21RS0017-02-2023-000144-49
Дело № 12-2339/2023
РЕШЕНИЕ
... 29июня 2023 года
Судья Вахитовского районного суда г. ФИО3 ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО10 на постановление государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами нефтедобывающей и горной промышленности Приволжского управления Ростехнадзора ... от ... о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Приволжского управления Ростехнадзора ... от ... ФИО11 признановиновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и повергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 руб.
ФИО12 обратилось в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, считает его незаконным и необоснованным, изложив свои доводы.
В судебном заседании директор ФИО13 ФИО1 и представитель ФИО14 – ФИО2 доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объёме, просилиисключить из обжалуемого постановления вменяемые правонарушения, изложенные в пунктах 1,2 и снизить размер назначенного административного штрафа до 100 000.
Представители Приволжского управления Ростехнадзора – ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебном заседании удовлетворению жалобы возражали, приведя соответствующие доводы.
Выслушав лиц, явившихся на судебное заседание, изучив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию 1 к указанной статье под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от ... N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ... N 505 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых", которые устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на объектах ведения горных работ и переработки негорючих, твердых полезных ископаемых.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от ... N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от ... N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных Законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 Закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 Закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Как видно из материалов дела, ФИО15» осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов I класса опасности: ФИО36 расположенных по адресу: Чувашская Республика, ... км, ....
На основании Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», части 5 статьи 16 Федерального закона от ... №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и приказа руководителя Приволжского управления Ростехнадзора от 30.12.2022г. №ПР-290-1510-о «Об утверждении графика проведения контрольных надзорных действий по осуществлению постоянного государственного надзора» в отношении ФИО35 проведена проверка соблюдения требований законодательства промышленной безопасности опасных производственных объектов.
По результатам проверки ... составлен протокол ..., согласно которому ФИО16 допущены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, а именно:
- не осуществлена идентификация эксплуатирующей организацией ООО «ГиПор-М», не выявлены все признаки опасности на объекте, качественные характеристики, а так же не учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности с проведением анализа проектной документации объекта, а именно: не идентифицирован и не включен в состав ФИО17 (рег. №... I класс опасности, объект «Кран мостовой электрический опорный марки ..., с управлением из кабины, грузоподъемность основного крюка 27т., вспомогательного 5т.»
- не проведен анализ эксплуатирующей организацией ФИО18 проектной документации объекта и обоснования безопасности опасного производственного объекта «Гипсово-ангидритовый рудник», ЭПБ рег. ...., а именно: не сформированы сведения, характеризующие опасный производственный объект и не включен в состав ФИО19 Iкласс опасности: подземный склад горюче-смазочных материалов; полигон для испытания и утилизация взрывчатых материалов, оборудованные согласно проекту.
- не осуществляется сброс воды с территории ведения горных работ в места, исключающее возможность ее обратно проникновения через трещины, провалы или водопроницаемые породы и вызывающие заболачивание прилегающей территории. В нарушение проектной документации объекта и обоснования безопасности опасности производственного объекта «ФИО20 осуществляется сброс вод, полученных в результате осушения месторождения, без осветления или очистки от вредных примесей.
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения ФИО21 ... постановлением должностного лица Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Фактические обстоятельства вменяемого ФИО22 административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в числе которых: приказ руководителя Приволжского управления Ростехнадзора от 30.12.2022г. №ПР-290-1510-о «Об утверждении графика проведения контрольных надзорных действий по осуществлению постоянного государственного надзора» в отношении ФИО24 протокол ... от ..., предписание ..., технический проект, фотоматериалы, пояснениядиректора ФИО23 – В.Е. ФИО1 и его представителя, которые в ходе судебного заседания выражали несогласие только с нарушениями, указанными в пунктах 1 и 2 оспариваемого постановления, остальные нарушения ими не оспаривались и иными представленными в дело доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом Приволжского управления Ростехнадзора фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
К тому же, в судебном заседании представителями Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору даны исчерпывающие письменные объяснения, из которых следует, что все перечисленные в постановлении нарушения имели место быть и на момент проведения проверки никак не были устранены.
Доводы заявителя об отсутствии в действиях Общества нарушений, которые вменяются пунктами 1 и 2 обжалуемого постановления, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты (далее – ОПО) подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации.
По результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает ОПО типовое наименование (именной код объекта).
Присвоение наименования ОПО осуществляется в соответствии с признаком опасности, наиболее полно характеризующим деятельность, осуществляемую на объекте.
На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие ОПО.
Согласно пункту 7 требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра ОПО, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре ОПО, утвержденными приказом Ростехнадзора от ... ..., зарегистрированным в Минюсте России ... ... (далее - Требования) при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности позволяющими отнести такой объект к категории ОПО.
Определение признаков опасности осуществляется на основе анализа состава предприятия (имущественного комплекса), проектной документации, деклараций промышленной безопасности, технологических регламентов и других документов, связанных с эксплуатацией ОПО.
Таким образом, вопросы идентификации объектов в целях категорирования их в качестве ОПО и определения класса опасности решаются организациями-заявителями самостоятельно с обоснованиями и подтверждениями в каждом конкретном случае.
Согласно пункту 10 Приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в случае, если для ОПО по указанным в пунктах 1-7 данного приложения критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.
Следовательно, объект «Кран мостовой электрический опорный марки ......., с управлением из кабины, грузоподъемность основного крюка 27т., вспомогательного 5т.», находящийся в надшахтном здании рудника, должен быть идентифицирован и включен в состав ОПО «Гипсово-ангидридный рудник (регистрационный номер ...). Предписанием от ... ... был установлен срок устранения нарушения 27.04.2023г.
На сегодняшний день «Кран мостовой электрический опорный марки ....... внесен в состав ФИО25 ...
Между тем, нарушение, указанное в 2 пункте постановления заключается в том, что техническим проектом разработки Анастасово-Порецкого месторождения гипса и ангидрида 2015 ТП.1 на территории ОПО предусмотрена площадка для испытаний и уничтожения взрывчатых материалов, которая должна располагаться в 300 метрах севернее промплощадки рудника. Размеры площадки в плане 5.0м.х10.0м.
При проведении постоянного государственного надзора установлено, что полигон отсутствует и испытания взрывчатых материалов ФИО26 проводит на неиспользуемых подземных выработках рудника.
Ввиду отсутствия сведений у Заявителя о находящихся на территории ОПО местоположениях водопритоков, подземные испытания взрывчатых материалов могут привести к затоплению рудника, а также привести к гибели работников в процессе испытания и уничтожения взрывчатых материалов на неиспользуемой территории рудника.
Судуказывает, что ФИО27 имел реальную возможность своевременно предпринять меры для соблюдения требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако со стороны Заявителя не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Таким образом, доводы заявителя о несогласии с нарушениями, изложенными в пунктах 1 и 2 постановленияПриволжского управления Ростехнадзора ... от ..., суд находит надуманными и основанными на неверном толковании законодательства в области промышленной безопасности.
Исходя из вышеизложенного, в действиях (бездействии) ФИО28 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление Приволжского управления Ростехнадзора по делу об административном правонарушении в отношении указанного лица составлено уполномоченным лицом, административное дело в отношении него рассмотрено уполномоченным органом, текст обжалуемого постановления соответствует требованиям Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО29 вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении ФИО34 к исполнению своих обязанностей при осуществлении деятельности на опасном производственном объекте.
Оснований для признания совершенного ФИО30 административного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, не установлено.
Вместе с тем, соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Штрафные санкции должны отвечать требования справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а так же характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, применительно к обстоятельствам совершенного правонарушения и субъекту административной ответственности.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, его последствий, а так же финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, с целью недопущения излишней финансовой нагрузки на общество, суд в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ находит возможным назначить ФИО31 административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановлениегосударственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами нефтедобывающей и горной промышленности Приволжского управления Ростехнадзора ... от ... по делу в отношении ФИО32 об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, размер административного наказания в виде штрафа снизить до 100 000 (сто тысяч) рублей, в остальном постановление оставить без изменения.
Жалобу ФИО33 – удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения
или получения копии решения через Вахитовский районный суд ...
в Верховный суд Республики Татарстан.
Судья ФИО8