Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-192/2023 от 03.08.2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 ноября 2023 года           г. Тольятти

Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи - Новак А.Ю.,

при секретаре Журавлевой Д.Д.,

с участием заявителя - Барковской Е.В.,

представителя ГКУ СО ЦЗН г.о. Тольятти - Шамшиной И.В. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Б.Е.В. на решение и.о. мирового судьи судебного участка № 118 Центрального судебного района <адрес> мирового судьи судебного участка № 111 Центрального судебного района            <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу по иску ГКУ <адрес> «Центр занятости населения городского округа Тольятти» к Б.Е.В. о возврате неосновательного пособия по безработице,

установил:

Государственное казенное учреждение <адрес> «Центр занятости населения городского округа Тольятти» обратилось к мировому судье с иском к Б.Е.В. о возврате неосновательно полученного пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 514 руб.97 коп.

Заявленные требования мотивированы тем, что Б.Е.В. состояла на регистрационном учете в качестве безработной в Центре занятости населения городского округа Тольятти, как уволенная ДД.ММ.ГГГГ из ГБПОУ «ТПК», с выплатой пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что Б.Е.В. являлась занятой с ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает, что Б.Е.В. необоснованно получено пособие по безработице в размере 15 514 руб. 97 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку она предоставив недостоверные сведения не имела права состоять на регистрационном учете в качестве безработной и получать пособие по безработице. Истец направил в адрес ответчика претензию с предложением добровольно оплатить материальный ущерб. Однако до настоящего времени задолженность не погашена.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей постановлено вышеуказанное решение, согласно которому

«Исковые требования Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения городского округа Тольятти», удовлетворить.

Взыскать с Б.Е.В. (СНИЛС ) в пользу Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения городского округа Тольятти» (ИНН ), неосновательно полученное пособие по безработице в размере 15 514 (пятнадцать тысяч пятьсот четырнадцать) рублей 97 копеек.

Взыскать с Б.Е.В. (СНИЛС ) государственную пошлину в доход бюджета г.о. Тольятти в размере 620 (шестьсот двадцать) рублей 60 копеек».

Ответчик Б.Е.В., не согласившись с решением мирового судьи, подала апелляционную жалобу, в которой просила решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указала, что она стояла на учете в центре занятости как безработная и получала пособие по безработице исходя из размера среднего заработка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ На учет в центр занятости, как безработная, встала в связи с прекращением ДД.ММ.ГГГГ трудовых отношений по п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ с ГБПОУ СО «ТПП» где работала в должности заведующей складом с ДД.ММ.ГГГГ и окончанием ДД.ММ.ГГГГ договора на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ Считает, что правомерно получала пособие по безработице согласно ст. 30 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» в процентом отношении к среднему заработку. Мировой судья посчитал, что в 2020 г. ее занятостью были не трудовые отношения с ГБПОУ СО «ТПП» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а выполнение услуг по гражданско - правовому договору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. - уборка придомовой территории вдоль здания общежития по адресу <адрес>. Поэтому условия ст. 30 Закона РФ от 19.04.1991г. «О занятости населения в Российской Федерации» не выполнены: в течение 12 месяцев предшествующих началу безработицы будто бы она не состояла в трудовых отношениях не менее 26 недель. Пособие по безработице в этом случае должна была получать не в процентном отношении к среднему заработку за последние 3 месяца, а в минимальном размере. В качестве доказательств мировой судья принял предоставленные истцом ДД.ММ.ГГГГ. договор на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ Мировой судья не выяснил всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, не устранил противоречий и вынес необоснованное решение. В справке о среднем заработке за три месяца по последнему месту работы от ГБПОУ СО «ТПК» указан период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от ДД.ММ.ГГГГ где период страхового стажа в 2020 г. указан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Считала, что предоставила достоверные данные при постановке на учет как безработная в центр занятости трудовые отношения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ГБПОУ СО «ТПК». Наличие гражданско-правового договора от ДД.ММ.ГГГГ действие которого закончилось ДД.ММ.ГГГГ не влияет на ее право получать пособие по безработице в процентном отношении к среднему заработку исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик Б.Е.В. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение мирового судьи отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, при этом пояснив, что фактически работы ею не выполнялись, это была доплата за работу по трудовому договору. Договор от ДД.ММ.ГГГГ она не подписывала. Та сумма, которая указана в доходе, это за работу в ГБПОУ СО «ТПК». В 2020 году после расторжения трудового договора она обратилась в Центр занятости, ей дали планшет в котором она просто поставила подпись, сам текст не показывали, что необходимо было предоставить, сказали на словах. Считала, что ее вины нет, поскольку просили предоставить трудовую книжку и справку с места работы за последние 3 месяца, которую она предоставила. О том, что необходимо предоставить гражданско-правовой договор она не знала.

Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил отказать, решение мирового судьи оставить без изменений, пояснив суду, что ДД.ММ.ГГГГ был порядок такой, все документы заполняются в личном кабинете в электронном виде. Ответчику был создан личный кабинет, где указывалось какие документы необходимо предоставить. На данный момент та версия не сохранилась в электронном виде. Но в 2021 году, когда ответчик вновь обратилась за услугой, ей было предложено предоставить документы, для продления выплаты пособия по безработице. Ответчик принесла сведения из Пенсионного фонда, тогда и увидели, что в спорный период имеется доход по гражданско-правовому договору, который она принесла. В связи с данным нарушением был составлен акт, ответчику направили претензию. Также представитель истца пояснил, что при постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ, фактически Б.Е.В. являлась незанятой, как прекратившая оказание услуг по гражданско-правовому договору, а не как уволенная из Тольяттинского политехнического колледжа. Ответчиком не был предоставлен гражданско-правовой договор на оказание услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Б.Е.В. была бы признана безработной, но с выплатой пособия по безработице в минимальном размере 1 500 рублей на 3 месяца, как прекратившая отношения по гражданско-правовому договору.

Представитель третьего лица ГБПОУ СО «ТПК» в судебное заседание не явился, о месте и времени и извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 327. 1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;

3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;

4) оставить апелляционные жалобу без рассмотрения по существу, если жалоба, подана по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были допущены.

Удовлетворяя исковые требования ГКУСО ЦЗН г.о. Тольятти к Б.Е.В. мировой судья исходил из следующего.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом.

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и устанавливает гарантии государства по реализации гражданами Российской Федерации права на защиту от безработицы, закрепленного в статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия, определил в названном Законе порядок признания гражданина безработным, условия получения им пособия по безработице, а также основания приостановления или прекращения его выплаты.

Согласно ч.1 ст.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).

Согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом, решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей) и т.д.

В соответствии с ч.2 ст.3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Как следует из абзаца 7 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными не могут быть признаны граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

В силу ст. 31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Статья 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляет нормы о размерах пособий по безработице, а также положения об условиях и сроках их выплаты.

Сведения о последнем месте работы являются существенными, обязательными для органов занятости населения, и предоставление недостоверной информации о нем, свидетельствует о незаконном получении денежных средств, с момента их назначения.

В соответствии с п.1 ст.35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения или получения пособия по безработице обманным путем.

Согласно ч.2 ст.35 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ X 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 Закона «О занятости населения в РФ».

Судом в ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Б.Е.В. обратилась с заявлением в ГКУ СО «Центр занятости населения г.о. Тольятти» с просьбой зарегистрировать ее в качестве безработной и назначить пособие по безработице. ДД.ММ.ГГГГ Б.Е.В. признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ и ей начислено и выплачено пособие по безработице в размере 15 514 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

При повторном обращении в ГКУСО ЦЗН г.о. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ инспектором ГКУСО ЦЗН г.о. Тольятти сделан запрос, для подтверждения информации о трудовой деятельности Б.Е.В., в период состояния на учете.

В ходе проверки было выявлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ между Б.Е.В. и Тольяттинским политехническим колледжем был заключен гражданско-правовой договор на оказание услуг        / от ДД.ММ.ГГГГ по которому последняя оказывала услуги уборки придомовой территории вдоль здания общежития по адресу: <адрес> <адрес>, цена договора составила 5211,10 рублей.

Согласно п.4 ст.34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 названной статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, определенной в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенной на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 названной статьи, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.8 Письма Минтруда России от 24.12.2018 N 16-1/10/П-9611 О направлении ответов на вопросы по применению норм Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в статье 30 Закона о занятости населения в редакции Федерального закона N 350-ФЗ установлено, что пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 данной статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Для граждан, осуществлявших трудовую и иную деятельность и признанных в установленном порядке безработными, законодателем установлены различные правила определения размера пособия по безработице в зависимости от того, к какой категории занятых граждан они относились до постановки их на учет в качестве безработных в органах службы занятости - к работавшим по трудовому договору (проходившим службу) либо к иным категориям.

Пособие по безработице, устанавливаемое в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы, т.е. в размере, который может превышать минимальную величину этого пособия, безработные вправе получить при одновременном наличии следующих условий: если они перед увольнением состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, если увольнение было осуществлено в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и если увольнение не связано с их виновными действиями. Соответственно, во всех иных случаях, когда эти условия не выполняются, пособие назначается в минимальном размере.

Согласно сведений от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что у ответчика имеется период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБПОУ СО «ТПК».

Согласно форме от ДД.ММ.ГГГГ также имеется период деятельности в Тольяттинском политехническом колледже, но с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ За этот период ответчику было выплачено 47807 руб.

При постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ, фактически Б.Е.В. являлась незанятой, как прекратившая оказание услуг по гражданско- правовому договору, а не как уволенная из Тольяттинского политехнического колледжа.

Ответчиком при постановке на учет в ГКУ СО «Центр занятости населения городского округа Тольятти» не был предоставлен гражданско- правовой договор на оказание услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Б.Е.В. была бы признана безработной, но с выплатой пособия по безработице в минимальном размере, как прекратившая отношения по гражданско-правовому договору, в соответствии со п.4 ст.34.2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Как следует из абзаца 7 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными не могут быть признаны граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Поскольку в ходе судебного разбирательства судом установлены нашедшие свое подтверждение обстоятельства предоставления ответчиком недостоверных сведений, а также учитывая требования положений п.4 ст.34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», что объективно подтверждено письменными доказательствами по делу, а именно договором на оказание услуг от 02.07.2020 г., суд приходит к убеждению, что ответчик Б.Е.В. скрыла существенные данные относительно своей трудовой деятельности, имеющие существенное значение при принятии решения о признании ее безработной, назначении пособия и дополнительных выплат.

Согласно расчету материального ущерба, причиненного ГКУ СО «Центру занятости населения г.о. Тольятти» сумма необоснованно полученного пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 15 514,97 рублей.

При таком положении, основываясь на перечисленных ранее фактах и обстоятельства в их совокупности, мировой судья пришел к выводу о том, что права истца ответчиком нарушены, тем самым удовлетворив исковые требования ГКУ СО «Центр занятости населения г.о. Тольятти» к       Б.Е.В.

Вместе с тем, с данными выводами не соглашается суд апелляционной инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно Временным правилам регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , установленными в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, определено, что в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абз. 2 п. 2абз. 2 п. 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Пунктом 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных предусмотрено, что постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п. 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

В силу п. 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (п. 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (п. 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Как следует из п. 17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, в редакции, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.

В силу п. 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.

Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации. Дистанционная форма перерегистрации граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется на основании информации, указанной в пунктах 4(1) и 17 настоящих Временных правил, без личного посещения ими центров занятости населения (абз. 2 п. 17(1)абз. 2 п. 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абз. 2 п. 19абз. 2 п. 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.

При таких обстоятельствах, анализируя представленные сторонами доказательствами, учитывая фактические обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о незаконности требований истца о взыскании с Б.Е.В. неосновательно полученного пособия за указанный период.

В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абз.2 п.19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Суд считает необходимым обратить внимание, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот. В силу положений части 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустим возврат в качестве неосновательного обогащения, в том числе пособий, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, а также пояснения сторон, из которых следует, что Б.Е.В. в целях поиска работы обратилась в ГКУСО ЦЗН г.о. Тольятти путем личного обращения. Как указал представитель истца ей был заведен личный кабинет, представителем Центра были заполнены данные со слов Б.Е.В., после чего она поставила свою подпись на электронном планшете. Однако как пояснила Б.Е.В. сам текст, который она подписывала ей не показывали, ей пояснили, что необходимо предоставить трудовую книжку и справку с места работы.

Представителем истца выписка из электронного дела Б.Е.В., где указывалось на то какие именно документы и информацию она обязана была предоставить, не представлена, ввиду того, что данные сведения не сохранились. Заявление по предоставлению государственной услуги по поиску подходящей работы не содержит информации о разъяснении Б.Е.В. обязанности сообщить в службу занятости населения сведения о трудоустройстве, об ответственности за неисполнение такой обязанности. Бланк дистанционной регистрации о том, какая именно информация выяснялась у ответчика специалистом при осуществлении взаимодействия, не представлен, также как и отсутствуют сведения о том, что ответчику было разъяснено о предоставлении определенного перечня документов.

Тем самым, бесспорные и достаточные доказательства о получении ответчиком пособия по безработице обманным путем, в период рассмотрения дела истцом представлены не были; факт несообщения ответчиком сведений о наличии гражданско-правового договора носил неумышленный характер.

В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности.

В сфере предоставления мер социальной поддержки это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое - в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - гарантировало бы гражданам, что решения о назначении конкретной меры социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение и реализацию права на меры социальной поддержки, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для предоставления мер социальной поддержки, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться и будут реализованы.

Истец, являющийся уполномоченным органом на принятие решений о признании гражданина безработным и о предоставлении мер социальной поддержки, наделен полномочиями по проведению проверки и оценки достоверности представленных в этих целях документов. Истец как правоприменительный орган, уполномоченный на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их прав на меры социальной поддержки, обязан основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности и достаточности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям уполномоченных органов.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, сотрудниками ГКУ <адрес> «Центр занятости населения городского округа Тольятти» при разрешении заявления Б.Е.В. о постановке на учет в качестве безработной предоставленные ею документы признаны достаточными для постановки на учет, для присвоения соответствующего статуса, для выплаты пособия по безработице.

Судом установлено, что ответчик не был должным образом уведомлен о порядке и сроках предоставления в службу занятости информации о своем трудоустройстве, в материалах дела отсутствуют доказательства разъяснения ответчику последствия сокрытия информации о трудоустройстве.

Именно на ГКУ <адрес> «Центр занятости населения городского округа Тольятти» возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе и на выплату пособия по безработице путем проверки обоснованности производимых выплат.

Установив фактические обстоятельства дела, оценив поведение каждой из сторон, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Б.Е.В. недобросовестности, что в силу положений статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании неосновательного обогащения.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд апелляционной инстанции считает необходимым по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, в связи с нарушением норм материального права, решение суда отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГК РФ, суд,

определил:

Апелляционную жалобу Б.Е.В. - удовлетворить.

Решение и.о. мирового судьи судебного участка № 118 Центрального судебного района <адрес> мирового судьи судебного участка № 111 Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ГКУ <адрес> «Центр занятости населения городского округа Тольятти» к Б.Е.В. о возврате неосновательного пособия по безработице отменить, приняв новое решение об отказе удовлетворения исковых требований.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через мирового судью судебного участка № 118 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий А.Ю. Новак

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено

10 ноября 2023 года.

Председательствующий А.Ю. Новак

11-192/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Решение ОТМЕНЕНО и принято НОВОЕ РЕШЕНИЕ
Истцы
ГКУСО "Центр занятости населения г.о.Тольятти"
Ответчики
Барковская Елизавета Васильевна
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Новак А.Ю.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
03.08.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
04.08.2023Передача материалов дела судье
10.08.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
02.10.2023Судебное заседание
02.10.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
31.10.2023Судебное заседание
03.11.2023Судебное заседание
10.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2023Дело оформлено
12.12.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее