№ 5-469/2023
УИД 10RS0011-01-2023-007578-21
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
01.07.2023 г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Е.В. Лазарева, изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении
Ермакова Д.В., <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
01.07.2023 в Петрозаводский городской суд поступил протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный инспектором ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску С.И. Е., с приложенными материалами в отношении Ермакова Д.В. об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Изучив представленные документы, прихожу к следующим выводам.
Назначение полиции определено законодателем как защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности (ч.1 ст. 1 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» - далее – Закон «О полиции»).
Одним из принципов деятельности полиции является законность, в соответствие с которым, сотрудники обязаны осуществлять свою деятельность в точном соответствие с законом; не допускать ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц, а также применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законом (части 1,2,5 ст. 6 Закона «О полиции»).
В целях исполнения предусмотренных законом функций сотрудники полиции, в частности, обязаны:
пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения (п.2 ч.1 ст. 12 Закона «О полиции»);
обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах (п.5 ч.1 ст. 12 Закона «О полиции»);
выявлять и пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (п.11 ч.1 ст. 12 Закона «О полиции»);
осуществлять надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (п.19.1 ч.1 ст. 12 Закона «О полиции»);
Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются, помимо прочего, следующие права:
требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий (п.1 ч.1 ст. 13 Закона «О полиции»);
проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания полагать, что имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом, принимать меры по идентификации указанных лиц (п. 2 ч.1 ст. 13 Закона «О полиции»);
патрулировать населенные пункты и общественные места (п.6 ч.1 ст. 13 Закона «О полиции»);
составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (п.8 ч.1 ст. 13 Закона «О полиции»);
объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации (п.10 ч.1 ст. 13 Закона «О полиции»);
доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте) (п. 13 ч.1 ст. 13 Закона «О полиции»);
останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске (п.20 ч.1 ст. 13 Закона «О полиции»);
задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; (п. 21 ч.1 ст. 13 Закона «О полиции»);
Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ч.ч.3,4 ст. 13 Закона «О полиции»).
Полиция имеет право задерживать лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (п.5 ч.2 ст. 14 Закона « О полиции»).
Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.4 ст. 14 Закона «О полиции»).
Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела (п.3 ст.29.1 КоАП РФ).
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о вынесении определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела (п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ).
Обеспечение законности при привлечении лица к административной ответственности, применение мер административного принуждения означает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности (ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ).
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К числу доказательств по делу по административном правонарушении относятся протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства ( ч.ч. 1,2 ст.26.2 КоАП РФ).
В протоколе об административном правонарушении указываются, помимо прочего, место, время совершения и событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч.2 ст.28.2 КоАП РФ).
Под событием правонарушения понимается факт нарушения норм закона, за которые предусмотрена административная ответственность.
Существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции … в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
При оценке действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на предмет наличия в его действиях состава указанного административного правонарушения, требуется установить законность требования или распоряжения, исходящего от сотрудника, в частности, полиции.
Законными являются требования и распоряжения, предусмотренные существующими законодательными актами, и обусловленные необходимостью достижения цели их предъявления (охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности).
Неповиновение выражается в отказе исполнить законное распоряжение или требование, а воспрепятствование состоит в создании препятствий для исполнения служебных обязанностей соответствующих должностных лиц. Указанные действия могут выражаться как в форме действия, так и бездействия.
Согласно представленному протоколу об административном правонарушении событие административного правонарушения изложено следующим образом (содержание текста, заключенного в кавычки, приводится дословно):
Ермаков Д.В., управляя транспортным средством <данные изъяты> г.н. №, принадлежащем М. В.С., 29.06.2023 в 22 часа 55 минут, находясь по адресу Республика Карелия, г. Петрозаводск, Соломенское шоссе, д.18, «оказал неповиновение законным требованиям сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности, а именно: при управлении ТС <данные изъяты> № и наличии объективных признаков угона транспортного средства и административного правонарушения ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ не был сопровожден в патрульный автомобиль, размахивал руками, отталкивал сотрудников полиции, хватался за форменное обмундирование на неоднократные законные требования сотрудника полиции прекратить противоправные действия не реагировал».
Между тем, при изложении события административного правонарушения протокол не содержит указание:
о содержании предъявленных требований, их соответствие нормативно-правовым актам, подлежащим применению в конкретном случае,
не конкретизировано, какие именно действия (бездействия) Ермакова Д.В. расценены как неповиновение и (или) как воспрепятствование для исполнения служебных обязанностей,
Описание события административного правонарушения в представленном суду протоколе об административном правонарушении при отсутствии вышеуказанных обстоятельств не позволяет определить наличие (отсутствие) в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, а поэтому не соответствует принципам и задачам законодательства об административном правонарушении (в частности: ст. 1.5 КоАП РФ - принцип презумпции невиновности, ст. 1.6 КоАП РФ - принцип законности, ст. 1.2, ст. 24.1 КоАП РФ - защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана общественного порядка и общественной безопасности, защита общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления).
Из сформулированного должностным лицом описания события административного правонарушения бесспорно не следует, что «размахивание руками, отталкивание сотрудников полиции, хватание за форменное обмундирование» обуславливалось предъявлением законных требований.
Смысл содержания формулировки «не был сопровожден в патрульный автомобиль» может трактоваться, как нецелесообразность предъявления требований сотрудником полиции занять место в патрульном автомобиле, учитывая поведение Ермакова Д.В., выражающееся в «размахивании руками, отталкивании сотрудников полиции, хватание за форменное обмундирование».
Не полное описание события административного правонарушения свидетельствует о существенных недостатках протокола об административном правонарушении и иных материалов, которые не могут быть восполнены в ходе рассмотрения дела судом.
Кроме того, из протокола об административном правонарушении следует, что сотрудники полиции, руководствовались «наличием объективных признаков угона и административного правонарушения ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ».
Из рапорта Е. С.И. (дата составления не указана) - должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - следует, что основанием для остановки транспортного средства явилась ориентировка об угоне, при общении с Ермаковым Д.В. последнему было предложено следовать в патрульное транспортное средство.
Указанный рапорт не содержит сведений об основаниях и цели предъявленного требования, предусмотренных действующим законодательством, а также о наличии иных объективных фактических обстоятельствах, свидетельствующих о причинах остановки транспортного средства (например, наличие повода к установлению обстоятельств иного правонарушения), что противоречит изложенным им же обстоятельствам события правонарушения в протоколе об административном правонарушении. Объективных доказательств, подтверждающих факт нахождения транспортного средства в розыске (заявление потерпевшего, выписка из КУСПа о регистрации устного или письменного сообщения по указанному факту, ориентировки и т.д.), в материалах не имеется.
Из копии объяснений З. К.В. (текст представлен частично – не усматривается дата их отобрания, а также должностное лицо, взявшее объяснение) следует, что Ермаков Д. после остановки машины, побежал и был задержан сотрудниками полиции.
Указанные объяснения не содержат какой-либо иной информации об обстоятельствах вменяемого Ермакову Д.В. правонарушения (о предъявленных сотрудниками полиции требованиях, причины их предъявления, поведении Ермакова Д.В. после предъявленных требований), исходя из описания события, отраженного в протоколе об административном правонарушении.
Из протокола о доставлении от 30.06.2023 следует, что целью доставления является необходимость составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ. по факту оказания неповиновения законным требованиям сотрудника полиции, а именно воспрепятствование задержанию, размахивание руками, отталкивание сотрудников полиции.
Однако из данного протокола также не следует, предъявлялись ли Ермакову Д.В. какие-либо требования сотрудниками полиции.
Цель административного задержания в протоколе об административном задержании от 30.06.2023 указана как необходимость составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, а мотив – неповиновение законному требованию сотрудника полиции.
Иной информации, относительно фактических обстоятельств, в протоколе не имеется.
Кроме того, представленные материалы, а также протокол об административном правонарушении, не содержан объяснения самого Ермакова Д.В. по факту правонарушения.
При этом подпись Ермакова Д.В. в протоколе об административном правонарушении в графе «объяснения привлекаемого лица» без содержания иной информации (объяснений, фиксации факта отказа от объяснений, указание приобщение к материалам иного документа, содержащего объяснения привлекаемого лица) не свидетельствует о реализации сотрудниками полиции требований, предусмотренных ч.2 ст. 26.3, ч.1 ст. 25.1, ч.ч. 1,4 ст. 28.2 КоАП РФ.
Названные документы, а также иные письменных документы, не позволяют в настоящее время достоверно и бесспорно определить юридически значимые обстоятельства, связанные с вменяемым Ермакову Д.В. правонарушением, предусмотренным ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, что свидетельствует о неполноте представленных материалов.
Принимая во внимание изложенное, протокол об административном правонарушении № от 30.06.2023, составленный инспектором ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску С.И. Е., с приложенными материалами в отношении Ермакова Д.В. об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, подлежит возвращению в УМВД России по г.Петрозаводску для устранения недостатков.
При этом учитываю, что возвращение протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела по существу, что закреплено в п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015. Аналогичная правовая позиция содержится в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Одновременно разъясняю, что по смыслу действующего законодательства недостатки протокола об административном правонарушении подлежат устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений либо путем составления нового протокола об административном правонарушении, в том числе с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ (в частности, об извещении привлекаемого лица о времени, дате и месте внесения таких изменений).
Руководствуясь ст.ст.29.4, 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
Возвратить протокол об административном правонарушении № от 30.06.2023, составленный инспектором ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску С.И. Е., с приложенными материалами в отношении Ермакова Д.В. об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ в УМВД России по г.Петрозаводску для устранения недостатков.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии определения.
Вступившее в законную силу определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д. 26).
Судья Е.В. Лазарева