Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
20 сентября 2022 года <адрес>
Домодедовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Никитиной А.Ю.
при помощнике судьи ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО3 к Администрации городского округа <адрес>, ФИО4 о признании права собственности на долю жилого дома и земельного участка в порядке наследования по закону,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО3 обратился в суд с иском к Администрации городского округа <адрес> о признании права собственности на ? долю жилого дома с кадастровым номером № и земельный участок общей площадью 300 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, д. Курганье, <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования истец мотивировал тем, что его мать ФИО2 при жизни владела и пользовалась вышеуказанными ? долей жилого дома и земельным участком. Однако, в установленном законом порядке ФИО2 при жизни не зарегистрировала свои права на спорные долю жилого дома и земельный участок, продолжала ими пользоваться. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла. После ее смерти истец и его родной брат, впоследствии отказавшийся от наследства в пользу истца, обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Истец получил свидетельства о праве на часть наследственного имущества. В выдаче свидетельств о праве на наследство на 1/4 долю жилого дома и земельный участок ему было отказано, так как право собственности на спорное имущество ФИО2 оформлено при жизни не было. Фактически истец принял наследственное имущество в виде спорных ? доли жилого дома и земельного участка, открывшееся после смерти ФИО2, в связи с чем приобрел право на них в порядке наследования по закону. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО4
В судебном заседании представитель истца ФИО6, действующий по доверенности, исковые требования подержал по обстоятельствам и доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель Администрации городского округа <адрес> по доверенности ФИО7 в судебном заседании возражал в удовлетворении требований, полагая, что земельный участок как объект права не сформирован.
Ответчик ФИО4, третьи лица – ФИО10, нотариус <адрес> ФИО8, представитель Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явились, судом извещались надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при установленной явке.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и исходит из следующего.
Часть 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что после смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Пункт 1 ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО2, что подтверждается свидетельством о смерти.
Единственным наследником по закону к её имуществу, принявшим наследство, является ее сын – ФИО3, который в установленный законом срок обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, получил свидетельства о праве на часть наследства. В выдаче свидетельства о праве на наследство на ? долю жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> и земельный участок общей площадью 300 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, д. Курганье, <адрес>, истцу отказано ввиду отсутствия сведений о регистрации права собственности наследодателя на указанные имущественные объекты.
Из материалов дела следует, что ? доля жилого дома принадлежала умершей ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданному ДД.ММ.ГГГГ Домодедовской государственной нотариальной конторой по реестру за №, а земельный участок – на основании Постановления главы администрации Растуновского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельством о праве на наследство по завещанию и архивной выпиской из указанного распоряжения соответственно.
Согласно данным из ЕГРН, сведения о зарегистрированных правах на ? долю жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> и земельный участок общей площадью 300 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, д. Курганье, <адрес>, отсутствуют.
В соответствии с ч. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования. Если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику (принявшему наследство) со дня открытия наследства независимо от момента государственной регистрации права наследника на это имущество (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество. Данная позиция отражена в пункте 11 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
При принятии решения, суд руководствуется п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", согласно которому при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Таким образом, исходя из смысла указанных норм и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что в случае, если у заявителя имелись необходимые документы о владении и пользовании недвижимым имуществом, но были утрачены и их восстановление невозможно, спор о признании права собственности в порядке наследования на указанное имущество может быть разрешен судом на основании иных доказательств, свидетельствующих о факте владения и пользования наследодателя недвижимым имуществом на праве собственности.
В материалах дела имеется совокупность доказательств, позволяющих прийти к выводу о том, что наследственное имущество в виде ? доли жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> и земельный участок, общей площадью 300 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, д. Курганье, <адрес>, принадлежали наследодателю ФИО2, она владела и пользовалась ими на законных основаниях.
Учитывая, вышеизложенное и установленное, у суда имеются основания для удовлетворения требований истца о признании за ним права собственности на вышеуказанное имущество.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Признать за ФИО3 право собственности на ? долю жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> и земельный участок площадью 300 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, д. Курганье, <адрес>, в порядке наследования по закону к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО2.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Домодедовский городской суд.
Председательствующий А.Ю. Никитина