Дело № 2-302/2024
УИД 37RS0013-01-2024-000618-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2024 года п. Палех Ивановской области
Палехский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Луговцевой С.В., при секретареЕленко М.С., с участием заместителя прокурора Палехского района Ивановской области Тихомирова Е.Н., представителя ответчика Якубовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Палехского района Ивановской области к администрации Палехского муниципального района о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на земельный участок под автомобильной дорогой,
УСТАНОВИЛ:
15 мая 2024 года и.о. прокурора Палехского района Ивановской области обратился в Палехский районный суд Ивановской области с иском (с учетом уточнения заявленных исковых требований) к администрации Палехского муниципального района, в котором просит возложить на ответчика обязанность зарегистрировать в установленном действующим законодательством порядке право собственности Палехского муниципального района на земельные участки под автомобильными дорогами местного значения по адресам: «п. Палех, подъезд к территории СТ «Родник», протяженностью 300 м; «п. Палех, подъезд к СТ «Труд», протяженностью 240 м», в течение 7 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере землепользования и о муниципальной собственности, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и безопасности дорожного движения на территории Палехского муниципального района Ивановской области. Указанные автомобильные дороги относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения Палехского муниципального района, и имеют дорожное полотно, используются для транспортного сообщения, в связи с чем являются имуществом, необходимым для решения вопросов местного значения в сфере содержания автомобильных дорог. Соответственно, земельные участки, на которых расположены дороги, должны находиться в собственности Палехского муниципального района. Проверкой установлено, что право собственности на земельные участки под указанными автомобильными дорогами не оформлено, что приводит к невозможности органа местного самоуправления осуществлять в пределах полномочий владение, пользование и распоряжение земельными участками, дорожную деятельность, к отсутствию контроля за состоянием земельных участков. Ссылаясь на положения ст.25 ЗК РФ, ст.251 ГК РФ, ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.3, 6, 15, 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», прокурор просит удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебном заседании прокурор Тихомиров Е.Н. уточнил срок исполнения решения - в течение 7 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Поддержал уточненные заявленные исковые требования по основаниям, указанным в иске, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – администрации Палехского муниципального района Якубова С.В. с исковыми требованиями прокурора согласилась. Пояснила, что администрацией района в настоящее время ведется работа по оформлению права собственности на указанные в иске земельные участки под автомобильными дорогами.
Заслушав мнение прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела и исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Положениями ст.17 Конституции РФ гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под дорожной деятельностью, согласно ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с ч.10 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Исходя из положений ст.50, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами гражданского дела и не оспаривается сторонами, что автомобильные дороги по адресам: «п. Палех, подъезд к территории СТ «Родник», протяженностью 300 м; «п. Палех, подъезд к СТ «Труд», протяженностью 240 м», входят в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Палехского муниципального района (утвержден постановлением администрации Палехского муниципального района от 07 ноября 2014 № 714-п).
В ЕГРН отсутствуют сведения об объектах: автомобильные дороги по адресам: «п. Палех, подъезд к территории СТ «Родник», протяженностью 300 м; «п. Палех, подъезд к СТ «Труд», протяженностью 240 м».
Согласно информации поступившей от администрации Палехского муниципального района, указанные выше автомобильные дороги находятся в процессе межевания для последующей постановки на учет с одновременной регистрацией права муниципальной собственности.
22 мая 2024 года администрация Палехского муниципального района (заказчик) и ИП Голополосов Л.Н. (исполнитель) заключили договор № 03-24 на подготовку межевых планов для постановки на кадастровый учет земельных участков, расположенных по адресам: автомобильные дороги по адресам: «п. Палех, подъезд к территории СТ «Родник», протяженностью 300 м; «п. Палех, подъезд к СТ «Труд», протяженностью 240 м».
Установив указанные выше обстоятельства, которые ответчиком не оспариваются, применительно к приведенным положениям нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований прокурора, так как бездействие администрации Палехского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под автомобильными дорогами, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
В силу ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствие ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, при этом, в порядке ст.173 ГПК РФ, суд принимает признание иска, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В порядке ч.3 ст.173, ст.198 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, о чем указывается в решении суда без исследования материалов дела.
Суд принимает признание исковых требований ответчиком, так как это соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы других лиц и государства.
При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как установлено ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В целях исполнения судебного акта, суд считает разумным и достаточным предложенный прокурором срок устранения нарушений – в течение 7 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Доказательств недостаточности указанного срока для надлежащего исполнения требований действующего законодательства ответчиком не представлено.
По мнению суда, определенный срок исполнения решения суда не нарушает баланса интересов сторон и отвечает принципам исполнения решения суда в разумные сроки.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск и.о. прокурора Палехского района Ивановской области удовлетворить.
Обязать администрацию Палехского муниципального района зарегистрировать в установленном действующим законодательством порядке право собственности Палехского городского поселения на земельные участки под автомобильными дорогами местного значения по адресам: «п. Палех, подъезд к территории СТ «Родник», протяженностью 300 м»; «п. Палех, подъезд к СТ «Труд», протяженностью 240 м» в течение 7 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Палехский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу, при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Председательствующий С.В. Луговцева
Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2024 года.
Председательствующий С.В. Луговцева