Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-306/2023 от 11.04.2023

    Дело № 12-306/2023

    УИД 18RS0004-01-2023-001464-07

    Р Е Ш Е Н И Е

    06 июня 2023 года                                                                                       г. Ижевск

    Судья Индустриального районного суда г. Ижевска УР Арсагова С.И.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Юферевой СС на постановление по делу об административном правонарушении,

    установил:

    Юферева С.С. обратилась в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от -Дата-, вынесенное Административной комиссией города Ижевска, о привлечении Юферевой С.С. к административной ответственности по статье 7 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

    Жалоба мотивирована тем, что указанным постановлением нарушены права и законные интересы заявителя. Факт продажи алкогольной продукции материалами административного дела не подтвержден. При составлении протокола заявителю не разъяснены права и обязанности, не указаны данные понятых (адрес). Административная комиссия города Ижевска не уполномочена на рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Часть 1 статьи 7 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ, ранее наделяющая органы местного самоуправления соответствующими полномочиями, утратила силу с 01.07.2021. Указанное в протоколе об административном правонарушении деяние является нарушением положений Федерального закона № 171, а именно, правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за что предусмотрена административная ответственность соответствующими статьями КоАП РФ, что исключает возможность привлечения лица к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения по федеральному законодательству и законодательству субъекта РФ. Просит жалобу удовлетворить, производство по административному делу прекратить.

    Юферева С.С. в судебное заседание не явилась, просила дело рассматривать в ее отсутствие.

    Представитель заявителя Мальчикова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивала на удовлетворении жалобы.

        Изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к выводу о том, что постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении, подлежит отмене, а производство по делу прекращению по следующим основаниям.

Согласно статьи 7 Закона Удмуртской Республики от 13 октября 2011 г. N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (в ред. от 11.01.2023, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения заявителя к административной ответственности) нарушение дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции, установленных органами государственной власти Удмуртской Республики в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 1 Закона УР от 04.10.2011 N 44-РЗ "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики" помимо установленных Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" особых требований к розничной продаже алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики устанавливается запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей:

1) с 22.00 часов до 10.00 часов следующего дня по местному времени;

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Юферевой С.С. к административной ответственности по названной норме послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении Административной комиссии г. Ижевска от -Дата- обстоятельства, согласно которым Юферева С.С. -Дата- в 08-56 часов осуществила продажу пива <данные изъяты> по адресу ..., ост. комплекс «...» (...), то есть до 10-00 часов, что является нарушением требований Закона УР от 13.10.2011 № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений».

Жалоба заявителем подана по месту рассмотрения дела об административной правонарушении (г.Ижевск, ул. Лихвинцева, 56), относящемуся к территориальной подсудности Индустриального районного суда г.Ижевска.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

К полномочиям Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях пунктом 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положениями пункта 39 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя законы субъектов Российской Федерации в системе правовых регуляторов юрисдикционных отношений и в этой связи предоставляя субъекту Российской Федерации нормотворческие полномочия по установлению административной ответственности, поставил их в прямую зависимость не только от Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в целом от федерального отраслевого законодательства, которым установлены критерии, условия и пределы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений.

В соответствии со статьями 1.1, 1.3, 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный законодатель, включая законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности в систему законодательства об административных правонарушениях и в связи с этим допуская возможность установления административной ответственности законами субъектов Российской Федерации, одновременно определил объем и границы нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в сфере законодательства об административных правонарушениях: субъект Российской Федерации вправе устанавливать своими законами административную ответственность лишь по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, а также положений статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов. Одним из таких ограничений является предусмотренный частью 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ (абзац 24) запрет на розничную продажу алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 этого закона, устанавливающей особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.

Согласно статье 3 Федерального закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 части 9 статьи 16 указанного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Кроме того, частью 3 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ прямо предусмотрено, что юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 сентября 2018 года, указано, что за невыполнение сформулированных в Законе N 171-ФЗ требований к осуществлению производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также к потреблению (распитию) алкогольной продукции статьями 14.16, 14.17, 14.17.1, 14.17.2, 14.18, 14.19, частями 3 и 4 статьи 15.12, статьями 15.13, 20.20, 20.22 КоАП РФ прямо предусмотрена административная ответственность физических лиц, должностных и юридических лиц. Кроме того, в случае нарушения положений Закона N 171-ФЗ указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1, статьей 14.2, частями 1 и 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Поскольку особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, в том числе бланкетно включающие в себя дополнительные ограничения, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, содержатся в названном Федеральном законе N 171-ФЗ (статья 16), который и возлагает обязанность по соблюдению особых требований и дополнительных ограничений к розничной продаже алкогольной продукции на субъектов, осуществляющих такую продажу, то и административная ответственность за нарушение указанных правил установлена федеральным законодательством, в частности:

- частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность для должностных лиц и для юридических лиц за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса;

- статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность, в том числе, и для граждан за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.

При этом диспозиции части 3 статьи 14.16 и статьи 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат изъятий в отношении нарушений дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции, установленных законодательством субъекта Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Согласно пункту 17 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 декабря 2017 года, нарушение установленных пунктом 9 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ запретов и ограничений следует квалифицировать именно по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.

Часть 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является специальной нормой по отношению к статье 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции независимо от того, на каком уровне правового регулирования установлены данные требования, предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц и для юридических лиц, а также общей статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в том числе и для граждан.

Как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года, разграничение компетенции Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в вопросах установления административной ответственности должно исключать возможность привлечения лица к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения по федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами Федерального закона N 171-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила продажи алкогольной продукции.

Предметом правонарушения являются правила продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в нарушении особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.

Объективная сторона вменяемого административным органом Юферевой С.С. правонарушения выражается в продаже алкогольной продукции до 10-00 часов в нарушение требований      абз.2 ч.9 ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ и части 1 статьи 1 Закона УР от 04.10.2011 N 44-РЗ "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики".

Следовательно, указанное в протоколе об административном правонарушении деяние является нарушением положений Федерального закона N 171-ФЗ, а именно правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (с учетом положений абзаца 2 части 9 статьи 16 указанного закона), за что предусмотрена административная ответственность соответствующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и что исключает возможность привлечения лица к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения по федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного суд соглашается с доводами заявителя об отсутствии полномочий у Административной комиссии города Ижевска на составление административного протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении по обстоятельствам, вменяемым Юферевой С.С., поскольку таковое не предусмотрено нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление Административной комиссии города Ижевска от 15.03.2023, вынесенное в отношении Юферевой С.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7 Закона Удмуртской Республики от 13 октября 2011 года N 57 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Юферевой С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7 Закона Удмуртской Республики от 13 октября 2011 года N 57 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".

Аналогичная позиция изложена в постановлении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28.04.2023 №16-2159/2023

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

    решил:

    жалобу Юферевой СС на постановление по делу об административном правонарушении - удовлетворить.

    Отменить постановление от -Дата-, вынесенное Административной комиссией города Ижевска, о привлечении Юферевой С.С. к административной ответственности по статье 7 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб., производство по делу об административном правонарушении – прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

    Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения решения через Индустриальный районный суд г. Ижевска.

    Судья                                                                                                  С.И. Арсагова

12-306/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Юферева Светлана Сергеевна
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Арсагова Светлана Игоревна
Статьи

5 Закона УР от 13.10.2011г. №57-РЗОб установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений

Дело на сайте суда
industrialnyy--udm.sudrf.ru
11.04.2023Материалы переданы в производство судье
13.04.2023Истребованы материалы
26.04.2023Поступили истребованные материалы
06.06.2023Судебное заседание
14.06.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
16.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2023Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
11.07.2023Вступило в законную силу
03.08.2023Дело оформлено
04.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее