Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3589/2023 ~ М-2575/2023 от 06.07.2023

УИД: 59RS0004-01-2023-003628-56

Дело № 2-3589/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2023 года город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,

при секретаре судебного заседания Меновщиковой Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ШРГ к муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации города Перми о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного дома,

установил:

ШРГ обратился с иском к муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации города Перми о возложении обязанности произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: <Адрес> течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу; взыскании судебной неустойки в размере 200 руб. в день, начиная с первого дня окончания срока исполнения судебного акта и до полного исполнения решения суда; взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. В обоснование требований указал, что он на основании договора безвозмездной передачи квартиры совместную собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения – квартиры, общей площадью 45 кв.м, расположенной по адресу: <Адрес>. Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «УК «ПИК». Многоквартирный <Адрес> года постройки. Общий срок эксплуатации многоквартирного дома составляет 56 лет. До настоящего времени капитальный ремонт отдельных видов конструкций и инженерного оборудования многоквартирного дома не осуществлялся. Сведения о капитальном ремонте многоквартирного дома в техническом паспорте отсутствуют. На момент передачи помещений в собственность граждан ответчиком обязанность по проведению капитального ремонта не исполнена, что привело к ухудшению условий проживания жителей и возникновению аварийного состояния многоквартирного дома. Дом нуждается в проведении капитального ремонта общего имущества.

Определением судебного заседания от 31.08.2023 в соответствии со ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми.

Истец в предварительном судебном заседании на удовлетворении иска настаивал, пояснил, что капитальный ремонт многоквартирного дома проводился в 2009-2010 годы, после не проводился.

Представитель истца, третьего лица ООО «Управляющая компания «Пермская индустрия качества» в предварительном судебном заседании исковые требования поддержала, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявила, факт проведения капитального ремонта многоквартирного дома не отрицала.

Представитель ответчика в предварительном судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что работы по капитальному ремонту выполнены, физический износ дома составляет 27%, что говорит об отсутствии необходимости в проведении капитального ремонта многоквартирного дома. В материалы дела представлен письменный отзыв (л.д. 32-36).

Представитель третьего лица департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми в предварительном судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что на дату первой приватизации жилого помещения в многоквартирном доме, многоквартирный дом не нуждался в проведении капитального ремонта, процент износа на текущий момент составляет 27%. В случае нуждаемости многоквартирного дома в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации жилого помещения в многоквартирном доме, дом был бы включен в Список для проведения капитального ремонта с более ранними сроками. Ежегодно проводится мониторинг многоквартирных домов, после чего в программу вносятся изменения. Данной дом не в аварийном состоянии.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Оценив доводы искового заявления, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено принимать решения о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.

Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.

Статьей 141 ЖК РСФСР была установлена обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществлялось за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета (ст. 149 ЖК РСФСР).

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» наймодателем по договору жилищного найма выступал собственник государственного или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо.

Таким образом, до возложения бремени содержания общего имущества дома на граждан, приватизировавших квартиры в таком доме, бывший наймодатель обязан исполнить обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта, что не противоречит и нормам, содержащимся в действующей в настоящее время части 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (т.е. на бывшего наймодателя), возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Согласно пункту 2 данной статьи, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

Законодательное определение механизма исполнения бывшими наймодателями жилых помещений в многоквартирных домах государственного и муниципального жилищных фондов обязанности по проведению капитального ремонта нуждавшихся в нем домов было обусловлено реализацией предписаний, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-П, которым федеральному законодателю было поручено установить такого рода механизм, согласованный с закрепленным Жилищным кодексом Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 1 резолютивной части) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.03.2019 № 577-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положения статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Исходя из этого Федеральным законом от 20.12.2017 № 399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» было внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем.

Судом установлено, что ШРГ (л.д. 21) является сособственником помещения (долевая собственность, доля в праве 1/4), расположенного по адресу: <Адрес>. Квартира передана ШРГ в собственность на основании договора безвозмездной передачи квартиры в совместную собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Управление многоквартирным домом № <Адрес> осуществляет ООО «Управляющая компания «Пермская индустрия качества» (л.д. 22-25).

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>, 1967 года постройки, имеет фундамент сборный ленточный из железобетонных блоков, кирпичные наружные и внутренние капитальные стены, гипсовые перегородки, перекрытия из сборных железобетонных многопустотных плит, крышу покрытую железом по дощатой обрешетку со стропильной конструкцией, дощатые и бетонные полы, двойные створные окрашенные оконные проемы, филенчатые дверные проемы, центральное отопление от ТЭЦ, скрытую электрическую проводку, центральный водопровод от сети, центральную канализацию, центральное горячее водоснабжение, центральное газоснабжение, бетонные крыльца, бетонные лестницы (инвентарное и правовое дело).

Из материалов инвентарного и правового дела на домовладение следует, что капитальный ремонт многоквартирного дома не производился.

Из технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что физический износ дома составляет 27%.

ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» представлены сведения о том, что первая приватизация жилого помещения по адресу: <Адрес> была совершена ДД.ММ.ГГГГ, представлен договор безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91-93).

Из ответа Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми от 28.07.2023 на запрос суда усматривается, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес>, в 2009 году проведен капитальный ремонт следующих конструктивных элементов многоквартирного дома: капитальный ремонт крыши; капитальный ремонт системы теплоснабжения; капитальный ремонт системы горячего водоснабжения; капитальный ремонт системы холодного водоснабжения; капитальный ремонт системы водоотведения, установка коллективных счетчиков (холодное водоснабжение). Срок окончания работ 10.11.2009. Капитальный ремонт многоквартирного дома проведен на основании постановления администрации г.Перми от 19.02.2009 № 71 «Об утверждении муниципальной адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Перми на 2009». Администрацией г. Перми капитальный ремонт конструктивных элементов многоквартирного дома: крыши, системы теплоснабжения, системы горячего водоснабжения, системы холодного водоснабжения, системы водоотведения, установка коллективных счётчиков (холодное водоснабжение), проведен в 2019 году на общую сумму 6740930 руб. На дату первой приватизации первого жилого помещения, то есть на 08.08.1991, конструктивные элементы многоквартирного дома находились в работоспособном состоянии. Муниципальное образование, как бывший наймодатель, своевременно проводил текущие и капитальные ремонты и до даты приватизации первого жилого помещения, то есть на 08.08.1991 многоквартирный дом не нуждался в проведении капитального ремонта. На дату первой приватизации жилого помещения в многоквартирном доме, многоквартирный дом не был включен в перспективный и/или годовой план по капитальному ремонту жилого помещения. По состоянию на 01.03.2023 общая оценка физического и морального износа многоквартирного дома составляет 27%, что подтверждается представленной ООО «УК «ПИК» в администрацию г. Перми в 2023 году информацией об оценке технического состояния многоквартирного дома на 2023 год. По состоянию на 28.07.2023 многоквартирный дом не нуждался в проведении капитального ремонта. В 2020 году НО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах Пермского края» проведено комплексное обследование многоквартирного дома, по результатам которого многоквартирный дом включен в Региональную программу с выполнением следующих видов работ: период 2033-2035 – запланирован капитальный ремонт крыши, период 2036-2038 - запланирован капитальный ремонт фундамента, 2042-2044 запланирован капитальный ремонт внутренних инженерных систем (холодное водоснабжение) (л.д. 39-41).

Постановлением администрации г.Перми от 19.02.2009 № 71 «Об утверждении муниципальной адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Перми на 2009» утверждена муниципальная адресная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в г.Перми на 2009 год. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <Адрес> вошел в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках муниципальной адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в г. Перми на 2009 год.

В рамках указанной адресной программы запланирован и проведен ремонт внутридомовых инженерных систем, тепло-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии), ремонт крыши (л.д. 44-83).

Из акта мониторинга от ДД.ММ.ГГГГ следует, что износ конструктивных элементов многоквартирного дома составляет 27%, общая оценка физического и морального износа многоквартирного дома – 27% (л.д. 42-43).

Установив вышеприведенные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что действующим законодательством на орган местного самоуправления может быть возложена обязанность по проведению капитального ремонта конструкций и инженерных систем, которые предусмотрены положениями ст. 166 ЖК РФ и ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Вместе с тем, суд не находит оснований для возложения обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>, поскольку доказательств, что многоквартирный дом на дату первой приватизации жилого помещения в многоквартирном доме нуждался в проведении капитального ремонта, не представлено.

Исходя из представленных документов, в 2009 году соответствии с муниципальной адресной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Перми на 2009 год, в указанном доме проведен ремонт внутридомовых инженерных систем, тепло-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии), ремонт крыши.

В настоящее время многоквартирный дом имеет физический износ 27%, что свидетельствует об удовлетворительном состоянии многоквартирного дома (конструктивные элементы пригодны для эксплуатации), об отсутствии нуждаемости многоквартирного дома в проведении капитального ремонта в настоящее время.

Иных доказательств в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, о нуждаемости в проведении конкретных работ по капитальному ремонту, истцом не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью установления нуждаемости многоквартирного дома в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации, не заявлено, а имеющимися доказательствами не подтверждена нуждаемость многоквартирного дома в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации жилого помещения в доме, которая бы сохранялась и на сегодняшний день.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объёме.

руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ШРГ к муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации города Перми о возложении обязанности произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>, взыскании неустойки, расходов по оплате государственной пошлины, оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева

Копия верна

Судья И.Б. Чикулаева

Мотивированное решение изготовлено 07.09.2023

Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела № 2-3589/2023

Ленинского районного суда г. Перми

2-3589/2023 ~ М-2575/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шарипов Раис Гарифович
Ответчики
Администрация города Перми
Другие
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми
ООО "Управляющая компания Пермская индустрия качества"
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Чикулаева И.Б.
Дело на странице суда
lenin--perm.sudrf.ru
06.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2023Передача материалов судье
12.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.08.2023Предварительное судебное заседание
09.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.08.2023Предварительное судебное заседание
31.08.2023Судебное заседание
07.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2023Дело оформлено
10.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее