Дело № 12-1/2024
УИД: 59RS0005-01-2023-005384-70
Р Е Ш Е Н И Е
11 января 2024 года город Пермь
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Долгих Ю.А., рассмотрев жалобу представителя Федерального казенного учреждения «Управление автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» на постановление врио заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ФИО2 Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должника и их имущества Главного управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (далее, - МОСП по ИПРД ГУФССП России по Пермскому краю) от 13.10.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее, - КоАП РФ), в отношении Федерального казенного учреждения «Управление автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства»,
установил:
В соответствии с постановлением врио заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ФИО2 МОСП по ИПРД ГУФССП России по Пермскому краю от 13.10.2023 в отношении Федерального казенного учреждения «Управление автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» рассматривался вопрос о привлечении юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, представитель Федерального казенного учреждения «Управление автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» обратился в Мотовилихинский районный суд г. Перми с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях учреждения по мотивам, приведенным в жалобе и дополнении к ней.
Представитель Федерального казенного учреждения «Управление автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства», должностное лицо МОСП по ИПРД ГУФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, представленные документы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица, привлекаемого к ответственности, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства. Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007) установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.11 ст.30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения.
Статьей 113 Федерального закона № 229-ФЗ от 01.10.2007 предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, которая влечет административный штраф на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
При рассмотрении дела установлено, что Ленинским районным судом г.Перми на основании решения от 26.08.2020, вступившего в законную силу 23.11.2020, выпущен исполнительный лист по делу № 2-4247/2020, согласно которого на Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» возложена обязанность в срок до 31.12.2021 устранить выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги «Вятка» Р-176 с 539 км+205м по 539 км+ 705м проходящем в границах Прилузского района Республики Коми, путем устройства стационарного электрического освещения проезжей части на подходах к железнодорожному переезду в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст.
На основании указанного исполнительного листа, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми ГУФССП России по Пермскому краю от 25.02.2022 возбуждено исполнительное производство №-ИП, которым должнику – Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети передвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч.2.1 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ « Об исполнительном производстве».
На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми ГУФССП России по Пермскому краю от 15.07.2022 указанное исполнительное производство передано для исполнения в МОСП по ИПРД ГУФССП России по Пермскому краю.
В связи с неисполнением учреждением в добровольном порядке требований исполнительного документа в срок, установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, 15.06.2023 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИПРД ГУФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с Федерального казенного учреждения «Управление автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которым также установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до 21.07.2023.
Между тем, в указанный срок и до настоящего времени решение Ленинского районного суда г. Перми от 26.08.2020 не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 08.08.2023 г. должностным лицом судебным приставом исполнителем МОСП по ИПРД ГУФССП России по Пермскому краю в отношении Федерального казенного учреждения «Управление автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и вынесения оспариваемого постановления.
Из указанного постановления следует, что заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава ФИО2 МОСП по ИПРД ГУФССП России по Пермскому краю в установочной части постановления сделано суждение о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ.
Вместе с тем с законностью вышеуказанного постановления согласиться нельзя в силу следующего.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено, в том числе, постановление о назначении административного наказания.
При этом, в силу закона, наказание назначается лицу, признанному виновным в совершении того либо иного правонарушения.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как следует из обжалуемого постановления, оно содержит в себе вводную и установочную часть, резолютивная часть указанного постановления отсутствует.
Таким образом, суждение о виновности/невиновности Федерального казенного учреждения «Управление автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» в совершении вмененного ему в вину правонарушения в обжалуемом постановлении отсутствует, оспариваемое постановление не является полным и мотивированным как того требуют положения закона, что является существенным процессуальным нарушением и являются основанием к отмене постановления должностного лица.
Иные доводы жалобы, ввиду наличия процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, анализу не подлежат.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ФИО2 Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должника и их имущества Главного управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 13.10.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении Федерального казенного учреждения «Управление автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства», подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ФИО2 Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должника и их имущества Главного управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 13.10.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения «Управление автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства», - отменить.
Материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения «Управление автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства», возвратить должностному лицу Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должника и их имущества Главного управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья: подпись. Долгих Ю.А.
Копия верна. Судья: