Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-6487/2021 от 14.05.2021

Судья: Уварова Л.Г. Дело № 33а-6487/2021

УИД:

Дело № 2а-238/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2021 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Лазаревой М.А.

судей –Неугодникова В.Н.,Хлыстовой Е.В.,

при секретаре – Туроншоевой М.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Елдырева Н.А. в лице представителя Беликова В.Ф. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 1 марта 2021 г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Елдыреву Н.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 г., по земельному налогу за 2018 г. и пени, начисленные на недоимку по налогам, указав, что он является плательщиком налогов, в связи с наличием в собственности объектов недвижимого имущества, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом в порядке межведомственного взаимодействия. Налогоплательщику направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налогов, однако, в установленный срок обязанность по уплате налога на доходы физических лиц, транспортного налога, и земельного налога, не исполнена, что повлекло начисление пени и направление требования об уплате налогов и пени, которое не исполнено. Определением мирового судьи судебного участка № 84 судебного района г. Сызрани Самарской области от 02 июня 2020 г. выданный судебный приказ отменен, по заявлению должника. На день обращения с административным иском в суд задолженность не погашена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, административный истец просил суд взыскать с Елдырева Н.А. задолженность (недоимку) по налогу на имущество за 2016 г. в размере 8 114 руб., пени за 2016 г. в размере 36,37 руб. (периоды с 03.12.2019 по 15.12.2019.с 16.12.2019 по 23.12.2019)., пени за 2018 г. в размере 309,19 руб. (периоды с 03.12.2019 по 15.12.2019.с 16.12.2019 по 23.12.2019) и задолженность (недоимку) по земельному налогу за 2018 г. в размере 165,78 руб.

Судом постановлено решение, которым требования Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области удовлетворены. С Елдырева Н.А. взыскана задолженность (недоимка) по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 8 114 руб., пени за 2016 г. в размере 36,37 руб., пени за 2018 г. в размере 309,19 руб. и задолженность (недоимка) по земельному налогу за 2018 г. в размере 165,78 руб., а также госпошлина в размере 400 руб.

В апелляционной жалобе Елдырев Н.А. в лице представителя Беликова В.Ф. ставит вопрос об отмене решения как незаконного, необоснованного и не соответствующего положениям статей 176, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Представитель административного истца Гуленков И.Н. (по доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно частям 4-6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации на органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога на имущество физических лиц предусмотрен главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу пункта 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в соответствии со статьей 85 названного Кодекса.

Согласно пунктам 1-4 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Порядок исчисления и сроки уплаты земельного налога предусмотрен главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу частью 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с частью 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налогов и сборов с нарушением сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего дня за установленным законодательством. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что заявление подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что за Елдыревым Н.А. в период с 2011 по настоящее время зарегистрированы земельные участки и строения, расположенные по адресу <адрес>.

Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление №42613509 от 25 июля 2019 г., согласно которому ему предлагалось в срок до 2 декабря 2019 года добровольно произвести уплату земельного налога за 2018 год в размере 36 976 руб., налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 73 023 руб., и налога на имущество физических лиц за 2016 год, в связи с перерасчетом по налоговому уведомлению № 32299180, в рамках ОКТМО.

Факт направления налогового уведомления подтвержден реестром заказной почтовой корреспонденции от 8 августа 2019 года, с номером почтового идентификатора (л.д. 29).

В установленные сроки Елдыревым Н.А. уплата указанных налогов не произведена, что повлекло начисление пени на сумму недоимки.

В связи с неисполнением налоговых уведомлений Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области, в адрес Елдырева Н.А. направлено налоговое требование № 58437 по состоянию на 24 декабря 2019г., которыми предлагалось в срок до 6 февраля 2020 года погасить имеющуюся задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 77 080 руб., пени на недоимку по данному налогу в размере 345,56 руб., недоимку по земельному налогу за 2018 год в размере 36 976 руб. и пени на данную недоимку в размере 165,78 руб. (л.д.9).

Факт направления налогового требования подтвержден реестром заказной почтовой корреспонденции от 24 декабря 2019 года (л.д. 16-18).

Требование оставлено без исполнения.

В связи с неисполнением Елдыревым Н.А. в установленные сроки требований об уплате налогов, Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области 14 апреля 2020 г. обратилась к мировому судье судебного участка № 84 судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка №84 судебного района г. Сызрани Самарской области от 02 июня 2020 г. выданный судебный приказ отменен, разъяснено право на обращение в суд в порядке административного искового производства.

С административным исковым заявлением в суд налоговый орган обратился 2 декабря 2020 г., в суд административное исковое заявление поступило 4 декабря 2020 г., что подтверждается отслеживанием почтовых отправлений по почтовому идентификатору .

Таким образом, установлено, что процедура и сроки принудительного взыскания налоговых платежей и санкций в данном случае налоговым органом соблюдена.

Судом также установлено, что 26 февраля 2020 г. Елдыревым Н.А. уплачены сумма налога на имущество и пени в размере 69 311,56 руб. а так же сумма земельного налога и пени в размере 24 550,78 руб., что подтверждается соответствующими квитанциями (л.д. 96).

В Сызранский городской суд с административным исковым заявлением налоговый орган обратился 04 декабря 2020г., с соблюдением шестимесячного срока после отмены судебного приказа, предусмотренного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя уточненные требования административного истца, суд исходил из того, что обязанность административного ответчика перед налоговым органом своевременно не исполнена, в связи с чем имеются правовые и фактические основания для взыскания с Елдырева Н.А. пени, начисленные на недоимку по налогам в заявленном налоговым органом размере.

Как указано выше, 26 февраля 2020 г. Елдыревым Н.А. уплачен налог на имущество физических лиц в размере 68 966 руб., пени в размере 345,56 руб., всего 69 311,56 руб., земельный налог в размере 24 385 руб., пени в размере 165,78 руб., всего 24 550,78 руб., которые перечислена единой суммой налог на имущество физических лиц в размере 69 311,56 руб. на КБК налогов, однако пени начисленные на несвоевременную уплату налогов оплачиваются отдельно на КБК пени, что указано в лицевой счете налогоплательщика, а также в требовании № 58437 по состоянию на 24.12.2019г.

Из представленного в суд апелляционной инстанции налогового уведомления № 32299180 от 23.09.2017 Елдыреву Н.А. произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2015,1016 г.г. - 0,00 рублей за помещение расположенное по адресу : <адрес> как за жилое помещение с применением льготы за 2015год - 2267,00 рублей, за 2016 г. - 4535,00 рублей.

В последующем, в налоговом уведомлении № 42613509от 25.07.2019 года, доначислен налог на имущество физических лиц за 2016 г.г. – 8114,0 рублей за помещение расположенное по адресу : <адрес> правильно, как за нежилое помещение, с применением соответствующей налоговой ставки и кадастровой стоимости.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему РФ. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (часть 3 статьи 52 НК РФ).

С учетом необоснованного применения льготы по исчислению налога, к оплате за вышеуказанный объект по уведомлению № 32299180 от 23.09.2017 указано 0,00 рублей, т.е. налог не был оплачен Елдыревым Н.А., в связи с чем обоснованно произведено взыскание данного налога.

Также пени в сумме 36,37 руб. по налогу на имущество на сумму 8114,00 рублей рассчитаны правильно за периоды с 03.12.2019 по 15.12.2019, с 16.12.2019 по 23.12.2019, после направления налогоплательщику налогового уведомления от 25.07.2019 со сроком оплаты до 02.12.2019 года.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности возложения обязанности уплаты налогов за налоговый период 2016, о пропуске срока взыскания налога, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Между тем, судом первой инстанции при взыскании задолженности по земельному налогу за 2018год в сумме 165,78 руб., не учтено, что из судебного приказа №84 от 15.04.2020 года усматривается, что пеня по задолженности по земельному налогу за 2018 год взыскана в сумме 43,62 руб.

Кроме того, в заявлении об уточнении исковых требований от 01.03.2021 года налоговый орган просил взыскать пени по задолженности по земельному налогу за 2018год в сумме 165,78 рублей (периоды с 03.12.2019 по 15.12.2019.с 16.12.2019 по 23.12.2019), однако суд взыскал задолженность по земельному налогу за 2018 год в сумме 165,78 рублей.

С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению в части взыскания пени по земельному налогу с Елдырева Н.А.

Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины судом разрешен, с учетом положений статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, однако необходимо указать на то, что взыскание госпошлины производится в доход местного бюджета в соответствии с положениями абзаца 10 пункта 2 статьи 61.1.Бюджетного кодекса РФ.

В остальной части исковых требований, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 01 марта 2021 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

«Уточненные административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области удовлетворить частично.

Взыскать с Елдырева Н.А.,ДД.ММ.ГГГГ г.р. проживающего по адресу : <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области задолженность (недоимку) по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 8 114,00 руб. и пени в размере 36,37 руб., пени за 2018 г. в размере 309,19 руб., пени на задолженность по земельному налогу за 2018 г. в размере 43,62 руб., а также взыскать в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный (городской) суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-6487/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
МИФНС России № 3 по Самасркой области
Ответчики
Елдырев Н.А.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
14.05.2021Передача дела судье
15.06.2021Судебное заседание
06.07.2021Судебное заседание
13.07.2021Судебное заседание
26.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее