Судья Смирнов А.В. дело № 7р-85
Р Е Ш Е Н И Е
г. Йошкар-Ола 19 марта 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.,
при секретаре Кулагиной Т.И.,
рассмотрев дело по жалобе федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра», <...> ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,
на решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 4 февраля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Попова С.И. от 21 сентября 2018 года № <...> федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Марий Чодра» (далее – ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», учреждение) назначено административное наказание в виде штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением судьи Звениговского районного суда Республики
Марий Эл от 12 ноября 2018 года данное постановление должностного лица административного органа изменено, ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 25 декабря 2018 года решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 12 ноября 2018 года отменено, дело возвращено на новое судебное рассмотрение.
Решением судьи Звениговского районного суда Республики
Марий Эл от 4 февраля 2019 года жалоба ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» оставлена без удовлетворения, постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Попова С.И. от 21 сентября 2018 года № <...> оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» в лице директора Мирончука В.В. выражает несогласие с вышеуказанными актами, просит отменить постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл от 21 сентября 2018 года № <...>, предписание от 24 августа 2018 года № <...>, прекратить производство по делу. В жалобе излагаются обстоятельства дела, указывается на неполноту рассмотрения дела (отсутствие сведений об объеме древесины, её породного состава, состояние зараженности стволовыми вредителями), утверждается, что собственником дров являлось региональное общество скаутов Татарстана, а факт нарушения срока хранения дров не установлен. Производственной деятельности, связанной с рубкой лесных насаждений, а также её складированием и оставлением на хранение в квартале 62 (выдел 2), не велось.
В письменном отзыве представитель Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Иваницкий С.С. выражает несогласие с доводами жалобы, просит оставить решение судьи и постановление должностного лица без изменения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.
Заслушав объяснения директора ФГБУ «НП «Марий Чодра» Мирончука В.В., поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам и пояснившего, что парк не мог распоряжаться древесиной, предоставленной скаутам Татарстана, административным органом не было доказано, что пропущен срок хранения древесины; объяснения представителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Иваницкого С.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, административный материал, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В силу части 1 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам).
Из пункта 16 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607 (далее – Правила), следует, что при оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней необходимо принять меры по предохранению ее от заселения стволовыми вредителями; сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины по лесным районам установлены согласно приложению № 2; в зависимости от погодных условий сроки хранения в лесу неокоренной заготовленной древесины могут изменяться уполномоченными органами, но не более чем на 15 дней от установленного настоящими Правилами срока.
Как следует из материалов дела, материалов административного производства, на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл от 23 июля 2018 года № 80-р(гк) в отношении ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» в период времени с 30 июля 2018 года по 24 августа 2018 года государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства.
В результате проверки 8 августа 2018 года в 13 часов 45 минут в ходе натурного осмотра лесных земельных участков в квартале 62 (выдел 6) Лушмарского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» выявлено складирование неокоренной древесины хвойных пород на лесном земельном участке, которая была уложена в штабель размером 6 м х 3,8 м, место складирования древесины находилось в 5-7 метрах по обе стороны от хвойного леса (географические координаты: с.ш. - <...>, в.д. - <...>), то есть допущено нарушение требований природоохранного законодательства, выразившееся в оставлении (хранении) заготовленной неокоренной древесины хвойных пород в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней без принятия мер по предохранению ее от заселения стволовыми вредителям.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются материалами дела, в том числе: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 8 августа 2018 года, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 12 сентября 2018 года № <...>.
Из совокупности вышеуказанных доказательств, а также письма Региональной татарстанской детской общественной организации «Республиканский скаутский центр «Скауты Татарстана» от 19 июня 2018 года, калькуляции стоимости услуг, датированной июнем-месяцем 2018 года, актом от 10 июля 2018 года № <...> об оказании услуг, в котором имеется ссылка на соглашение о сотрудничестве от 14 июня 2018 года, счета, выставленного ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» в адрес Региональной татарстанской детской общественной организации «Республиканский скаутский центр «Скауты Татарстана» 20 июня 2018 года, объяснений участкового лесничего С. И.С., объяснений директора учреждения Мирончука В.В., изложенных в протоколе об административном правонарушении от 12 сентября 2018 года № <...> следует, что древесина (дрова) была предоставлена ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» для эколагеря вышеуказанной детской общественной организации для приготовления пищи и была привезена из производственной базы учреждения в п. <...> находилась в квартале 62 (выдел 6) Лушмарского участкового лесничества более 30 дней.
Должностное лицо административного органа пришло к выводу о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, выразившегося в оставлении (хранении) заготовленной неокоренной древесины хвойных пород в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней без принятия мер по предохранению ее от заселения стволовыми вредителям.
Вопреки доводам жалобы, в постановлении должностного лица указаны сведения о древесине (площадь штабеля), её породном составе.
Обстоятельства того, что в административном материале отсутствуют сведения о состояние зараженности древесины стволовыми вредителями), того, что производственная деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, её складированием и хранением, в квартале 62 выдел 2 не велась, не исключают административной ответственности лица, допустившего складирование неокоренной древесины хвойных пород без принятия мер по предохранению ее от заселения стволовыми вредителям на лесном земельном участке, каким в настоящем деле является ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», а не Региональная татарстанская детская общественная организация «Республиканский скаутский центр «Скауты Татарстана» вне зависимости от того, перешло ли право собственности на древесину к данной организации или нет.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения не имелось, поскольку административное правонарушение совершено лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за однородное административное правонарушение, и повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).
Административное правонарушение с учетом его характера и направленности противоправного посягательства, тяжести наступивших последствий малозначительным не является.
Дело рассмотрено должностным лицом административного органа, судьей суда первой инстанции с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. При этом презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не была нарушена.
В настоящем деле ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» оспаривалось также предписание от 24 августа 2018 года № <...> выданное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Б. Е.Ю., которым ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» предписывалось в срок до 20 октября 2018 года осуществить вывоз вышеуказанной древесины.
Как видно из его содержания, предписание вынесено не в порядке, предусмотренном статьей 29.13 КоАП РФ для вынесения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Поэтому обжалование (оспаривание) данного предписания возможно не порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ, а в порядке административного или арбитражного судопроизводства в зависимости от субъектов спорных правоотношений и характера публично-правового спора.
С учетом изложенного не указание в решении судьи данного вывода не может повлечь его отмену.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 4 февраля 2019 года, которым оставлено в силе постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл от 21 сентября 2018 года № <...>, оставить без изменения, жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Г.В. Попов