Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-337/2021 ~ М-320/2021 от 30.06.2021

Дело № 2а-337/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2021 года                                                        г.Бежецк

Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Лыбиной И.Е.

при ведении протокола помощником судьи Грибушкиной Т.В.,

с участием представителя административного истца – помощника Бежецкого межрайонного прокурора Бурковой М.В.,

представителя административного ответчика – администрации Бежецкого района Тверской области – Лихачевой Т.В.,

по административному исковому заявлению Бежецкого межрайонного прокурора к администрации Бежецкого района Тверской области, администрации городского поселения – г. Бежецк Тверской области о признании бездействия по постановке на учет безхозяйной дороги и по не оборудованию уличного освещения на участке по пер. 9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова и обязании принять меры по постановке на учет, не оборудованию уличного освещения данной бесхозяйной дороги,

у с т а н о в и л:

Бежецкий межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. Заявленные административные исковые требования мотивированы тем, что Бежецкой межрайонной прокуратурой по поступившему обращению в порядке осуществления надзора проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в части отсутствия уличного освещения, признании дороги муниципальной собственностью.

В ходе проверки было установлено, что участок дороги по пер.9 января от ул. Нечаева до ул.Чехова собственностью муниципального образования городское поселение – город Бежецк Бежецкого района Тверской области, муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области не является и в Едином реестре муниципальной собственности отсутствует. Поскольку указанная автодорога расположена на территории МО «Городское поселение – г.Бежецк Тверской области» и не является межселенной, постановку ее на учет в качестве бесхозяйного имущества обязана осуществить администрация «Городское поселение – г.Бежецк Тверской области», как и действия по признанию права муниципальной собственности на указанную автодорогу и принятию ее на баланс.

Кроме того, указывают, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В ходе проверки также было установлено, что на участке дороги по пер.9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова отсутствует уличное освещение. Отсутствие уличного освещения влечет за собой наличие опасности для участников дорожного движения, в том числе для пешеходов, возникновение дорожно-транспортных происшествий.

Надлежащее освещение улиц обеспечивает нормальную жизнедеятельность городского населения. Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан.

Отсутствие освещения, в том числе нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств.

Бездействие администрации городского поселения – г.Бежецк Тверской области в части непринятия мер по признанию дороги бесхозяйной, по постановке на учет указанной автодороги как бесхозяйного недвижимого имущества, Администрации Бежецкого района Тверской области – в ремонте указанной дороги, ввиду ненадлежайшего обустройства указанного объекта недвижимости создает угрозу возникновения ДТП, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращение в защиту прав неопределенного круга лиц обосновано тем, что определить конкретное количество лиц, права которых нарушены, не представляется возможным.

На основании изложенного в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, руководствуясь ч.4 ст.27 и ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-I от 17 января 1992 года п.2 ч.2 ст.1, ст.19, ч.1 ст.22, ч.1 ст.39, ст.124, ст.125 КАС РФ, просит: признать незаконным бездействие администрации городского поселения – г.Бежецк Тверской области по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйной дороги по пер.9 января от ул.Нечаева до ул.Чехова; обязать администрацию городского поселения – г.Бежецк Тверской области принять меры по постановке на учет бесхозяйной дороги г.Бежецка по пер.9 января от ул.Нечаева до ул.Чехова; признать незаконным бездействие администрации Бежецкого района Тверской области по не оборудованию уличного освещения на участке дороги г.Бежецка по пер.9 января от ул.Нечаева до ул.Чехова; обязать администрацию Бежецкого района Тверской области оборудовать уличное освещение на участке дороги г.Бежецка по пер.9 января от ул.Нечаева до ул.Чехова.

Определением суда от 01 июля 2021 года к участию в деле к качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство транспорта Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Территориальное управление Росимущества в Тверской области.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Бежецкого межрайонного прокурора Буркова М.В. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков администрации Бежецкого района Тверской области и заинтересованного лица администрации городского поселения г.Бежецк Тверской области и администрации Бежецкого района Тверской области Лихачева Т.В. возражений относительно заявленных административных исковых требований не имела, просила о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 22.12.2022 года в связи с отсутствием в бюджете денежных средств.

Представители заинтересованных лиц Министерства транспорта Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Территориального управления Росимущества Тверской области, МО МВД России «Бежецкий», Управления Росреестра по Тверской области надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, возражений относительно заявленных административных исковых требований не представили. Заявлений об отложении дела не направили.

Судом определено о рассмотрении дела при данной явке, в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

В соответствие ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе, являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст.ст. 17 и 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах), в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, организации дорожного движения, а также поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, осуществляется содержание и ремонт автомобильных дорог.

В силу ст.2 Закона о безопасности дорожного движения, для целей этого Федерального закона применяются следующие основные термины:

- дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

- дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

На основании ст. 3 Закона об автомобильных дорогах, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно п.9 ст.5 Закона об автомобильных дорогах автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

Согласно п.8 ст.6 Закона об автомобильных дорогах к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с 1 и 7 ст.3 Закона об автомобильных дорогах автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.

Согласно пунктам 1,2 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

В соответствии с п.7, 8 ст.5 Закона об автомобильных дорогах перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии с п.10 ст.5 Закона об автомобильных дорогах Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Порядок) утвержден приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931.

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В соответствии с п. 19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация благоустройства территории.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ст.8 Устава муниципального образования «Городское поселение – г.Бежецк» Бежецкого района Тверской области, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения – г.Бежецк Бежецкого района Тверской области от17 марта 2006 г. №21 к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что автодорога по пер.9 января от ул.Нечаева до ул.Чехова в г.Бежецк отсутствует в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Городское поселение – город Бежецк» и муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области, также она отсутствует в реестре федерального имущества.

Указанная автодорога расположена на территории муниципального образования «Городское поселение – г.Бежецк» Тверской области и не является межселенной, что подтверждается выписками из реестров муниципальной собственности и сведениями из информационной базы федерального имущества.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что постановку ее на учет в качестве бесхозяйного имущества обязана осуществить администрация «Городское поселение – г.Бежецк» Тверской области. Также муниципальным образованием должны быть совершены действия по признанию права муниципальной собственности на указанную автодорогу и принятию ее на баланс.

В соответствии со ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ст. 17 Закона об автомобильных дорогах).

Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены ГОСТом Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст (далее – ГОСТ Р 52766-2007).

Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Согласно п.4.6.1.13 ГОСТ Р 52766-2007 наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.

Согласно п.9 ст.5 Закона об автомобильных дорогах, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч.8 ст.6 Закона об автомобильных дорогах к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно решению Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области от 29.08.2014 №85 «О принятии органами местного самоуправления муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области осуществления полномочий от органов местного самоуправления муниципальное образование городское поселение – г.Бежецк Тверской области» органами местного самоуправления муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области на период с 01 января 2015 года до 31 декабря 2023 года (включительно) от органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение – г.Бежецк Тверской области принято осуществление полномочий по решению вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч.4 ст.6 Закона о безопасности дорожного движения, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Материалами дела установлено, что Бежецкой межрайонной прокуратурой была проведена проверка законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой были выявлены нарушения в части уличного освещения, а именно на участке дороги по пер.9 января от ул.Нечаева до ул.Чехова отсутствует уличное освещение.

Руководствуясь Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что лицом, ответственным за безопасность дорожного движения в границах городского поселения – г.Бежецк, является администрация Бежецкого района Тверской области, обязаны обеспечить организацию в сфере исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности обеспечения безопасности дорожного движения. Требования в части обязания администрации Бежецкого района оборудовать уличное освещение на участке дороги г.Бежецка по пер.9 Января от ул. Нечаева до ул.Чехова, подлежат удовлетворению.

Заявление представителя администрации Бежецкого района Тверской области и администрации городского поселения г.Бежецк Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок до 22.12.2021, суд находит безосновательным и не подлежащим удовлетворению, поскольку промедление исполнения решения суда по постановке на учет автодороги в качестве бесхозйной и оборудованию уличного освещения на участке дороги г.Бежецк по ул.9 января от ул.Нечаева до ул.Чехова, может нарушить законные права и интересы неопределенного круга лиц, а также не будет отвечать требованиям безопасности дорожного движения. Кроме того, из материалов дела следует, что в 2020 году в администрацию Бежецкого района Тверской области неоднократно поступали обращения по вопросу освещения на пер.9 января, но до настоящего времени администрацией Бежецкого района никаких мер по устранению нарушений предпринято не было, данные об этом в материалах дела отсутствуют и представителем административного ответчика суду не представлено.

Вместе с тем, принимая во внимание, что срок для устранения нарушения устанавливается с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов, суд приходит к выводу об обязании администрации городского поселения – г. Бежецк Тверской области принять меры по постановке на учет бесхозяйной дороги г. Бежецка по пер. 9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова и обязании администрации Бежецкого района Тверской области оборудовать уличное освещение на участке дороги г. Бежецка по пер. 9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова до 01 февраля 2022 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Бежецкого межрайонного прокурора к администрации Бежецкого района Тверской области, администрации городского поселения – г. Бежецк Тверской области о признании бездействия по постановке на учет безхозяйной дороги и по не оборудованию уличного освещения на участке по пер. 9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова и обязании принять меры по постановке на учет, не оборудованию уличного освещения данной бесхозяйной дороги - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения – г. Бежецк Тверской области по непринятию мер по постановке на учет безхозяйной дороги по пер. 9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова.

Обязать администрацию городского поселения – г. Бежецк Тверской области принять меры по постановке на учет бесхозяйной дороги г. Бежецка по пер. 9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова до 01 февраля 2022 года.

Признать незаконным бездействие администрации Бежецкого района Тверской области по не оборудованию уличного освещения на участке дороги г. Бежецка по пер. 9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова.

Обязать администрацию Бежецкого района Тверской области оборудовать уличное освещение на участке дороги г. Бежецка по пер. 9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова до 01 февраля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бежецкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                      И.Е. Лыбина

Решение в окончательно форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                                                      И.Е. Лыбина

Дело № 2а-337/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2021 года                                                        г.Бежецк

Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Лыбиной И.Е.

при ведении протокола помощником судьи Грибушкиной Т.В.,

с участием представителя административного истца – помощника Бежецкого межрайонного прокурора Бурковой М.В.,

представителя административного ответчика – администрации Бежецкого района Тверской области – Лихачевой Т.В.,

по административному исковому заявлению Бежецкого межрайонного прокурора к администрации Бежецкого района Тверской области, администрации городского поселения – г. Бежецк Тверской области о признании бездействия по постановке на учет безхозяйной дороги и по не оборудованию уличного освещения на участке по пер. 9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова и обязании принять меры по постановке на учет, не оборудованию уличного освещения данной бесхозяйной дороги,

у с т а н о в и л:

Бежецкий межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. Заявленные административные исковые требования мотивированы тем, что Бежецкой межрайонной прокуратурой по поступившему обращению в порядке осуществления надзора проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в части отсутствия уличного освещения, признании дороги муниципальной собственностью.

В ходе проверки было установлено, что участок дороги по пер.9 января от ул. Нечаева до ул.Чехова собственностью муниципального образования городское поселение – город Бежецк Бежецкого района Тверской области, муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области не является и в Едином реестре муниципальной собственности отсутствует. Поскольку указанная автодорога расположена на территории МО «Городское поселение – г.Бежецк Тверской области» и не является межселенной, постановку ее на учет в качестве бесхозяйного имущества обязана осуществить администрация «Городское поселение – г.Бежецк Тверской области», как и действия по признанию права муниципальной собственности на указанную автодорогу и принятию ее на баланс.

Кроме того, указывают, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В ходе проверки также было установлено, что на участке дороги по пер.9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова отсутствует уличное освещение. Отсутствие уличного освещения влечет за собой наличие опасности для участников дорожного движения, в том числе для пешеходов, возникновение дорожно-транспортных происшествий.

Надлежащее освещение улиц обеспечивает нормальную жизнедеятельность городского населения. Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан.

Отсутствие освещения, в том числе нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств.

Бездействие администрации городского поселения – г.Бежецк Тверской области в части непринятия мер по признанию дороги бесхозяйной, по постановке на учет указанной автодороги как бесхозяйного недвижимого имущества, Администрации Бежецкого района Тверской области – в ремонте указанной дороги, ввиду ненадлежайшего обустройства указанного объекта недвижимости создает угрозу возникновения ДТП, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращение в защиту прав неопределенного круга лиц обосновано тем, что определить конкретное количество лиц, права которых нарушены, не представляется возможным.

На основании изложенного в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, руководствуясь ч.4 ст.27 и ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-I от 17 января 1992 года п.2 ч.2 ст.1, ст.19, ч.1 ст.22, ч.1 ст.39, ст.124, ст.125 КАС РФ, просит: признать незаконным бездействие администрации городского поселения – г.Бежецк Тверской области по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйной дороги по пер.9 января от ул.Нечаева до ул.Чехова; обязать администрацию городского поселения – г.Бежецк Тверской области принять меры по постановке на учет бесхозяйной дороги г.Бежецка по пер.9 января от ул.Нечаева до ул.Чехова; признать незаконным бездействие администрации Бежецкого района Тверской области по не оборудованию уличного освещения на участке дороги г.Бежецка по пер.9 января от ул.Нечаева до ул.Чехова; обязать администрацию Бежецкого района Тверской области оборудовать уличное освещение на участке дороги г.Бежецка по пер.9 января от ул.Нечаева до ул.Чехова.

Определением суда от 01 июля 2021 года к участию в деле к качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство транспорта Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Территориальное управление Росимущества в Тверской области.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Бежецкого межрайонного прокурора Буркова М.В. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков администрации Бежецкого района Тверской области и заинтересованного лица администрации городского поселения г.Бежецк Тверской области и администрации Бежецкого района Тверской области Лихачева Т.В. возражений относительно заявленных административных исковых требований не имела, просила о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 22.12.2022 года в связи с отсутствием в бюджете денежных средств.

Представители заинтересованных лиц Министерства транспорта Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Территориального управления Росимущества Тверской области, МО МВД России «Бежецкий», Управления Росреестра по Тверской области надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, возражений относительно заявленных административных исковых требований не представили. Заявлений об отложении дела не направили.

Судом определено о рассмотрении дела при данной явке, в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

В соответствие ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе, являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст.ст. 17 и 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах), в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, организации дорожного движения, а также поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, осуществляется содержание и ремонт автомобильных дорог.

В силу ст.2 Закона о безопасности дорожного движения, для целей этого Федерального закона применяются следующие основные термины:

- дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

- дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

На основании ст. 3 Закона об автомобильных дорогах, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно п.9 ст.5 Закона об автомобильных дорогах автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

Согласно п.8 ст.6 Закона об автомобильных дорогах к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с 1 и 7 ст.3 Закона об автомобильных дорогах автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.

Согласно пунктам 1,2 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

В соответствии с п.7, 8 ст.5 Закона об автомобильных дорогах перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии с п.10 ст.5 Закона об автомобильных дорогах Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Порядок) утвержден приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931.

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В соответствии с п. 19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация благоустройства территории.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ст.8 Устава муниципального образования «Городское поселение – г.Бежецк» Бежецкого района Тверской области, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения – г.Бежецк Бежецкого района Тверской области от17 марта 2006 г. №21 к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что автодорога по пер.9 января от ул.Нечаева до ул.Чехова в г.Бежецк отсутствует в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Городское поселение – город Бежецк» и муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области, также она отсутствует в реестре федерального имущества.

Указанная автодорога расположена на территории муниципального образования «Городское поселение – г.Бежецк» Тверской области и не является межселенной, что подтверждается выписками из реестров муниципальной собственности и сведениями из информационной базы федерального имущества.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что постановку ее на учет в качестве бесхозяйного имущества обязана осуществить администрация «Городское поселение – г.Бежецк» Тверской области. Также муниципальным образованием должны быть совершены действия по признанию права муниципальной собственности на указанную автодорогу и принятию ее на баланс.

В соответствии со ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ст. 17 Закона об автомобильных дорогах).

Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены ГОСТом Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст (далее – ГОСТ Р 52766-2007).

Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Согласно п.4.6.1.13 ГОСТ Р 52766-2007 наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.

Согласно п.9 ст.5 Закона об автомобильных дорогах, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч.8 ст.6 Закона об автомобильных дорогах к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно решению Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области от 29.08.2014 №85 «О принятии органами местного самоуправления муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области осуществления полномочий от органов местного самоуправления муниципальное образование городское поселение – г.Бежецк Тверской области» органами местного самоуправления муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области на период с 01 января 2015 года до 31 декабря 2023 года (включительно) от органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение – г.Бежецк Тверской области принято осуществление полномочий по решению вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч.4 ст.6 Закона о безопасности дорожного движения, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Материалами дела установлено, что Бежецкой межрайонной прокуратурой была проведена проверка законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой были выявлены нарушения в части уличного освещения, а именно на участке дороги по пер.9 января от ул.Нечаева до ул.Чехова отсутствует уличное освещение.

Руководствуясь Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что лицом, ответственным за безопасность дорожного движения в границах городского поселения – г.Бежецк, является администрация Бежецкого района Тверской области, обязаны обеспечить организацию в сфере исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности обеспечения безопасности дорожного движения. Требования в части обязания администрации Бежецкого района оборудовать уличное освещение на участке дороги г.Бежецка по пер.9 Января от ул. Нечаева до ул.Чехова, подлежат удовлетворению.

Заявление представителя администрации Бежецкого района Тверской области и администрации городского поселения г.Бежецк Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок до 22.12.2021, суд находит безосновательным и не подлежащим удовлетворению, поскольку промедление исполнения решения суда по постановке на учет автодороги в качестве бесхозйной и оборудованию уличного освещения на участке дороги г.Бежецк по ул.9 января от ул.Нечаева до ул.Чехова, может нарушить законные права и интересы неопределенного круга лиц, а также не будет отвечать требованиям безопасности дорожного движения. Кроме того, из материалов дела следует, что в 2020 году в администрацию Бежецкого района Тверской области неоднократно поступали обращения по вопросу освещения на пер.9 января, но до настоящего времени администрацией Бежецкого района никаких мер по устранению нарушений предпринято не было, данные об этом в материалах дела отсутствуют и представителем административного ответчика суду не представлено.

Вместе с тем, принимая во внимание, что срок для устранения нарушения устанавливается с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов, суд приходит к выводу об обязании администрации городского поселения – г. Бежецк Тверской области принять меры по постановке на учет бесхозяйной дороги г. Бежецка по пер. 9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова и обязании администрации Бежецкого района Тверской области оборудовать уличное освещение на участке дороги г. Бежецка по пер. 9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова до 01 февраля 2022 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Бежецкого межрайонного прокурора к администрации Бежецкого района Тверской области, администрации городского поселения – г. Бежецк Тверской области о признании бездействия по постановке на учет безхозяйной дороги и по не оборудованию уличного освещения на участке по пер. 9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова и обязании принять меры по постановке на учет, не оборудованию уличного освещения данной бесхозяйной дороги - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения – г. Бежецк Тверской области по непринятию мер по постановке на учет безхозяйной дороги по пер. 9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова.

Обязать администрацию городского поселения – г. Бежецк Тверской области принять меры по постановке на учет бесхозяйной дороги г. Бежецка по пер. 9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова до 01 февраля 2022 года.

Признать незаконным бездействие администрации Бежецкого района Тверской области по не оборудованию уличного освещения на участке дороги г. Бежецка по пер. 9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова.

Обязать администрацию Бежецкого района Тверской области оборудовать уличное освещение на участке дороги г. Бежецка по пер. 9 января от ул. Нечаева до ул. Чехова до 01 февраля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бежецкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                      И.Е. Лыбина

Решение в окончательно форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                                                      И.Е. Лыбина

1версия для печати

2а-337/2021 ~ М-320/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бежецкий межрайонный прокурор Тверской области
Ответчики
Администрация Бежецкого района Тверской области
Администрация Городского поселения - г. Бежецк
Суд
Бежецкий межрайонный суд Тверской области
Судья
Лыбина И.Е.
Дело на странице суда
bezhecky--twr.sudrf.ru
30.06.2021Регистрация административного искового заявления
30.06.2021Передача материалов судье
30.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Судебное заседание
30.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2021Дело оформлено
01.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее