Дело №
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2022 года п. Гайны
Гайнский районный суд Пермского края в составе председательствующего Грибановой Н.П., при секретаре судебного заседания Еловиковой О.А.,
с участием представителей истца прокурора Гайнского района Пермского края - заместителя прокурора Гайнского района Вавилина А.В., старшего помощника прокурора Гайнского района Галкиной В.Н.,
представителей ответчика администрации Гайнского муниципального округа Шкудова О.П., Кривощековой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Гайнского районного суда гражданское дело по иску прокурора Гайнского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации,
установил:
Прокурор Гайнского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения, установлено, что право собственности на земельный участок, на котором расположена автомобильная дорога по ул. Баяндина в п.Гайны, администрацией Гайнского муниципального округа Пермского края не зарегистрировано, автомобильная дорога, расположенная по указанном адресу на государственном кадастровом учете не состоит, отсутствует технический паспорт, не разработаны и не утверждены на данную дорогу проект организации дорожного движения, схема дислокации дорожных знаков, отсутствие которых, а так же неисполнение законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения создает угрозу возникновения аварийных ситуаций при движении транспортных средств, что может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также причинения ущерба их имуществу, в связи с чем, на основании ст. 45 ГПК РФ прокурор просит обязать администрацию Гайнского муниципального округа в срок до 31.12.2023 года зарегистрировать право собственности на земельный участок, на котором расположена автомобильная дорога по ул.Баяндина в п.Гайны; разработать и утвердить технический паспорт на указанную автомобильную дорогу; обеспечить постановку на кадастровый учет автомобильной дороги, находящейся на ул. Баяндина в п.Гайны; разработать и утвердить проекты организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков на автомобильную дорогу на ул.Баяндина в п.Гайны.
Представитель истца в судебном заседании просил удовлетворить требования по основаниям, изложенным в иске, уточнив, что просит разработать и утвердить проект организации дорожного движения и схему дислокации дорожных знаков.
Представители ответчика в судебном заседании не оспаривая факт наличия указанных нарушений, не соглашаясь с заявленными требованиями пояснили, что ответчиком ведется работа по устранению указанных нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, об обеспечении безопасности дорожного движения, а именно, сектором дорожно-транспортного хозяйства администрации Гайнского муниципального округа председателю Думы Гайнского муниципального округа направлен проект Постановления администрации Гайнского муниципального округа «О внесении изменений в постановление администрации Гайнского муниципального района от 09.12.2019 № 655-245-01-08 «Об утверждении муниципальной программы «Муниципальные дороги Гайнского муниципального округа», в проекте бюджета на 2023-2025 годы предусмотрены расходы на разработку технических паспортов на десять автомобильных дорог в п.Гайны в размере 61680,43 рублей на 2023 год, в том числе, и по ул. Баяндина, протяженностью 1,066 км, кроме того, планируется изменение бюджета на 2024 год на разработку проектов организации дорожного движения и схем дислокации дорожных знаков на 13 улиц, в том числе на спорную улицу, для исполнения требований, предусмотренных в п. 1.4 иска (разработать и утвердить проект организации дорожного движения и схему дислокации дорожных знаков на автомобильную дорогу по ул.Баяндина в п.Гайны) не имеется денежных средств. Кроме того, представитель ответчика Шкудов О.П. считает недостаточным для устранения указанных в п. 1.4 нарушений срок - до 31.12.2023 года.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурором могут быть заявлены требования в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовую основу обеспечения безопасности дорожного движения определяет Федеральный закон от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон от 10.12.1995 года № 196-ФЗ).
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ).
В силу статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п.1); дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); под содержанием автомобильной дороги понимается - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12); полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (п.15).
Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования местного значения поселения относятся автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или муниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч.10 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (п.5); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п.11); осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления (п.12) (статья 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч.2).
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и данным федеральным законом.
На основании ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного транспорта (ч.1). В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел (ч.3).
Такое предоставление возможно на основании пп. 2 п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).
В соответствии с ч.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки, занятые автомобильными дорогами, отнесены к землям общего пользования.
Согласно п. 10.1 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги являются линейными объектами.
Земельные участки выступают в качестве самостоятельных объектов гражданского оборота (ч.1 ст. 130 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
В соответствии с ч.7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1004-ст введен в действие ГОСТ 33388-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации (далее – ГОСТ 33388-2015).
Согласно разделу 1 ГОСТ 33388-2015 он распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает общие требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог.
В соответствии с п. 4.2.1 ГОСТ 33388-2015 паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.
В соответствии с 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.
Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги.
В соответствии с п.4.2.3 ГОСТ 33388-2015 различают первичный, повторный и текущий технический учет, и паспортизацию автомобильных дорог.
Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов.
В соответствии с п.4.2.4 ГОСТ 33388-2015 первичное заполнение паспорта производят на основании обследования дороги с подробным описанием, обмером, визуальным или инструментальным определением технического состояния элементов дороги и дорожных сооружений. При первичной паспортизации дорог используется вся имеющаяся исполнительная и проектно-сметная документация по обследуемой дороге или ее участку. Использование этих материалов, являющихся вспомогательными, не исключают необходимости производства полевых работ.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст утвержден Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Все требования Стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Требования Стандарта распространяются на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов.
В пункте 1 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 13.11.2018 № 406 указано, что Классификация устанавливает состав и виды работ по организации дорожного движения и предназначена для использования при планировании объемов таких работ.
Пунктом 2 Классификации работ предусмотрено, что классификация работ по ОДД применяется при: разработке проектов организации дорожного движения; разработке комплексных схем организации дорожного движения; моделировании дорожного движения; мониторинге дорожного движения; автоматизированном управлении дорожным движением.
Согласно пп. "д" п. 3 Классификации работ по организации дорожного движения, утвержденной Приказом Минтранса России от 13.11.2018 г. № 406, при разработке проектов организации дорожного движения проводится подготовка проектных решений, при необходимости вариантов проектирования, в том числе схем дислокации дорожных знаков и разметки.
Пунктом 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 предусмотрено, что к числу работ по содержанию автомобильных дорог, в том числе, отнесена разработка проектов организации дорожного движения, паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Подпунктом 3 п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 г. № 402, установлено, что в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входят работы по установке знаков. Дорожные знаки устанавливаются в соответствии в Проектом организации дорожного движения (далее- ПОДД).
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6.2.1 Стандарта дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, которые должны быть установлены по ГОСТ 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, утвержденного совместным письмом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02.08.2006 года № 13/6-3853, Росавтодора от 07.08.2006 года № 01-29/5313, проект организации дорожного движения разрабатывается на основании ч. 2 ст. 21 Закона № 196-ФЗ.
Пунктом 1.4 Порядка установлено, что заказчиком проекта организации дорожного движения являются для муниципальных автомобильных дорог - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка Проект организации дорожного движения (далее ПОДД) должен содержать схемы расстановки технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка схема расстановки технических средств организации дорожного движения должна включать в себя: контуры плана (в бровках) автомобильной дороги; график продольных уклонов; график кривых в плане; линии дорожной разметки; дорожные знаки; дорожные ограждения; пешеходные ограждения; направляющие устройства; дорожные светофоры; пешеходные переходы в разных уровнях; освещение; автобусные остановки; пешеходные дорожки; железнодорожные переезды; искусственные сооружения; проектируемые и существующие здания и сооружения дорожного автотранспортного назначения (без координационных осей).
Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливают Правила подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденные приказом Минтранса России от 30.07.2020 № 274.
В соответствии с п.40 Правил подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденных Приказом Минтранса России от 30.07.2020 №274, подготовка, согласование и утверждение ПОДД должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ).
В соответствии с п.43 Правил подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденных Приказом Минтранса России от 30.07.2020 № 274, ПОДД, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.
Пунктом 9 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ предусмотрено, что проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправление в области организации дорожного движения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями либо в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", этой компанией при условии, что автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам федерального значения или пересекают их; с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения, в случае, если автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения; с органами и организациями, перечень которых установлен органом местного самоуправления.
Таким образом, системная взаимосвязь указанных норм права указывает на то, что обязанность обеспечения безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения, возложена на органы местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Гайнского района Пермского края проведена проверка исполнения администрацией Гайнского муниципального района законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанного законодательства, право собственности на земельный участок, на котором расположена автомобильная дорога по ул.Баяндина в п.Гайны, не зарегистрировано, автомобильная дорога по ул.Баяндина в п.Гайны на кадастровый учет не поставлена, технический паспорт отсутствует, не разработаны и не утверждены проект организации дорожного движения, схема дислокации дорожных знаков на указанную автомобильную дорогу.
Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д.52,53) на автомобильную дорогу и земельный участок, на котором расположена автомобильная дорога по ул. Баяндина в п.Гайны Пермского края, право собственности не оформлено, автомобильная дорога по указанному адресу на кадастровом учете не состоит.
В соответствии с п.6 ч. 1 ст. 4 Устава Гайнского муниципального округа Пермского края к вопросам местного значения муниципального округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л. д. 64-66).
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения Гайнского муниципального округа, утвержденного постановлением администрации Гайнского муниципального округа от 13.08.2020 № 714, с учетом внесенных изменений постановлением от 28.09.2022 № 705, автомобильная дорога, расположенная по ул.Баяндина в п.Гайны не находится в собственности Гайнского муниципального округа и не включена в указанный перечень (л.д.54-61).
Вместе с тем, вышеуказанная автомобильная дорога согласно сведений из публичной кадастровой карты (л.д. 26, 62) находится в границах п.Гайны Гайнского муниципального округа Пермского края, согласно акта осмотра от 21.10.2022 (л.д.28), составленного сотрудником прокуратуры, протяженностью не менее 170 м, имеет дорожное покрытие, дорожное полотно, используется для пешеходного и транспортного сообщения, кроме того, согласно представленных администрацией Гайнского муниципального округа сведений, на ул. Баяндина в п.Гайны, где расположена автомобильная дорога имеется шесть домохозяйств, в которых проживают 28 человек (л.д.31-38), в связи с чем, автомобильная дорога, расположенная по ул. Баяндина в п.Гайны является имуществом, необходимым для решения вопросов местного значения в сфере содержания автомобильных дорог, то есть, земельный участок под указанным объектом должен находиться в собственности муниципального образования.
Земельный участок под указанной автомобильной дорогой обеспечивает возможность органов местного самоуправления Гайнского муниципального округа в полной мере осуществлять как дорожную деятельность на территории муниципального образования, так и решать другие вопросы местного значения, связанные с обслуживанием объектов улично-дорожной сети.
Непринятие мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка под дорогой общего пользования по ул. Баяндина и постановки на кадастровый учет автомобильной дороги по указанной улице, приводит к невозможности органа местного самоуправления осуществлять в пределах своих полномочий владение, пользование, распоряжение земельным участком, дорожную деятельность, к отсутствию контроля за состоянием земельного участка, и как следствие, к его ухудшению.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Статьей 10 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Отсутствие надлежащего оформления права собственности на земельный участок под указанной автомобильной дорогой, включающей в себя земельные участки в границах полос отвода автомобильной дороги и расположенные на ней конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) в пределах границ муниципального образования, предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, может повлечь занятие этих участков, предназначенных для эксплуатации автомобильных дорог, иными лицами, а также создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, препятствием к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а также к нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их интересов путем предупреждения возникающих в связи с ненадлежащим состоянием дорог дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет, куда вносятся сведения о характеристиках объектах недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата его присвоения; описание местоположения границ объекта недвижимости; категории земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование и прочие необходимые характеристики.
Отсутствие установленных границ земельного участка, занятого автомобильной дорогой, не проведение его межевания, отсутствия государственного кадастрового учета и регистрации в установленном порядке, приводит к обезличиванию данного земельного участка и как следствие -автомобильной дороги, что может затруднить осуществление прав собственника муниципального образования в отношении автомобильной дороги и занятого ею земельного участка.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии у ответчика в силу закона обязанности как регистрации права муниципальной собственности на земельный участок под автомобильной дорогой общего пользования местного значения, расположенной по адресу: Пермский край, п.Гайны, ул.Баяндина, так и постановки на кадастровый учет автомобильной дороги по ул.Баяндина в п.Гайны.
Кроме того, согласно информации администрации Гайнского муниципального округа Пермского края от 13.07.2022, адресованной прокурору Гайнского района, технический паспорт на автомобильную дорогу по ул.Баяндина в п.Гайны отсутствует, не разработаны и не утверждены проект организации дорожного движения, схема дислокации дорожных знаков на указанную автомобильную дорогу (л.д. 8), что не отрицалось представителями ответчика в судебном заседании.
Таким образом, судом достоверно установлено, что технический паспорт на автомобильную дорогу по ул.Баяндина в п.Гайны отсутствует, проект организации дорожного движения, схема дислокации дорожных знаков в отношении спорной автомобильной дороги, ответчиком до настоящего времени не разработаны и не утверждены.
Изложенное свидетельствует о том, что администрация Гайнского муниципального округа Пермского края ненадлежащим образом выполняет возложенные на нее действующим законодательством обязанности в области дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения в границах п.Гайны Гайнского муниципального округа, своевременно не принимает мер к надлежащей организации дорожного движения на указанной территории, что в свою очередь, не обеспечивает безопасность дорожного движения на них, создает реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и законными, на администрацию Гайнского муниципального округа Пермского края подлежит возложению обязанность разработать и утвердить технический паспорт, проект организации дорожного движения и схему дислокации дорожных знаков в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения – по ул.Баяндина в п.Гайны Гайнского муниципального округа Пермского края.
Предъявление прокурором рассматриваемых требований в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц является правомерным, поскольку допущенные нарушения являются общественно значимыми.
При этом суд находит несостоятельными доводы представителей ответчика о недостаточности финансовых средств в бюджете муниципального образования, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности дорожного движения с их финансовыми возможностями, отсутствие или нехватка денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязательств по решению вопроса местного значения, связанного с созданием условий для обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании изложенного суд считает, что заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок исполнения для устранения указанных нарушений, суд определяет до 31.12.2023 г., как заявлено истцом, поскольку, по мнению суда, данный срок достаточен для исполнения вышеизложенных обязанностей, ответчик доказательств не возможности исполнения указанных обязанностей суду не представил.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Гайнского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, удовлетворить.
Обязать администрацию Гайнского муниципального округа Пермского края в срок до 31.12.2023 года:
- зарегистрировать право собственности на земельный участок, на котором расположена автомобильная дорога по ул. Баяндина в п.Гайны;
- разработать и утвердить технический паспорт на автомобильную дорогу по ул.Баяндина в п.Гайны;
- обеспечить постановку на кадастровый учет автомобильной дороги по ул.Баяндина в п.Гайны;
- разработать и утвердить проект организации дорожного движения, схему дислокации дорожных знаков на автомобильную дорогу по ул.Баяндина в п.Гайны.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 08 ноября 2022 года.
Судья (подпись)
Копия верна
Судья Н.П. Грибанова