К делу № 2-530/2024
УИД 23RS0024-01-2023-004512-57
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Крымск Краснодарского края 12 февраля 2024 года
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ломакиной И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Хоменко Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамент ветеринарии Краснодарского края к Синкевич Виктору Викторовичу о признании незаконным бездействие и обязании выполнить требования ветеринарных правил содержания свиней,
УСТАНОВИЛ:
Департамент ветеринарии Краснодарского края обратился в Крымский районный суд с исковым заявлением к Синкевич Виктору Викторовичу о признании незаконным бездействие и обязании выполнить требования ветеринарных правил содержания свиней.
Свои требования мотивирует тем, что ГБУ «Ветуправление Крымского района» 18 октября 2023 г. проведен ветеринарно-санитарный мониторинг хозяйства физического лица Синкевич В.В., по адресу: <адрес>. В ходе проведения ветеринарно-санитарного мониторинга данного хозяйства установлено, что в хозяйстве Ответчика содержится 70 голов свиней. Владелец животных ранее на учете в государственных бюджетных учреждениях Краснодарского края как лицо, содержащее свиней, не состоял, мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для человека и животных не выполнялись, чем нарушены Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 21.10.2020г. № 621. В отношении хозяйства Синкевич В.В. в соответствии с решением Департамента ветеринарии Краснодарского края от 24.10.2023г. № 65-01-14-12277/23, инициировано проведение профилактического визита. 24.11.2023г. поступила информация ГБУ «Ветуправление Крымского района» № 17-01-05/721, о том, что гражданин Синкевич В.В. не проводит противоэпизоотические обработки свиней (исследование крови на АЧС), в нарушение п.7 Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространение и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утверждённые приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 28.01.2021 г. №37. 28.11.2023 года было проведено профилактическое мероприятия -профилактический визит, в ходе которого с гражданином Синкевич В.В. была проведена беседа, где были разъяснены требования к содержанию свиней, составлен акт профилактического визита от 28.11.2023г. № 65-01-14-12277/23. 05.12.2023г. поступила информация ГБУ «Ветуправление Крымского района» № 17-01-05/744, о том, что в личном подсобном хозяйстве Синкевич В.В., по адресу: <адрес>, установлен факт выгульного содержания свиней, что относится к нарушению п. 5 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 21.10.2020г. № 621. Гражданином Синкевич В..В. не предоставлены условия для проведения противоэпизоотических обработок свиней (исследование крови на АЧС), в нарушение п.7 Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространение и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утверждённые приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 28.01.2021 г. №37. В случае с Ответчиком, осуществляющим содержание свинопоголовья, законные требования игнорируются, что может привести к неблагоприятным последствиям. Содержание свинопоголовья Ответчиком с вышеуказанными нарушениями не воспрепятствует заносу на территорию ЛПХ вируса АЧС, что впоследствии приведет к возникновению очагов вышеуказанного заболевания на территории Крымского района, значительным затратам бюджетных средств, связанным с ликвидацией очага АЧС и ограничению прав и свобод граждан на осуществление перемещения продукции животного и растительного происхождения, связанных с введением ограничительных мероприятий (карантина).
На основании вышеизложенного, просит суд:
Признать незаконным бездействие Синкевич Виктора Викторовича, занятого содержанием свиней по адресу: <адрес>;
Обязать Синкевич Виктора Викторовича, занятого содержанием свиней выполнить требования п. 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, И, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденных приказом Минсельхоза России от 21 октября 2020 г. № 621, «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней», утвержденных приказом Минсельхоза России от 28 января 2021 г. №37, «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов классической чумы свиней», утвержденных приказом Минсельхоза России от 29 августа 2020 г. №580, «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения, и ликвидацию очагов болезни Ауески», утвержденных приказом Минсельхоза России от 14 сентября 2020 г. № 540, п. 5 приказа Минсельхоза РФ от 22 апреля 2016 г. № 161 «Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету»;
Запретить Синкевич В.В. содержание свиней по адресу: <адрес>, до создания условий для их содержания и разведения.
В судебном заседании представитель Департамента ветеринарии Краснодарского края по доверенности Сягайло М.В. не участвовал. От него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. При этом на удовлетворении исковых требований настаивал.
Ответчик Синкевич В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал.
Извещения о времени и месте судебного разбирательства, направленные в адрес Синкевич В.В. по известному суду адресу, возвращены в суд почтовым отделением без вручения, в связи с истечением срока хранения.
В силу положений ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
В соответствии со ст. 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Согласно ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами.
В данном случае извещение о времени и месте рассмотрения дела были направлены ответчику Синкевич В.В. по адресу, указанному в материалах дела. Однако ответчик направляемые из суда извещения не получил.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, во взаимосвязи с положениями ст. ст. 35, 39 ГПК РФ, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
В соответствии с пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания, либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора, жалобе), либо по адресу его представителя.
Пунктами 67 и 68 вышеназванного Постановления разъяснено, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (аналогичная позиция изложена в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02.10.2019 №53-АПА19-35).
Таким образом, согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 63 - 68 Постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», риск неполучения юридически значимого судебного извещения, адресованного гражданину, надлежаще направленного по указанному им адресу, лежит на адресате.
С учетом изложенного, при возвращении в суд почтовым отделением связи судебных извещений с отметкой «истек срок хранения», следует признать, что в силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям представляет собой волеизъявление участника судебного разбирательства, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Принимая во внимание задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в частях 3 и 4 статьи 167 ГПК РФ, не рассмотрение дела в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статей 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Учитывая, что неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, а также неполучение лицами, участвующими в деле, направленных судом извещений о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при данной явке.
Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела является общедоступной и размещена на официальном сайте Крымского районного суда Краснодарского края.
При таких обстоятельствах, на основании ст. 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в заочном порядке, против чего представитель истца в своем заявлении не возражает.
Представитель третьего лица – администрации МО Крымский район Азаров Д.В. в судебном заседании не участвовал. В своем заявлении в адрес суда просил дело рассмотреть в его отсутствие, при этом просил суд вынести решение на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица – ГБУ «Ветуправление Крымского района» Сачкова Н.К. в судебное заседание не явилась. От нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, при этом поддержала исковые требования Департамента ветеринарии Краснодарского края и не возражала против их удовлетворения, а также вынесения заочного решения.
Изучив материалы дела и доводы искового заявления, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (далее - Закон) ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
до прибытия специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Согласно статье 2 Закона, ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
«Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденные приказом Минсельхоза России от 21 октября 2020 г. № 621 (далее - Правила №621) устанавливают требования к условиям содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания, реализации, требования к осуществлению мероприятий по карантинированию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 1000 голов свиней включительно, а также содержащими более 1000 голов свиней.
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 26 февраля 2001 г. №129 «О департаменте ветеринарии Краснодарского края» департамент ветеринарии Краснодарского края является уполномоченным на осуществление части полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора в отношении граждан, осуществляющих исключительно на территории Краснодарского края деятельность, предметом которой являются разведение, выращивание, содержание животных, перемещение (в том числе перевозка и пере-гон) животных по территории Краснодарского края, оборот и убой животных на территории Краснодарского края, производство, переработка, хранение, реализация на территории Краснодарского края товаров, под-лежащих ветеринарному контролю (надзору), и их транспортировка по территории Краснодарского края (далее - переданные полномочия).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона Краснодарского края от 8 июня 2020 г. № 4300-КЗ «Об обеспечении ветеринарного благополучия на территории Краснодарского края» в целях проведения на территории Краснодарского края мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, уполномоченный орган организует проведение ветеринарно-санитарного мониторинга. Ветеринарно-санитарный мониторинг совокупность мероприятий по сбору, обработке, анализу, оценке информации о животных, случаях их заболевания и состоянии здоровья сельскохозяйственных животных и птицы.
Согласно п. 2.1 «Порядка организации и проведения ветеринарно-санитарного мониторинга на территории Краснодарского края», утвержденного приказом департамента ветеринарии Краснодарского края от 2 сентября 2020 г. № 309 учреждения осуществляют подготовку ежегодных планов проведения ветеринарно-санитарного мониторинга по муниципальным образованиям, в разрезе городских (сельских) поселений с учетом полного охвата всех хозяйств физических лиц, предназначенных для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных и птицы, находящихся на территории муниципального образования (далее - Хозяйства), с периодичностью их посещения не реже одного раза в квартал.
Согласно поступившей 19.10.2023г. № 17-01-05/651 информации ГБУ «Ветуправление Крымского района», ответственными лицами из числа специалистов организаций, подведомственных уполномоченному органу (ГБУ «Ветуправление Крымского района») 18 октября 2023 г. был проведен ветеринарно-санитарный мониторинг хозяйства физического лица Синкевич В.В., по адресу: <адрес>.
В ходе проведения ветеринарно-санитарного мониторинга данного хозяйства установлено, что в хозяйстве Ответчика содержится 70 голов свиней. Владелец животных ранее на учете в государственных бюджетных учреждениях Краснодарского края как лицо, содержащее свиней, не состоял, мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для человека и животных не выполнялись, нарушены п. 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, И, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 21.10.2020г. № 621:
п.4, территория хозяйства должна быть огорожена способом, исключающим возможность проникновения на эту территорию посторонних лиц и транспортных средств, а также ограничивающим доступ животных, включая животных без владельца и диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов);
п.5. В хозяйстве должно быть обеспечено безвыгульное содержание свиней либо выгул свиней в закрытом помещении или под навесами, исключающий контакт свиней с другими животными, включая птиц;
п.6. Минимальное расстояние от конструкции стены или угла помещения для содержания свиней (далее - свиноводческое помещение) (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней в хозяйствах должно соответствовать минимальному расстоянию от конструкции стены или угла свиноводческого помещения (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней в хозяйствах, приведенному в таблице N 1.
п.7 свиноводческие помещения должны быть оборудованы вентиляцией; п.8 площади содержания свиней в хозяйствах приведены в таблице N 2; п.9 стены, перегородки, покрытия свиноводческих помещений в хозяйствах должны быть устойчивыми к воздействию дезинфицирующих веществ и повышенной влажности, не должны выделять веществ, способных нанести вред здоровью свиней;
п.10 навоз необходимо убирать и складировать на площадках для биотермического обеззараживания, расположенных на территории хозяйства;
п.11 запрещается использовать заплесневелую и (или) мерзлую подстилку для содержания свиней в хозяйстве, а также подстилку, загрязненную веществами, способными нанести вред здоровью свиней при контакте;
п.12 для дезинфекции обуви вход в свиноводческое помещение оборудуется приспособлениями или устройствами, обеспечивающими дезинфекцию подошвы обуви при входе и выходе из свиноводческого помещения (дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами, или ванночки с дезинфицирующими растворами, или оборудование для автоматической мойки и дезинфекции подошв обуви);
п.13 дезинсекция, дезакаризация и дератизация свиноводческих помещений должны проводиться не реже одного раза в год, а также при визуальном обнаружении насекомых, клешей, грызунов либо выявлении следов их пребывания (покусов, помета);
п.14 при посещении свиноводческих помещений и обслуживании свиней должны использоваться чистые продезинфицированные рабочие одежда и обувь. Запрещается выходить в рабочих одежде и обуви за пределы территории хозяйства, а также выносить их за пределы территории хозяйства;
п.15 корма и кормовые добавки, используемые для кормления свиней, должны соответствовать ветеринарно-санитарным требованиям и нормам. Для поения свиней и приготовления кормов для них должна использоваться питьевая вода;
п.16, пищевые отходы, используемые для кормления свиней, должны подвергаться термической обработке (проварке) в течение не менее 30 минут после закипания;
п.17 для комплектования хозяйств допускаются клинически здоровые свиньи собственного воспроизводства, а также свиньи, поступившие из других хозяйств и предприятий, при наличии ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих ветеринарное благополучие территорий мест производства (происхождения) животных по заразным болезням животных, в том числе по болезням, общим для человека и животных (далее - заразные болезни);
п.18 свиньи, содержащиеся в хозяйствах, подлежат учету и идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии;
п.19 свиньи, завозимые в хозяйство или вывозимые из него (кроме убойных животных и свиней, перемещаемых по территории одного субъекта Российской Федерации в пределах единственной группы компаний (холдинга), подлежат обособленному от других групп свиней, содержащихся в хозяйстве, содержанию (далее - карантинирование) в соответствии с условиями, запретами, ограничениями в связи со статусом региона происхождения (или) отгрузки подконтрольных товаров, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. N 635 (зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2016 г., регистрационный N 41508). При карантинировании проводятся клинический осмотр животных, диагностические исследования и обработки, предусмотренные планами диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности на территории субъекта Российской Федерации на текущий календарный год (далее - План противоэпизоотических мероприятий).
п.20 свиньи, содержащиеся в хозяйствах, подлежат диагностическим исследованиям, вакцинациям и обработкам против заразных болезней в соответствии с Планом противоэпизоотических мероприятий.
п.7 Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространение и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утверждённые приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 28.01.2021 г. №37;
п. 5 приказа Минсельхоза РФ от 22 апреля 2016 г. № 161 «Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету».
Согласно информации ГБУ «Управление ветеринарии Крымского района», в отношении хозяйства Синкевич В.В. в соответствии с решением Департамента ветеринарии Краснодарского края от 24.10.2023г. № 65-01-14-12277/23, инициировано проведение профилактического визита.
24.11.2023г. в Департамент ветеринарии Краснодарского края поступила информация ГБУ «Ветуправление Крымского района» № 17-01-05/721, о том, что Синкевич В.В. не проводит противоэпизоотические обработки свиней (исследование крови на АЧС), в нарушение п.7 Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространение и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утверждённые приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 28.01.2021 г. №37.
28.11.2023 года было проведено профилактическое мероприятия -профилактический визит, в ходе которого с гражданином Синкевич В.В. была проведена беседа, где были разъяснены требования к содержанию свиней, составлен акт профилактического визита от 28.11.2023г. № 65-01-14-12277/23.
05.12.2023г. в Департамент ветеринарии Краснодарского края поступила информация ГБУ «Ветуправление Крымского района» № 17-01-05/744, о том, что в личном подсобном хозяйстве Синкевич В.В., по адресу; <адрес>, установлен факт выгульного содержания свиней, что относится к нарушению п. 5 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 21.10.2020г. № 621. Гражданином Синкевич В..В. не предоставлены условия для проведения противоэпизоотических обработок свиней (исследование крови на АЧС), в нарушение п.7 Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространение и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утверждённые приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 28.01.2021 г. №37.
В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 г.» (далее - Постановление № 336) возбуждение дела об административном правонарушении должностными лицами контрольного (надзорного) органа возможно исключительно в случае выявления нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, основания для организации контрольного (надзорного) мероприятия, в соответствии с требованием п. 3 Постановления № 336 отсутствуют, в связи с чем, дело об административном правонарушении по части 1 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбудить не представляется возможным.
Таким образом, согласно акту о результатах проведения ветеринарно-санитарного мониторинга от 18 октября 2023 г. на территории хозяйства Ответчика содержится 70 голов свиней. Мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечении, защите населения от болезней общих для человека и животных не выполняются.
В соответствии с «Ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов классической чумы свиней», утвержденными приказом Минсельхоза России от 29 августа 2020 г. № 580 в целях предотвращения возникновения и распространения классической чумы свиней физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных, обязаны:
предоставлять по требованиям специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (далее - специалисты госветслужбы), восприимчивых животных для осмотра;
извещать в течение 24 часов специалистов госветслужбы обо всех случаях заболевания или гибели животных, а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание;
принимать меры по изоляции подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, а также всех восприимчивых животных, находившихся в контакте с подозреваемыми в заболевании восприимчивыми животными, и обеспечить изоляцию трупов павших восприимчивых животных;
выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном хозяйстве, крестьянском (фермерском) хозяйстве, в хозяйстве индивидуального предпринимателя, в организациях, в которых содержатся восприимчивые животные (далее - хозяйства), противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами; не допускать скармливания восприимчивым животным продуктов животного происхождения, полученных от восприимчивых животных, не обеззараженных при температуре не менее 70 °С в толще продукта в течение 30 минут;
соблюдать условия, запреты, ограничения в связи со статусом региона, на территории которого расположено хозяйство, по КЧС, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. N 635 (зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2016 г., регистрационный N 41508).
Для профилактики классической чумы свиней специалистами госветслужбы проводится вакцинация восприимчивых животных в хозяйствах вакцинами против КЧС согласно инструкциям по их применению.
В соответствии с «Ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов болезни Ауески», утвержденными приказом Минсельхоза России от 14 сентября 2020 г. № 540 в целях предотвращения возникновения и распространения болезни Ауески физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных, обязаны:
предоставлять по требованиям специалистов госветслужбы, восприимчивых животных для осмотра;
извещать в течение 24 часов специалистов госветслужбы обо всех случаях заболевания или гибели восприимчивых животных, а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание;
принимать меры по изоляции подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, а также всех восприимчивых животных, находившихся в одном помещении с подозреваемыми в заболевании восприимчивыми животными, обеспечить изоляцию трупов павших восприимчивых животных;
выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в помещении или на иной ограниченной территории, на которой содержатся животные, противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами;
соблюдать условия, запреты, ограничения в связи со статусом региона, на территории которого расположено хозяйство, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации по болезни Ауески в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. № 635;
не допускать смешивания восприимчивых животных из разных стад при их выпасе и водопое;
не допускать скармливания восприимчивым животным продуктов животного происхождения, полученных от восприимчивых животных, не обеззараженных в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил;
проводить дератизацию на территории хозяйства.
Для профилактики болезни Ауески специалистами госветслужбы проводится вакцинация восприимчивых животных вакцинами против болезни Ауески согласно инструкциям по их применению.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, не причинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее - охраняемые законом ценности).
Нарушение Ветеринарных правил Ответчиком, систематическое невыполнение указаний специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней, игнорирование обязанностей по осуществлению хозяйственных и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных, может стать причиной возникновения и распространения заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), что причинит вред (ущерб) охраняемым законом ценностям.
В случае с ответчиком Синкевич В.В., осуществляющим содержание свинопоголовья, законные требования игнорируются, что может привести к неблагоприятным последствиям.
Африканская чума свиней (далее - АЧС) - высококонтагиозная вирусная болезнь, приводящая, как правило, в 100% случаев к гибели домашних и диких свиней всех пород и возрастов в любое время года. Лечение заболевания не предусмотрено, В России впервые зарегистрирована в 2008 году. Болезнь переносят домашние и дикие животные, птицы, грызуны и насекомые. Дикие кабаны являются естественным (природным) резервуаром АЧС. Вспышки среди сельхозпоголовья в основном регистрируются в личных подсобных хозяйствах (J111X), которые нередко пренебрегают правилами биобезопасности.
Согласно письму Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.09.2023 г. № 25/2125 на период с 04 по 10 сентября 2023 г. установлено 2 очага африканской чумы свиней (далее -АЧС) Брюховецком и Крыловском районах Краснодарского края и 12 инфицированных вирусом АЧС объектов: по 1 - в городских округах Коломна и Одинцово Московской области, г. Владимир, г. Рязань, г Красноярске, г. Тула, Зерноградском районе Ростовской области, 2 - в г. Брянске, 3 – в Тимашевском, Кущевском районах Краснодарского края и г. Краснодаре. Карантинные мероприятия среди домашних свиней по АЧС продолжают действовать в 26 очагах: 6 - во Владимирской области, 3 - в Краснодарском крае, по 3 - в Приморском крае и Ростовской области, по 2 - в Нижегородской и Амурской областях. Ставропольском крае, по 1 - в Кировской, Курской, Самарской, Саратовской областях. Республике Марий Эл, а также на территориях 26 инфицированных вирусом АЧС объектах: 5 - в Орловской области, по 3 - в Самарской, Московской и Владимировской областях. Краснодарском крае, по 2 - в Республике Калмыкия, Брянской области, по 1 - в Рязанской, Красноярском и Ставропольском краях. В дикой природе карантинные ограничения по АЧС действуют в 2 очагах: в Ярославской и Кировской областях, а также на территории 9 инфицированных вирусом АЧС объектов: 4 - в Республике Марий Эл, 3 - в Нижегородской области, по 1 - в Ростовской области и Приморском крае.
В соответствии с Перечнем заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденным приказом Минсельхоза России от 19 декабря 2011 г. № 476 АЧС является особо опасной болезнью животных.
При установлении АЧС устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин), утверждается перечень вводимых ограничительных мероприятий, срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия, и определяются:
ограниченная территория или помещение, в которых находятся источник возбудителя, факторы передачи возбудителя, и (или) свиньи, или дикие кабаны (далее - эпизоотический очаг);
территория, прилегающая к эпизоотическому очагу, радиус которой составляет от 5 км до 20 км от границ эпизоотического очага и зависит от эпизоотической ситуации, ландшафтно-географических особенностей местности, хозяйственных, транспортных и других связей между населенными пунктами, хозяйствами, расположенными в этой зоне, и в эпизоотическом очаге (далее - угрожаемая зона);
территория, прилегающая к угрожаемой зоне, радиус которой составляет от 10 км до 100 км от границ угрожаемой зоны и зависит от эпизоотической ситуации, ландшафтно-географических особенностей местности, хозяйственных, транспортных и других связей между населенными пунктами, хозяйствами, расположенными в этой зоне и в эпизоотическом очаге (далее -зона наблюдения).
В эпизоотическом очаге проводится изъятие свиней и продуктов убоя свиней и диких кабанов их убой бескровным методом и уничтожение. Оборудуются дезбарьеры на входе и въезде на территорию (с территории) эпизоотического очага. На дорогах, ведущих из эпизоотического очага к границам угрожаемой зоны выставляются, круглосуточные контрольно-пропускные посты, оборудованные временными дезбарьерами, шлагбаумами, пароформалиновыми камерами для обработки одежды, дезинфекционными установками и контейнерами для сбора изъятой продукции, с круглосуточным дежурством и привлечением сотрудников полиции. Круглосуточная работа на контрольно-пропускных постах должна осуществляться до завершения уничтожения и переработки всех свиней (их трупов), изъятия и переработки (уничтожения) всей продукции, полученной от убоя свиней и продукции переработки продуктов убоя свиней в эпизоотическом очаге, угрожаемой зоне, и проведения второй (текущей) дезинфекции в эпизоотическом очаге.
В угрожаемой зоне запрещается вывоз свиней, реализация свиней и продуктов убоя свиней непромышленного изготовления, вывоз и пересылка, включая почтовые отправления, продуктов убоя свиней и продуктов их переработки, отходов свиноводства, оборудования и инвентаря, используемого при содержании свиней, заготовка на территории угрожаемой зоны и вывоз кормов, за исключением комбикормов промышленного производства и фуражного зерна, прошедших термическую обработку при температуре не менее 70°С, обеспечивающую их обеззараживание. Осуществляется: направление свиней на убой и переработку на предприятия по убою и переработке, расположенные в угрожаемой зоне. В случае отсутствия таких предприятий осуществляется изъятие свиней, их убой бескровным методом и уничтожение трупов.
В зоне наблюдения запрещается:
ввоз свиней для воспроизводства, ввоз свиней для откорма, за исключением ввоза свиней, вакцинированных в хозяйстве-поставщике против рожи свиней и классической чумы свиней, не ранее 30 календарных дней до дня ввоза на территорию зоны наблюдения; реализация свиней и продуктов убоя свиней непромышленного изготовления; проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок, торгов и других мероприятий, связанных с передвижением, перемещением и скоплением свиней; выгульное содержание свиней, в том числе под навесами. В зоне наблюдения владельцы свиней должны обеспечить их содержание, исключающее контакт между свиньями и дикими животными;
запрещается убой свиней, за исключением убоя на предприятиях по убою и переработке, с отбором Проб для лабораторных исследований на АЧС, вывоз свиней, вывоз продуктов убоя свиней и продуктов их переработки, охота на дикого кабана, за исключением охоты в целях регулирования численности.
В зоне наблюдения с целью доказательства отсутствия циркуляции вируса АЧС осуществляется: наблюдение за состоянием здоровья свиней; обследование охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания дикого кабана, в целях выявления захоронений павших свиней в природной среде, а также случаев падежа диких кабанов; отбор Проб для проведения лабораторных исследований на АЧС из всех имеющихся в зоне наблюдения хозяйств (не менее одного обследования за период карантина всех имеющихся в зоне наблюдения хозяйств).
Согласно ГОСТ Р 22.0.04-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. - биолого-социальная чрезвычайная ситуация; биосоциальная ЧС - это обстановка, при которой в результате возникновения источника биологической чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.
Таким образом, при возникновении АЧС в хозяйстве Ответчика возникнет биолого-социальная чрезвычайная ситуация.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения, в том числе относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Содержание свинопоголовья ответчиком Синкевич В.В. с вышеуказанными нарушениями не воспрепятствует заносу на территорию ЛПХ вируса АЧС, что впоследствии приведет к возникновению новых очагов вышеуказанного заболевания на территории Крымского района, значительным затратам бюджетных средств, связанным с ликвидацией очага АЧС и ограничению прав и свобод граждан на осуществление перемещения продукции животного и растительного происхождения, связанных с введением ограничительных мероприятий (карантина).
С учетом характера выявленных нарушений, суд полагает исковые требования Департамента ветеринарии Краснодарского края подлежащими удовлетворению, в связи с чем, приходит к выводу о обязать Синкевич В.В. устранить выявленные нарушения и выполнить требования ветеринарных правил содержания свиней.
Так же суд считает необходимым обратить данное решение к немедленному исполнению в соответствии со ст. 212 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, ░, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2020 ░. № 621, «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2021 ░. №37 «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2020 ░. №580, «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░░ 2020 ░. № 540, ░. 5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2016 ░. № 161 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░