Судья Зинкин В.А. 63RS0043-01-2023-001221-66
№ 33-13105/2023
№ 2-1530/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 марта 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Баданова А.Н.,
судей Хаировой А.Х., Кривицкой О.Г.,
при секретаре Гинеатулине Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 18.07.2023, которым постановлено:
«Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» - удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 (паспорт серии №) в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» (ИНН № задолженность за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.12.2019 по 31.05.2022 в размере 61699,20 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2051 рубль, а всего 63750 (шестьдесят три тысячи семьдесят пятьдесят) рублей 20 копеек».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Баданова А.Н., объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия,
установила :
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в Красноглинский районный суд г. Самары с указанным исковым заявлением, в обоснование которого ссылается на то, что истец по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.
Ответчик является собственником объекта недвижимого имущества общей площадью 453,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, АО «Жигулевские Ворота», д.6, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Региональный оператор принимал твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом.
В адрес ответчика региональным оператором направлены платежные документы на оплату оказанных услуг с указанием: фамилии, имени, ответчика, адреса регистрации, суммы задолженности, периода просрочки оплаты, номера лицевого счета, реквизитов для оплаты, которые по своему содержанию являются письменным требованием, адресованным ответчику об устранении нарушений исполнения обязательства, то есть претензий.
Однако обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг за период с 01.01.2019 по 31.05.2022 не было исполнено должником, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, которая составляет 84322,24 руб.
На основании заявления истца мировым судьей выносился судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который отменен в связи с поступлением возражений ответчика относительно его исполнения.
До настоящего момента вышеуказанная задолженность ответчиком не погашена.
С учетом ходатайства ответчика о применении срока исковой давности, истцом уменьшены исковые требования, и истец просил суд взыскать с ответчика задолженность за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.12.2019 по 31.05.2022 в размере 61699,20 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2051 руб.
Судом постановлено решение, резолютивная часть, которого приведена выше.
С данным решением суда не согласилась ответчик Гудкова Е.А., в поданной апелляционной жалобе полагает, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права. Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Пункт 148 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №0354 (Правила оказания коммунальных услуг): Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4)-148 (6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Договор на оказание услуг должен быть заключен в письменной форме с указанием условий оказания услуги. Также договор считается заключенным, ссли потребитель хотя бы раз оплатил услугу. Это называется совершением конклюдентных действий. Договор в этом случае считается заключенным со дня первой оплаты по предъявленной Вам квитанции. Более того, п.4. ст. 445 ГК РФ предусматривает «Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. Процедурные правила заключения договора в обязательном порядке, установленные статьей 445 ГК РФ определяют сроки, в течении которых должно произойти согласование условий договора. Получив оферту (проек договора), сторона, сторона, для которой заключение договора обязательно, в течении 30 дней должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора).
В течение 30 дней со дня получения извещения об акцепте на иных условиях либо истечения срока для акцепта оферты вправе передать дело на рассмотрение суда, что не было выполнено ООО «ЭкоСтройРесурс».
За спорные период ООО «Эко Строй Ресурс» указывает о вывозе от ответчика ТКО в объеме 134 метров кубических, при том что в доме ответчик проживает один; подавляющий объем мусора утилизирует самостоятельно, сжигая мусор в печи, зарывая его в компостной яме на своем земельном участке.
Также апеллянт указывает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих фактическое оказание услуг. Ссылается на то, что согласно пункту 3.7.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, мусоросборники для сбора ТКО должны располагаться не ближе 20 метров и не дальше 100 метров от жилого дома. В том случае, если расстояние от частного дома до контейнера больше 100 метров, то услуга по вызову ТКО считается не оказанной. Указывает, что мусоросборники для сбора ТКО на указанном расстоянии от дома ответчика отсутствуют.
На основании вышеизложенного просит решение отменить и вынести новое решение об отказе в иске к Гудковой Е. А., ООО «ЭкоСтройРесурс».
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца - Кулева Т.В. пояснила, что с решением суда согласна, апелляционную жалобу считала необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о деле на официальном сайте Самарского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, по данному делу судебная коллегия не усматривает.
Следовательно, в данном случае судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Согласно п.8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При отсутствии такой заявки и в соответствии с п. 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступные способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
В соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, обращение с ТКО является видом коммунальной услуги.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п. п. 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги, представляемые региональным оператором.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2 с 22.10.2007 является собственником объекта недвижимого имущества - жилого дома с кадастровым номером 63:01:0312004:934, общей площадью 453,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, АО «Жигулевские Ворота», д.6, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.06.2022 и не оспаривалось ответчиком.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с 01.01.2019 региональный оператор принимал от ответчика твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом, однако обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг не было исполнено ответчиком, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, размер которой составил 84322,24 руб. (2056,64 руб. (сумма в месяц) х 41 (количество месяцев).
Согласно формуле расчета суммы (единица измерения (площадь объекта недвижимости) х годовой норматив накопления ТКО (0,091 куб.м.) х предельный тариф (598,16 руб. / куб. м.) / 12 (количество месяцев в году) ежемесячная плата за коммунальную услугу для ответчика составляет 2056,64 руб.
При этом судом первой инстанции отклонены доводы ответчика об отсутствии контейнерных площадок в непосредственной близости от жилого дома ответчика, в связи с общедоступностью контейнеров для накопления ТКО, а также обязанностью накопления отходов одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, позволяющих потребителю получить услугу по обращению с ТКО с 01.01.2019 посредством использования любой, в том числе ближайшей к месту жительства, контейнерной площадки общего пользования, включенной в территориальную схему, утвержденную приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 № 228.
Суд первой инстанции счел, что допустимых доказательств, свидетельствующих, что ответчик не пользовался услугами ООО «ЭкоСтройРесурс» по обращению с твердыми коммунальными отходами, не представлено.
На основании изложенного, разрешая исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс», суд первой инстанции исходил из того, что региональным оператором предоставлены услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, при этом ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств оплаты оказанных услуг или их ненадлежащего оказания, в связи с чем суд пришел к выводу, что заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Ответчик в ходе рассмотрения дела указывает на отсутствие контейнерной площадки для сбора ТКО, оборудованной для сбора мусора от его домовладения с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, ссылается на то, что услуги по обращению с ТКО истец ему не оказывал.
В связи с чем указанные доводы необходимо было проверить.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из названных положений Кодекса следует, что оплате подлежат только фактически оказанные услуги.
Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
В силу требований действующего законодательства региональный оператор вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, включенных в реестр мест накопления и территориальную схему.
В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
Если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о надлежащем оказании ответчику услуг по вывозу ТКО является преждевременным.
Согласно статье 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта РФ, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 (далее также - Правила разработки территориальной схемы в области обращения с ТКО).
В соответствии с пунктом 5 данных Правил территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта РФ) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 названных правил).
Согласно подпункту "а" пункта 12 этих же правил раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта РФ.
В силу требований пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта РФ, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Из приведенных положений следует, что вопреки позиции представителя ООО «ЭкоСтройРесурс», услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Довод истца о том, что для граждан, проживающих в ТСЖ «Жигулевские Ворота», д. 6, оборудованы места (площадки) накопления ТКО в соответствии с утвержденной схемой расположения площадок для размещения ТКО, предположив, что ответчик имеет возможность воспользоваться данными площадками для складирования отходов, судебная коллегия находит несостоятельным ввиду следующего.
Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона и пунктов 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 17 приложение № 1) установлено требование к качеству коммунальных услуг в виде обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Представитель истца не представил доказательства фактического оказания услуги по вывозу ТКО с указанием места накопления в соответствии с реестром и территориальной схемой накопления ТКО (в которую входит адрес ответчика).
Однако, при установленных фактических обстоятельствах дела, судебная коллегия приходит к выводу, что между собственником жилого дома по адресу АО «Жигулевские Ворота», д. 6 и ООО «ЭкоСтройРесурс» договорные отношения не сложились.
Так, установлено, что реестр размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории района Красноглинский, утвержденный постановлением администрации муниципального района от 25.11.2022 № 94, не содержит сведений о месте (площадке) накопления ТКО, источником образования которых является жилой дом по адресу ответчика.
Из имеющейся в материалах дела информации ООО «ЭкоСтройРесурс» следует, что от жилого дома ответчика Гудковой Е.А., расположенного по адресу: <адрес>, АО «Жигулевские ворота», д.6, расстояние до ближайших контейнерных площадок составляет:
- п.Управленческий, ТСЖ «Жигулевские Ворота», порядковый №1565 (координаты: 53.3531; 50.2013) составляет 1120 метров;
- п.Управленческий, ТСЖ «Жигулевские Ворота», д.217 для ул.Родниковой, порядковый №1585 (координаты: 53.3532; 50.2007) составляет 780 метров.
В силу приведенного выше пункта 9 Правил разработки территориальной схемы в области обращения с ТКО реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО является источником для сведений, включаемых в раздел "Места накопления отходов" территориальной схемы.
Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
Кроме того, истец не ссылался и не представил доказательств того, что предоставление коммунальной услуги было обеспечено и без использования соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 10 Правил обращения с ТКО (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
С учетом установленных фактических обстоятельство по делу, судебная коллегия приходит к выводам о том, что истец не представил доказательств фактического оказания ответчику услуг по обращению с ТКО, в связи с чем заявленные истцом требования полагает необоснованными, решение суда - подлежащим отмене, с принятием нового решения по делу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красноглинского районного суда г. Самары от 18.07.2023 отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ООО «ЭкоСтройРесурс» к ФИО2 отказать.
Апелляционную жалобу ФИО2 – удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия, и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено – 11 марта 2024 г.