Дело № 2-1361/2023
11RS0006-01-2023-002241-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усинский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи О.С.Юхниной,
при секретаре судебного заседания В..Е.А.,
рассмотрев 04 декабря 2023 года в г.Усинск Республики Коми в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Д,К.С. к Управлению Федеральной налоговой службы по ... о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации, выплачиваемой при расторжении служебного контракта,
установил:
Д,К.С. обратилась в суд с иском к УФНС по РК с требованиями о взыскании недоначисленной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 28629,64 руб., недоначисленной компенсации, выплачиваемой при расторжении служебного контракта в связи с сокращением должности в размере 48991 руб.
В судебное заседание истица, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика УФНС по РК по доверенности Пау Е.В., принявшая участие в судебном заседании по средства ВКС с Сыктывдинским районным судом, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, в соответствии с которым, с предъявленными требованиями ответчик не согласен, расчет выплат производился работодателем в соответствии с требованиями действующего законодательства, средства материального стимулирования, доведенные сверх установленного фонда оплаты труда, не подлежат включению в денежное содержание федеральных государственных служащих при исчислении спорных выплат. По мнению ответчика, в резолютивной части решения следует указать суму, которую необходимо удержать в качестве налога на доходы физических лиц и перечислить в бюджетную систему Российской Федерации.
Дополнительно пояснила, что математическая правильность расчетов истицы в части размера четырехмесячного денежного содержания при сокращении должности ответчиком не оспаривается. Размер недополученной компенсации за неиспользованный отпуск рассчитан неверно и составляет 28629,50 руб., а не 28629,64 руб., как то указано в иске.
Суд, заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ) установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
В силу п.4 ч.1 ст.14 Закона №79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1 статьи 50 Закона № 79-ФЗ).
На основании ч.10 ст.46 Закона №79-ФЗ выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее, чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
Ч.13 ст.46 Закона №79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно ч.3.1 ст.37 Закона №79-ФЗ, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
Из материалов дела следует, что Д,К.С. проходила государственную гражданскую службу в ИФНС по ... Республики Коми с дд.мм.гггг. в должности № на основании служебного контракта от дд.мм.гггг. №, затем – №, приказом № от дд.мм.гггг. служебный контракт расторгнут с дд.мм.гггг. на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от дд.мм.гггг. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы). Указано на выплату Д,К.С. компенсации за неиспользованные 68,49 дней отпуска, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
Ч.2 ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Согласно ч.10 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ, гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе, на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальными нормативными актами, до 01.01.2023 - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562, а с 01.01.2023 - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 №554.
П.8 Правил №554 определено, что денежное содержание для расчета денежных компенсаций за неиспользованные отпуска исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на день их выплаты размеров оклада денежного содержания и иных выплат, предусмотренных пп. "б" - "д" п. 3 и п. 4 Правил; исходя из 1/12 размера выплат, предусмотренных пп. "е" - "з" п. 3 Правил № 554, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты таких компенсаций.
В соответствии с п.9 Правил №554, денежное содержание для расчета денежных компенсаций, выплачиваемых при расторжении служебного контракта в связи с сокращением, исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров оклада денежного содержания и выплат, предусмотренных пп. "б" - "д" п. 3 и п. 4 Правил; исходя из 1/12 размера выплат, предусмотренных пп. "е" - "з" п. 3 Правил N 554, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Таким образом, из содержания приведенных положений Правил №554 от 01.04.2022, следует, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска учитывается при расчете компенсаций за неиспользованные отпуска и компенсаций, выплачиваемых при расторжении служебного контракта в связи с сокращением, в приведенном в п.п. 8, 9 Правил №544 порядке.Выплаты на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда не упомянуты в Правилах, в связи с чем, не учитывались ответчиком при расчете компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении.
В силу ч.1 ст.51 Федерального закона № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Согласно частям 2, 3 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ, при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона. Фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Согласно ч.6 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Согласно разъяснениям письма Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодно оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. №238-7.
Следовательно, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и подлежит учету при расчете среднего заработка для оплаты спорных выплат: компенсаций за неиспользованный отпуск и при увольнении в связи с сокращением штата.
Проверив расчеты предъявленных ко взысканию сумм, с учетом средств материального стимулирования, предоставленные сторонами, суд соглашается с расчетами ответчика, которые соответствуют приведенным положениям Правил №544, тогда как расчет истицы в части компенсации за неиспользованный отпуск незначительно отличается арифметически – 28629,64 руб. вместо 28629,50 руб.
Расчет истицы предъявленных к взысканию недоначисленных сумм компенсации, выплачиваемой при расторжении служебного контракта в связи с сокращением должности в размере 48991 руб., ответчиком не оспаривается.
С учетом перерасчета начисленных сумм спорных выплат с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию недополученные суммы компенсации за неиспользованный отпуск - 28629,50 руб., компенсации, выплачиваемой при расторжении служебного контракта в связи с сокращением должности - 48991руб.
Согласно ст.209 НК РФ, доход физического лица признается объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).
В соответствии с п.1 ст.226 НК РФ, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу приведенных правовых норм суммы, подлежащие налогообложению, определяются требованиями закона, применительно к настоящему спору к таковым относится компенсация за неиспользованный отпуск, которая является объектом налогообложения и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
В то же время, суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм налога на доходы физических лиц при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы и иных выплат, поскольку исчисление и удержание налогов относится к компетенции работодателя, как налогового агента по удержанию налога из дохода работника и его перечислению в бюджетную систему, следовательно, суммы задолженности подлежит указанию в резолютивной части решения без выделения налога на доходы физических лиц.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковое заявление Д,К.С. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации, выплачиваемой при расторжении служебного контракта удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в пользу Д,К.С. компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 28629 рублей 50 копеек (в том числе НДФЛ), компенсацию, выплачиваемую при расторжении служебного контракта в связи с сокращением должности, в размере 48991 рубль, всего – 77620 рублей 50 копеек.
В остальной части в удовлетворении исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий – О.С.Юхнина
Мотивированное решение составлено дд.мм.гггг..
Председательствующий – О.С.Юхнина