборе способа реализации своих жилищных прав от Шестаковой Е.В. в администрацию не поступала. При соблюдении условий, на которых предоставляется субсидия лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, Шестакова Е.В. имеет право на получение субсидии в размере *** рублей. Мероприятия по переселению жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу Архангельская область, Красноборский район, с. Красноборск, ул. Первомайская, д. 3 должны быть окончены в срок до 30.09.2025. В настоящее время в отношении данного дома проведены указанные мероприятия, за исключением жилых помещений №№№ ***. Просили обязать Шестакову Е.В., __.__.______г. года рождения, подписать соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нём объекта недвижимости, по адресу: Российская Федерация, Архангельская область, м. р-н Красноборский, с. Красноборск, ул. Первомайская, д. 3, кв. 3 для муниципальных нужд и акт приёма-передачи.

Ответчик Шестакова Е.В. с исковыми требованиями не согласилась, обратилась со встречным исковым заявлением к администрации указав, что является собственником квартиры №3 по адресу: ул. Первомайская, д. 3, с. Красноборск, в которой проживает с *** В обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённом президиумом Верховного суда РФ от 29.04.2014 указано, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. Согласно п.п. «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ допускается только по соглашению сторон. Соглашение об изъятии недвижимого имущества, направленное собственнику, до настоящего времени не подписано. Ею выбран способ обеспечения жилищных прав собственника путём предоставления другого равноценного жилого помещения взамен помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу. Просила обязать администрацию муниципального образования Красноборский муниципальный округ Архангельской области предоставить ей на праве собственности благоустроенное жилое помещение в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Архангельской области на 2019-2025 годы, утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 50,7 кв.м., в пределах с. Красноборск и взыскать с ответчика уплаченную государственную пошлину.

В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному исковому заявлению) ФИО5 требования поддержала по основаниям указанным в иске. Во встречных исковых требованиях ФИО6 просила отказать, указав, в настоящее время в собственности Красноборского муниципального округа отсутствует свободное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 50,7 кв.м. в пределах с. Красноборск, взамен изымаемого жилого помещения. В рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» заключение соглашения с собственником без доплаты до рыночной стоимости предоставляемого взамен непригодного жилья не предусмотрено.

Ответчик (истец по встречному иску) Шестакова Е.В. участия в судебном заседании не приняла, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика (истца по встречному иску) Харионовский Н.В. в исковых требованиях администрации Красноборского муниципального округа Архангельской области просил отказать, встречные исковые требования Шестаковой Е.В. поддержал.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства и министерства финансов Архангельской области участия в судебном заседании не приняли.

Представитель министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства дело просил рассмотреть в их отсутствие. В отзыве на исковое заявление указав, что Шестакова Е.В. имеет право на выплату выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставление другого жилого помещения. Учитывая доводы истца о том, что от Шестаковой Е.В. в адрес администрации Красноборского муниципального округа не поступала информация о выборе способа реализации ею жилищных прав, заявленные администрацией требования поддерживают. В удовлетворении встречного искового заявления Шестаковой Е.В. просили отказать, указав, что право Шестаковой Е.В. на переселение из жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме № 3 по ул. Первомайская в с. Красноборск, путём предоставления благоустроенного жилого помещения возможно при условии оплаты разницы между стоимостью расселяемого и предоставляемого жилого помещения.

Поскольку ответчик (истец по встречному исковому заявлению) и представители третьих лиц извещены о времени и месте судебного разбирательства, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК РФ), суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Изъятие осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, а также проект соглашения об изъятии недвижимости в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.

В соответствии со ст. 56.6 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию.

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.

В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:

1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;

3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. 4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:

а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;

б) решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет.

в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10 - 11 статьи 32 ЖК РФ), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.

г) соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).

При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления.

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения;

д) иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения извещения о принятом ими решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (часть 9 статьи 32 ЖК РФ). Пропуск данного срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения;

ж) принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, к участию в деле исходя из норм части 3 статьи 45 ГПК РФ должен быть привлечен прокурор;

з) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ.

и) требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Из разъяснений, содержащихся в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

В судебном заседании установлено, что Постановлением Правительства Архангельской области 26 марта 2019 года № 153-пп утверждена адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» (далее постановление от 26 марта 2019 года № 153-пп).

Целью программы является устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилых домов, в муниципальных образованиях Архангельской области, участвующих в программе.

Исполнителями программы являются министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, министерство строительства и архитектуры Архангельской области, министерство имущественных отношений Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, организации, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Архангельская область, Красноборский район, с. Красноборск, ул. Первомайская, д. 3 с кадастровым номером № *** включён в указанную адресную программу.

Шестакова Е.В. с __.__.______г. является собственником квартиры №3 по                     ул. Первомайская в многоквартирном жилом доме №3 в с. Красноборск Красноборского района Архангельской области с кадастровым номером № ***

Кроме ответчика в указанной квартире по месту жительства зарегистрирован ***

Согласно распоряжению администрации МО «Алексеевское» от 28.12.2015 №146-р данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с нормами ЗК РФ и в целях выявления лиц, являющихся собственниками вышеуказанного земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости 09.12.2022 администрацией размещена публикация в Красноборской районной газете «Знамя» №48 о планируемом изъятии названного земельного участка с кадастровым номером с перечнем объектов недвижимого имущества, расположенных на нём.

В сообщении о планируемом изъятии земельных участков для муниципальных нужд указана информация, установленная частями 5, 7 статьи 56.5 ЗК РФ.

В адрес ответчика 13.12.2022 направлен запрос о предоставлении сведений об имеющихся правах на изымаемый земельный участок и расположенные на нём объект недвижимости.

Администрацией Красноборского муниципального района принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером № *** и двенадцати объектов недвижимости (квартир), расположенных по этому же адресу для муниципальных нужд, которое выражено в постановлении от 16.02.2023 №93.

Данное постановление размещено на официальном сайте администрации в сети Интернет в течение 10 дней и опубликовано в периодическом печатном издании - газете «Красноборские вести», распространяемом на территории Красноборского муниципального округа, являющемся в соответствии с п. 2 ныне и ранее действовавшего Уставов официальным обнародованием муниципального правового акта.

Копия данного постановления направлена в адрес ответчика 24.03.2023 и ею получена, что подтверждается уведомлением о вручении.

В регистрирующий орган - Управление Росреестра направлены соответствующие сведения об изъятии земельного участка с заявлением и они внесены единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером № ***.

По результатам проведения мероприятий по оценке, квартира №3 в многоквартирном доме по ул. Первомайской в с. Красноборске оценена в *** рублей согласно отчету от __.__.______г. № *** с учетом рыночной стоимости самого жилого помещения, доли в праве на земельный участок, убытков, предусмотренных ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.

Руководствуясь статьёй 56.10 ЗК РФ администрацией 13.06.2023 Шестаковой Е.В. было направлено письмо с приложением проекта соглашения об изъятии недвижимости и акта приёма-передачи, согласно которым ответчику предложено подписать соглашение либо направить в администрацию уведомление об отказе в подписании соглашения или представить предложения об изменении условий соглашения, в том числе предоставить предложения об изменении размера возмещения.

Почтовое отправление получено Шестаковой Е.В., что подтверждается уведомлением о вручении.

Таким образом, процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника ответчика истцом соблюдена.

Проект соглашения Шестаковой Е.В. не подписан, в адрес администрации ответчик направила сообщение о том, что документы, направленные в её адрес не соответствуют нормам действующего законодательства, а оценка рыночной стоимости произведена без учёта требований, содержащихся в ст. 36 ЖК РФ.

Отчет об оценке был актуализирован частнопрактикующим оценщиком ФИО7 и по заказу истца подготовлен отчет № *** от __.__.______г. согласно которому, стоимость выкупной цены объекта оценки составила *** руб.

В настоящее время в отношении указанного многоквартирного жилого дома, проводятся мероприятия по расселению. Проживающими в доме являются жильцы ***, в том числе семья ответчика.

Отказ ответчика от подписания соглашения, как пояснил её представитель в судебном заседании связан с недостаточностью средств, указанных в соглашении в качестве выкупной цены для приобретения иного жилого помещения, поскольку за период действия программы рыночная стоимость объектов недвижимости существенно увеличилась, а в получении субсидии, которая призвана компенсировать затраты на приобретение жилья взамен непригодного ей отказано в ввиду окончания действия программы в данной части, субсидия в 2024 году не предоставляется.

В соответствии с «Порядком предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии», утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 №153-пп последний день обращения с заявлением для предоставления субсидии и расчета ее максимального размера на приобретение жилого помещения был установлен до 1 декабря 2023 года, а ее использование возможно до 1 мая 2024 года. В указанный срок истица с заявлением в администрацию не обратилась.

При этом, она относиться к категории собственников, признанных непригодными жилых помещений, расположенных в домах, подлежащих расселению по вышеназванной адресной программе, которые имеют право на данную дополнительную меру социальной поддержки в соответствии с указанным Порядком, поскольку на дату признания многоквартирного дома аварийным у нее отсутствовали в собственности или предоставленные по договору социального найма другие пригодные для проживания жилые помещения.

На основании ст.ст. 2 и 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» собственник жилого помещения, находящегося в доме, признанном непригодным и включенном в региональную адресную программу вправе требовать представления иного жилого помещения взамен пригодного вместо получения выкупной цены.

Данное толкование закона дано Верховным Судом РФ в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 1-КГ19-10.

То есть истица могла получить выкупную стоимость и субсидию, которые позволили бы ей приобрести жилье равнозначное занимаемому в черте села Красноборска. Не имея такой возможности в настоящее время, истица выбрала иной способ обеспечения своих прав, предусмотренный ст. 32 ЖК РФ в виде предоставления ей другого жилого помещения, то есть ее требования соответствуют нормам закона, а потому встречный иск подлежит удовлетворению, а в удовлетворении первоначального иска следует отказать.

При подаче встречного иска ответчиком была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., которая в силу норм ст. 98 ГПК РФ подлежит возмещению ответчиком, как проигравшей стороной по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении искового заявления администрации Красноборского муниципального округа Архангельской области к Шестаковой Елене Васильевне о понуждении к заключению соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд отказать.

Встречное исковое заявление Шестаковой Елены Васильевны к администрации Красноборского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности предоставить другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности взамен изымаемого удовлетворить.

Возложить на администрацию Красноборского муниципального округа Архангельской области (ИНН 2914000230) обязанность предоставить Шестаковой Елене Васильевне (СНИЛС № ***) взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, Красноборский район,                             с. Красноборск, ул. Первомайская, д. 3, кв. 3 в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 №153-пп, другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности равнозначное по площади изымаемому, отвечающее установленным санитарным и технических правилам и нормам, иным требованиям, расположенное в селе Красноборске Красноборского района Архангельской области.

Взыскать с администрации Красноборского муниципального округа Архангельской области в пользу Шестаковой Елены Васильевны государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решением может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                                         С.В. Гарбуз

2-64/2024 (2-686/2023;) ~ М-594/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Красноборский муниципальный округ Архангельской области
Ответчики
Шестакова Елена Васильевна
Другие
Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области
Харионовский Николай Васильевич
Министерство финансов Архангельской области
Суд
Красноборский районный суд Архангельской области
Судья
Гарбуз Светлана Васильевна
Дело на странице суда
krasnsud--arh.sudrf.ru
20.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2023Передача материалов судье
27.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.01.2024Предварительное судебное заседание
05.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Судебное заседание
05.04.2024Судебное заседание
12.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее