РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2023 года в городе Новом Уренгое Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Шафоростовой О. Ю., при секретаре судебного заседания Дзакураеве К. М., с участием помощника прокурора города Нового Уренгоя Волосковой Е. С., представителя ответчика администрация города Нового Уренгоя Пронина А. О., представителя ответчика МКУ «УМХ» Сергеевой А. Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2461/2023 по иску прокурора города Нового Уренгоя в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Нового Уренгоя о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту также – прокурор), действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился с иском к администрации города Нового Уренгоя (далее по тексту также – ответчик) с требованиями, с учётом их уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при осуществлении полномочий по содержанию имеющегося на территории муниципального образования «город Новый Уренгой» места захоронения и проведению работ по обвалке территории кладбища с кадастровым номером 89:11:080201:7317.
В обоснование требований указано, что в результате проверки установлено, что администрацией города Нового Уренгоя как органом местного самоуправления не обеспечено исполнение законодательства при оказании ритуальных услуг и услуг по содержанию мест захоронения, а именно не проведены работы по обвалке территории кладбища, обязанность по осуществлению которой предусмотрена п. 53 СанПиН 2.1.3684-21. Представление прокурора об устранении нарушений законодательства от 25.07.2022 ответчиком не исполнено (л. д. 5-7, 79).
Определением суда от 03.08.2023, занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Управление муниципального хозяйства», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ООО «Торговый дом «Кавказ» (л. д. 42-43).
В судебном заседании помощник прокурора Волоскова Е. С. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрация города Нового Уренгоя Пронин О. А. (действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ [суммы изъяты], выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ – л. д. 38) исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, приобщённом к материалам настоящего гражданского дела (л. д. 20-21).
Представитель ответчика МКУ «Управление муниципального хозяйства» Сергеева А. Г. (действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ [суммы изъяты], выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ – л. д. 50) решение просила принять по усмотрению суда, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, приобщённом к материалам настоящего гражданского дела (л. д. 52-53).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица ООО «Торговый дом «Кавказ», при надлежащем извещении данного лица о времени и месте судебного разбирательства по делу.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено, муниципальное образование «город Новый Уренгой» является собственником кладбища с кадастровым номером 89:11:080201:7317, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, Коротчаево жилрайон. Право собственности муниципального образования «город Новый Уренгой» на сооружение: Кладбище, расположенное в районе Коротчаево, зарегистрировано 27.08.2021 (л. д. 80-85).
Прокуратурой города Нового Уренгоя на основании решения от 22.06.2022 № 725 проведена проверка исполнения администрацией города Нового Уренгоя законодательства о похоронном деле, санитарно-эпидемиологическом благополучии, в ходе которой установлено, что территория кладбища с кадастровым номером 89:11:080201:7317, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, Коротчаево жилрайон, не имеет обвалки (л. д. 10-11).
По факту выявленных нарушений в адрес администрации города Нового Уренгоя вынесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства от 25.07.2022 № 02-23-2022, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения устранены не были (л. д. 14-16).
Вышеперечисленные обстоятельства послужили основанием для предъявления прокурором рассматриваемого иска в суд.
Разрешая заявленный спор, суд руководствуется следующим.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) основывается на Конституции РФ и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 2 Закона № 7-ФЗ отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Закон № 52-ФЗ) определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1); содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21).
В силу ст. 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского поселения (п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения установлены Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
В силу ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны, в том числе, принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности (ч.ч. 1, 4 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые и введённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Руководство данным органом осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...»), которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
П. 53 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что при устройстве кладбища должна предусматриваться, в том числе, обваловка территории кладбища.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что территория кладбища с кадастровым номером 89:11:080201:7317, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, Коротчаево жилрайон, не имеет обвалки по периметру.
Нарушение п. 53 СанПиН 2.1.3684-21, выявленное в результате прокурорской проверки, не устранено администрацией города Нового Уренгоя по результатам рассмотрения представления, вынесенного прокурором.
Доказательств невозможности выполнения требований по обвалке территории указанного кладбища, ответчиком не представлено.
При этом суд принимает во внимание, что содержание и благоустройство мест захоронения является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования и затрагивает интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, территории кладбища, не имеющих обваловки по его периметру, подлежат приведению в соответствии с требованиями п. 53 СанПиН 2.1.3684-21 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора города Нового Уренгоя, заявленные в порядке ст. 45 ГПК РФ, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что полномочия по организации похоронного дела и содержанию мест захоронения переданы МКУ «Управление муниципального хозяйства» суд находит необоснованными, поскольку создание администрацией города Нового Уренгоя казённого учреждения с целью реализации функций и обязанностей, возложенных на орган местного самоуправления законом, не освобождает администрацию города Нового Уренгоя от исполнения данных функций и обязанностей. При таких обстоятельствах ответственность за организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдению санитарных и экологических требований к содержанию мест погребения, лежит на администрации, которая и является надлежащим ответчиком по делу. Создание администрацией города Нового Уренгоя МКУ «УМХ» является лишь одним из способов реализации полномочий органа местного самоуправления. При этом реализация указанных функций путём создания муниципального казённого учреждения или заключения муниципального контракта на выполнение конкретных работ с целью исполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, не снимает с администрации города Нового Уренгоя обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах муниципального образования, возложенную на неё законом, и не прекращает полномочия по обеспечению такого благополучия, равно как и не освобождает от ответственности за ненадлежащее выполнение данных полномочий.
В целях единообразия судебной практики суд также учитывает аналогичную правовую позицию, изложенную в определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.03.2021 № 88-4460/2022, апелляционных определениях суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2021 № 33-2973/2021, от 22.06.2023 № 33-1426/2023.
Далее, исходя из положений ч.ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Как указано выше, содержание мест захоронения относится к компетенции органов местного самоуправления. Кроме того, согласно пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании, обустройство кладбища планируется закончить к концу 2023 года.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным согласиться со сроком, предложенным прокурором для устранения выявленных нарушений закона – 1 год с момента вступления в законную силу, тем более что ответчик не представил доказательства невозможности совершения указанных действий в требуемый истцом срок. Вместе с тем, установленный судом срок является разумным, учтена продолжительность бюджетных процедур, производства закупок, объём необходимых к выполнению работ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск прокурора города Нового Уренгоя в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию города Нового Уренгоя (ИНН 8904028004) в течение 1 года со дня вступления в законную силу настоящего решения суда устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» при осуществлении полномочий по содержанию имеющегося места захоронения и провести работы по обвалке территории кладбища с кадастровым номером 89:11:080201:7317, расположенного на территории района Коротчаево в городе Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 04 октября 2023 года путём подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.
Председательствующий: