Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1546/2023 ~ М-930/2023 от 06.06.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                              04 сентября 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2,

с участием представителя административного истца ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1546/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021:

- с кадастровым номером в размере 3 560 874 рублей,

- с кадастровым номером в размере 4 026 521 рублей,

- с кадастровым номером в размере 10 892 718 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником спорных объектов недвижимого имущества, кадастровая стоимость которых определена по состоянию на 01.01.2021, о чем сведения внесены в ЕГРН. С установленной кадастровой стоимостью каждого объекта административный истец не согласен, со ссылкой на их рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке ООО «Независимый кадастровый центр», указывает на ее экономическую необоснованность, влияющую на завышенную налоговую базу по налогу на имущество.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО7 действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Административные ответчики Правительство Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица администрация г.о. Самара, ФКП Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» извещены о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в судебное заседание представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

В письменных дополнительных пояснениях ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость объектов недвижимого имущества, определенная в заключении эксперта, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые нежилые помещения.

Учитывая требования статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административный истец ФИО8 является собственником спорных объектов недвижимого имущества:

- помещения с кадастровым номером кв.м, назначение: нежилое, наименование: объект незавершенного строительством – нежилое помещение № н18,

- помещения с кадастровым номером кв.м, назначение: нежилое, наименование: объект незавершенного строительством – нежилое помещение № н53,

- помещения с кадастровым номером кв.м, назначение: нежилое, наименование: объект незавершенного строительством – нежилое помещение № н7.

В сведения ЕГРН в отношении указанного имущества внесена информация об определении кадастровой стоимости приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 в отношении объекта

с кадастровым номером в размере 4 271 476, 10 рублей,

с кадастровым номером в размере 6 309 314, 14 рублей,

с кадастровым номером в размере 15 634 926, 38 рублей.

Административный истец, являясь собственником указанных объектов, обязан уплачивать налог на имущество. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Установление кадастровой стоимости помещений в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.

Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 03.06.2023 обратился с настоящим административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной рыночной их стоимости является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении каждого объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административный истец в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 09/02-23/1 от 20.03.2023 оценщика Рыбаковой Н.В. независимой оценочной компании ООО «Независимый кадастровый центр» об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 каждого объекта

с кадастровым номером в размере 10 892 718 рублей,

с кадастровым номером в размере 3 216 377 рублей,

с кадастровым номером в размере 4 026 521 рубль.

По инициативе заинтересованного лица ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» определением суда от 29.06.2023 по делу назначена судебная экспертиза с возложением оплаты ее проведения на заявителя.

Заключением эксперта № 143/08-2023-Э от 15.08.2023 ООО «Центр оценки и права «Визит» определена рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2022 объектов оценки:

с кадастровым номером в размере 13 634 603 рублей,

с кадастровым номером в размере 3 960 056 рублей,

с кадастровым номером в размере 5 490 051 рубль.

Возражений, замечаний относительно выводов судебной экспертизы от участников процесса не поступило.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что при оценке объекта недвижимого имущества эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта основывается на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, описание качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора объектов-аналогов и используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответы на поставленные вопросы с возможностью проверки их обоснованности.

Суд полагает, что заключение эксперта о рыночной стоимости объекта недвижимого имущества является полным и аргументированным, отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, будучи предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, заинтересованность в исходе дела не установлена.

При таких обстоятельствах, суд принимает в качестве допустимого доказательства рыночной стоимости спорного объекта заключение эксперта № 143/08-2023-Э от 15.08.2023 ООО «Центр оценки и права «Визит».

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости помещений равной их рыночной стоимости, определенной в заключение эксперта, подлежат удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 03.06.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск ФИО1 удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – помещения с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, пом. н18, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 3 960 056 (три миллиона девятьсот шестьдесят тысяч пятьдесят шесть) рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – помещения с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, пом. н53, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 5 490 051 (пять миллионов четыреста девяносто тысяч пятьдесят один) рубль.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – помещения с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, пом. н7, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 13 634 603 (тринадцать миллионов шестьсот тридцать четыре тысячи шестьсот три) рубля.

Датой подачи заявления в суд считать 03.06.2023.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 13.09.2023.

Судья                            И.А. Щетинкина

3а-1546/2023 ~ М-930/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Смирнов Д.В.
Ответчики
Правительство Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
ГБУ СО "ЦКО"
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Администрация городского округа Самара
Озёрина Е.А.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
06.06.2023Регистрация административного искового заявления
07.06.2023Передача материалов судье
07.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
07.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2023Судебное заседание
22.08.2023Производство по делу возобновлено
04.09.2023Судебное заседание
08.09.2023Судебное заседание
13.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
01.11.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.11.2023Судебное заседание
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее