Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2023 год г. Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи - Гаджиевой Л.Ф.,
с участием:
истца Кондратьевой Надежды Васильевны,
представителя ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Красноярскому краю Копцевой С.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре - Влажиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кондратьевой Надежды Васильевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Красноярскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Кондратьева Н.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Красноярскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, мотивировав тем, что истец на основании служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 7 по Красноярскому краю в должности <данные изъяты> Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № служебный контракт с истцом расторгнут ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением замещаемой должности по п.8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении истцу выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за служебный год с 2021 по 2022 в количестве <данные изъяты> календарных дней, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При расчете сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (<данные изъяты> календарных дней) ответчиком не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные за расчетный период для начисления компенсаций. В связи с увольнением истца выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> рублей, а также компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (<данные изъяты> календарных дней) в размере <данные изъяты> рублей. Вместе с тем, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу за расчетный период (12 месяцев до расторжения контракта) материальное стимулирование должно учитываться при расчете компенсаций за неиспользованный отпуск, а также компенсаций при увольнении, в связи с сокращением штатной численности. Согласно перерасчету с учетом сумм денежного стимулирования, истец полагал, что к выплате ей полагается доплата за компенсацию при сокращении в размере <данные изъяты> рублей, за компенсацию неиспользованного отпуска при увольнении в размере <данные изъяты> рублей. Кроме того, истец полагает, что незаконными действиями работодателя ему причинен моральный вред, оцененный истцом в 5 000 рублей. Просит взыскать с ответчика 139 882,68 рублей в качестве недоплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с ч.3.1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», 20 771,17 рублей в качестве недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, 5 000 руб. в качестве возмещения морального вреда. Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №8 по Красноярскому краю произвести удержание налог на доходы физических лиц с облагаемых данным налогом сумм в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и перечислить его в соответствующий бюджет РФ.
Истец Кондратьева Н.В. в судебном заседании требования поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам.
Представитель ответчика – Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Красноярскому краю Копцева С.В. исковые требования не признала, указав, что истцу выплачены компенсации в полном объеме, согласно порядку расчета, утвержденному нормами действующего законодательства.
Представитель третьего лица – УФНС России по Красноярскому краю, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, извещенного о дате и времени судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ) федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Из указанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 которого гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Часть 1 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с ч.2 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым согласно ч. 5 ст.50 указанного закона относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Частью 10 ст.50 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с п.3.1 ч.3 ст.37 вышеуказанного закона в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п. 8.1 - 8.3 ч. 1 ст. 37, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Часть 1 ст. 46 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ предусматривает, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч.13 ст.46 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ).
Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 г. № 554 (далее - Правила) предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Частью 2 ст. 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.
Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда.
В силу ст.392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ Фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.
В соответствии с ч.2 ст.51 ФЗ от 27 июля 2004 №79-ФЗ при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Часть 3 статьи 51 ФЗ от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ предусматривает, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частями 2 и 5 данной статьи, а также за счёт средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 27.07. 2004 №79-ФЗ порядок формирования фондов оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ истец Кондратьева Н.В. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 7 по Красноярскому краю в должности <данные изъяты>
В соответствии с п.п. 9, 10 служебного контракта, с учетом дополнительных соглашений, денежное содержание гражданского служащего состоит из <данные изъяты>
Приказом межрайонной ИФНС России №7 по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № служебный контракт с истцом расторгнут, последняя освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с ч.13 ст.46 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при увольнении истцу начислена и выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты> рублей, а также в соответствии с ч.3.1 ст.31 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» начислена истцу компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты> рублей.
Как следует из приказов УФНС России по Красноярскому краю № дсп от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от тДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по Красноярскому краю сверх установленного фонда оплаты труда за 4 квартал 2020 года, за 1-4 квартал 2021 года, за 1-3 квартал 2022 года.
В соответствии со справками по форме 2-НДФЛ в отношении Кондратьевой Н.В., доход истца за 2021 год составил <данные изъяты> рублей, за январь-ноябрь 2022 года – <данные изъяты> рублей, что также подтверждается расчетными листками за указанный период.
Согласно расчету истца недоплаченная сумма компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении составляет <данные изъяты>
сумма недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск составляет <данные изъяты>
Согласно расчету ответчика, недоплаченная сумма компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении – <данные изъяты>
сумма недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск (<данные изъяты> дней) составляет <данные изъяты>
Судом принимается расчет, предоставленный стороной ответчика, поскольку он является арифметически верным, данный расчет судом проверен, признан правильным и обоснованным.
Поскольку сумма материального стимулирования входит в фонд оплаты труда, суд приходит к выводу о включении указанной суммы в расчет для исчисления денежного содержания истцу Кондратьевой Н.В. при определении размера компенсации, в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы, а также компенсации за неиспользованный отпуск, и считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 139 882,68 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 19 991,74 рублей.
Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы); в соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба; размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В связи с действиями ответчика, допустившего нарушения трудовых прав Кондратьевой Н.В., она испытывала нравственные страдания, так как переживала по поводу оплаты труда, кроме того, для восстановления нарушенных прав истцу потребовалась судебная защита. Учитывая изложенное, а также степень вины ответчика, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд полагает необходимым определить подлежащий возмещению с ответчика размер компенсации морального вреда в сумме 3 000 рублей.
Рассматривая требования истца о возложении обязанности на межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №8 по Красноярскому краю произвести удержание налога на доходы физических лиц с облагаемых данным налогом сумм в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и перечислить его в соответствующий бюджет суд исходит из следующего.
В соответствии с письмом Минфина РФ от 22 января 2020 года № 03-04/3361 обязанность удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате по решению суда возникает в том случае, если при выплате налогоплательщику по решению суда дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, судом в резолютивной части решения указаны сумма дохода, подлежащая взысканию в пользу физического лица, и сумма, которую необходимо удержать в качестве налога и перечислить в бюджетную систему Российской Федерации.
Если при вынесении решения суд не производит разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с физического лица, организация – налоговый агент при выплате физическому лицу по решению суда дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц с указанного дохода. При этом налоговый агент обязан в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
В соответствии со ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно п.1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.225 кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст.226 НК РФ.
Так как суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы, то сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога. Удержание подоходного налога в соответствии с действующим законодательством должно производиться при исполнении решения суда.
Таким образом, требования Кондратьевой Н.В. возложении обязанности на межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №8 по Красноярскому краю произвести удержание налога на доходы физических лиц с облагаемых данным налогом сумм в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и перечислить его в соответствующий бюджет РФ удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кондратьевой Надежды Васильевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Красноярскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Красноярскому краю <данные изъяты> в пользу Кондратьевой Надежды Васильевны, <данные изъяты> компенсацию при увольнении в размере 139 882,68 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 19 991,74 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, а всего 162 874,42 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Кондратьевой Надежды Васильевны, <данные изъяты> к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Красноярскому краю - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий Л.Ф. Гаджиева
<данные изъяты>