Решение по делу № 2-56/2022 ~ М-57/2022 от 03.03.2022

Дело № 2-56/2022

УИД 28RS0011-01-2022-000097-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2022 года                    село Новокиевский Увал

Мазановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Скрябиной Н.А.

при секретаре Суровской А.Н.

с участием помощника прокурора Мазановского района Амурской области Иванченко С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Мазановского района Амурской области в интересах Плешкевич Юлии Николаевны к администрации Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области об обязаниипредоставить Плешкевич Юлии Николаевне и членам ее семьи жилое помещение из маневренного фонда,

установил:

и.о. прокурора--, действуя в интересах Плешкевич Ю.Н., обратился в суд с иском к администрации Дмитриевского сельсовета -- об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, в обоснование которого указал, чтоПлешкевич Ю.Н. и ее пятеро малолетних детей: --9 --3,--4, --10, --11 длительное время проживают в жилом помещении по адресу: --, признанном непригодным для проживания, не подлежащим восстановлению и подлежащим сносу, в котором существует опасность для пребывания семьи Плешкевич Ю.Н.

Администрацией Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области не принимаются меры по обеспечению жилищных прав и обеспечению безопасности жизни и здоровья Плешкевич Ю.Н. и ее малолетних детей путем предоставления пригодного для проживания жилого помещения.

Просил обязать администрацию Дмитриевского сельсовета Амурской области незамедлительно после вступления решения суда в законную силу предоставить Плешкевич Ю.Н. и членам ее семьи: --9, --3, --4, --10, --11, вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

В письменном отзыве на исковое заявление глава Дмитриевского сельсовета -- --12 с исковыми требованиями не согласился, ссылаясь на отсутствие на территории сельсовета свободных жилых помещений, пригодных для проживания, отсутствие в бюджете сельсовета денежных средств для приобретения жилого помещения для Плешкевич Ю.Н., отсутствие в составе семьи Плешкевич Ю.Н. лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, а также на осведомленность Плешкевич Ю.Н. о ненадлежащем техническом состоянии жилого помещения при его приобретении.

В письменных возражениях на иск представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Мазановского района Амурской области полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В ходе рассмотрения дела и.о. прокурора Мазановского района Амурской области уточнил исковые требования, просит обязать администрацию Дмитриевского сельсовета Амурской области предоставить Плешкевич Ю.Н. и членам ее семьи: --9, --3, --4, --10, --11, во внеочередном порядке до обеспечения жилым помещением по договору социального найма жилое помещение из маневренного фонда.

Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела Плешкевич Ю.Н., представитель ответчика администрации Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрацииМазановского района Амурской области в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело при состоявшейся явке.

В судебном заседании помощник прокурора Мазановского района Амурской области Иванченко С.А. поддержала исковые требования с учетом уточнения в полном объеме. Дополнительно пояснила, что пребывание семьи Плешкевич Ю.Н. в аварийном жилом помещениисоздает угрозу для их жизни и здоровья.

Исследовав материалы дела, выслушав участника судебного заседания, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), и закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище (ч. 1 ст. 40).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использование жилых помещений по назначению.

Исходя из положений п.п. 3, 6, 8 ст. 14 с учетом ч. 3 ст. 14Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»с учетом положений ч. 3 этой же статьи и Закона Амурской области от 3 октября 2014 года № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно п.п. 1, 9 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношенийотносится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В муниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенныйдля временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкциейдома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые имипо договорам социального найма; граждан утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретениежилого помещения, и заложены в обеспечение возвратакредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещенияявляются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 93 ЖК РФ), занимаемые ими по договорам социального найма.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 376-О-П в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В силуч. 1 ст. 57 ЖК РФжилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Из приведенных норм в их взаимосвязи следует, что право на предоставление жилых помещений по договору социального найма вне очереди на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ признается за гражданами при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, т.е. при условии, что эти граждане в установленном порядке признаны малоимущими, являются нуждающимися в жилом помещении и состоят на учете в качестве таковых.

В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденного постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2009 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Плешкевич Ю.Н. с -- зарегистрирована и проживает по адресу: --. Совместно с ней                       по указанному адресу проживают ее дети: --9, --3, --4, --10, --11

Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности Плешкевич Ю.Н., --2, --3, --4, (по ? доли в праве).

Распоряжением администрации Мазановского района Амурской области от 9 марта 2021 года № 148-р индивидуальный жилой дом семьи Плешкевич Ю.Н. по адресу: --, на основании заключения межведомственной комиссии от 10 февраля 2021 года № 9 о непригодности жилого дома к проживанию признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области от 24 июня 2021 года № 23 на основании протокола заседания комиссии от 22 июня 2021 года № 1 Плешкевич Ю.Н. и члены ее семьипризнаны малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В соответствии с ответом главы Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области Слатвинского В.Н. –Плешкевич Ю.Н. состоит в очереди как нуждающаяся в улучшении жилищных условий под № 9, администрация Дмитриевского сельсовета не располагает жилыми помещениями, маневренный фонд отсутствует.

Доказательств принятия администрацией Дмитриевского сельсовета мер по предоставлению семье Плешкевич Ю.Н., единственное жилое помещение которых признано аварийным и представляет опасность для жизни и здоровья лиц, пребывающих в нем, другого помещения, отвечающего требованиям к жилым помещениям, из маневренного жилищного фонда в нарушение вышеприведенных норм в материалы дела не представлено, в связи с чем исковые требования и.о. прокурора Мазановского района суд признает подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика об отсутствии на территории Дмитриевского сельсовета свободных жилых помещений, пригодных для проживания, отсутствие маневренного жилищного фонда, отсутствие в бюджете сельсовета денежных средств для приобретения жилого помещения для Плешкевич Ю.Н. являются несостоятельным, поскольку выполнение органом местного самоуправления обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставиться в зависимость от каких-либо условий, в том числе от финансовой и материальной обеспеченности муниципального образования. Отсутствие маневренного фонда создает угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц, установленных ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Отсутствие в составе семьи Плешкевич Ю.Н. лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, вопреки доводу стороны ответчика, также не освобождает администрацию Дмитриевского сельсовета -- от предоставления им жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, в том числе из маневренного жилищного фонда, поскольку такая обязанность предусмотрена вышеприведенными положениями п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Осведомленность Плешкевич Ю.Н. о ненадлежащем техническом состоянии жилого помещения при его приобретении, на что ссылается представитель ответчика, материалами дела не подтверждается, в связи с чем не может свидетельствовать о злоупотреблении правом со стороны Плешкевич Ю.Н.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования и.о. прокурора -- к администрации Дмитриевского сельсовета -- об обязании предоставить Плешкевич Юлии Николаевне и членам ее семьи жилое помещение из маневренного фонда удовлетворить.

Обязать администрацию Дмитриевского сельсовета -- предоставить Плешкевич Юлии Николаевне и членам ее семьи: --2, -- года рождения, --3,                     -- года рождения, --4, -- года рождения, --5, -- года рождения, --15 Макару-Полату Николаевичу, -- года рождения, во внеочередном порядке до обеспечения жилым помещением по договору социального найма жилое помещение из маневренного фонда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Мазановский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                           Н.А. Скрябина

Решение в окончательной форме изготовлено 25 мая 2022 года.

1версия для печати

2-56/2022 ~ М-57/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Плешкевич Юлия Николаевна
Прокурор Мазановского района
Ответчики
Администрация Дмитриевского сельсовета
Другие
Администрация Мазановского района
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Судья
Скрябина Н.А.
Дело на странице суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
03.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2022Передача материалов судье
03.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2022Подготовка дела (собеседование)
21.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2022Судебное заседание
22.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
29.04.2022Судебное заседание
29.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2022Подготовка дела (собеседование)
16.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2022Судебное заседание
25.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2023Дело оформлено
22.03.2023Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее