66RS0015-01-2023-001109-65 Гражданское дело № 2-1078/2023
Мотивированное решение составлено 02.08.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2023 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Филимонова А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Душкиной М.И., с участием помощника прокурора г. Асбеста Широковой Е.Ю., действующей в интересах неопределенного круга лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Асбеста, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Рефтинский о возложении обязанности привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг,
установил:
Прокурор г. Асбеста Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Рефтинский (далее – МАОУ «СОШ № 6» ГО Рефтинский) о возложении обязанности привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг, указав, что прокуратурой г. Асбеста в ходе надзорных мероприятий проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об образовании. В нарушение требований действующего законодательства паспорт доступности МАОУ «СОШ № 6» ГО Рефтинский не содержит конкретных видов и объемов работ, необходимых для приведения порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства РФ об обеспечении условий их доступности для инвалидов, конкретные сроки реализации мероприятий не определены, в орган местного самоуправления, на территории которого осуществляется деятельность, учреждением паспорт доступности до настоящего времени также не направлен.
На основании изложенного, истец просит суд:
Обязать МАОУ «СОШ № 6» ГО Рефтинский привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, определив конкретные виды и объемы работ, также сроки реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие в требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов и направить его в администрацию городского округа Рефтинский в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 4-8).
В судебном заседании помощник прокурора г. Асбеста Широкова Е.Ю., действующая в интересах неопределенного круга лиц, настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МАОУ «СОШ № 6» ГО Рефтинский в судебное заседание не явился, представил мнение по иску, из которого следует, что с исковыми требованиями истца согласны в полном объеме. Работы по приведению в соответствие в действующим законодательством паспорта доступности для инвалидов в МАОУ «СОШ №6» и предоставляемых на нем услуг в сфере образования будут организованы в установленные сроки. Просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица администрации городского округа Рефтинский в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, мнения по иску не представил.
Заслушав мнение помощника прокурора г. Асбеста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации) и право на образование (статья 43 Конституции Российской Федерации).
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).
Статьей 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В силу ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с п.7 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 (далее - Порядок) органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).
Как указано, в п.п. «г» п. 8 Порядка Паспорт доступности должен содержать, в том числе, раздел «Управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 14 Порядка Паспорт доступности организации, разработанный Комиссией, утверждается руководителем организации и представляется в течение 10 рабочих дней после утверждения муниципальными организациями - в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой г. Асбеста проведена проверка законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об образовании.
В ходе проведенной проверки установлено, что МАОУ «СОШ № 6» ГО Рефтинский осуществляет образовательную деятельность на территории Рефтинского городского округа Свердловской области, исполнительным органом местного самоуправления на территории которого является администрация городского округа Рефтинский (л.д.10-12, 16-19).
Как следует из материалов дела, в нарушение требований действующего законодательства паспорт доступности МАОУ «СОШ № 6» ГО Рефтинский не содержит конкретных видов и объемов работ, необходимых для приведения порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов, конкретные сроки реализации мероприятий не определены, в орган местного самоуправления, на территории которого осуществляется деятельность, учреждением паспорт доступности до настоящего времени также не направлен (л.д.13-15).
Отсутствие конкретных видов и объемов работ, а также сроков реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов ущемляет гарантированные государством права инвалидов, в том числе несовершеннолетних и лишает их возможности социальной адаптации в обществе, преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), в совокупности с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Выявленные нарушения не оспаривались ответчиком, что следует из представленного в материалы дела письменного мнения.
Таким образом, на основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить, возложить на МАОУ «СОШ № 6» ГО Рефтинский обязанность по приведению в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, определив конкретные виды и объемы работ, также сроки реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие в требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Учитывая объем работ, связанных с приведением паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры в соответствие с действующим законодательством, суд полагает, что срок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для исполнения ответчиком решения соответствует положениям ст. 206 ГПК РФ и является разумным.
В силу ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Асбестовского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300,00 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Асбеста Свердловской области (ИНН 6658033077), действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Рефтинский (ИНН 6603011490) привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, определив конкретные виды и объемы работ, также сроки реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие в требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов и направить его в администрацию городского округа Рефтинский в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Рефтинский (ИНН 6603011490) в доход бюджета Асбестовского городского округа государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Асбестовского городского суда А.С. Филимонов