судья Хорошева Н.Н.
дело № 7-247/2020 / 12-71/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 11 февраля 2020 года
Судья Пермского краевого суда Е.И.Тотьмянина, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – главы муниципального района – главы администрации Чердынского муниципального района Ламанова Андрея Александровича на постановление судьи Чердынского районного суда Пермского края от 30 декабря 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы муниципального района – главы администрации Чердынского муниципального района Ламанова Андрея Александровича,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Чердынского районного суда Пермского края от 30 декабря 2019 г. глава муниципального района – глава администрации Чердынского муниципального района Ламанов А.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 100 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, глава муниципального района – глава администрации Чердынского муниципального района Ламанов А.А., просит об отмене судебного постановления и прекращении производства по делу, указывая на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения. Указывает, что умысла на совершение противоправных действий не имел. Считает, что представление прокурора было своевременно рассмотрено, соответствующие меры приняты. Полагает также, что указание в представлении на рассмотрение вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности является незаконным.
При рассмотрении жалобы в краевом суде Ламанов А.А., защитник Остапчук С.М., будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, заслушав прокурора Поносова А.В., полагавшего жалобу, не подлежащей удовлетворению, исследовав материалы дела, судья краевого суда приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В п.3 ст.22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст.21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно п.1 ст.24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность (п.3 ст.6 Закона о прокуратуре).
Привлекая главу муниципального района – главу администрации Чердынского муниципального района Ламанова А.А. к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ, судья районного суда обоснованно исходил из наличия в действиях должностного лица состава вменяемого административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, согласно информации, предоставленной отделом МВД России по Чердынскому району, имеется нуждаемость в помещениях для работы участковых уполномоченных полиции в п. Рябинино, с. Покча, с. Вильгорт, с. Бондюг, п. Курган. Начальником отдела МВД России по Чердынскому району неоднократно направлялись письма главе администрации Чердынского муниципального района об оказании содействия в выделении помещений для работы участковых уполномоченных полиции. Ответов на письма начальника полиции от главы администрации не поступало.
Из ответов администрации Чердынского муниципального района от 16 сентября 2019 г. № 240-02-19-исх-568, от 23 сентября 2019 г. № 240-02-19-исх-588 следует, что в указанных населенных пунктах соответствующие предъявляемым требованиям закона помещения для работы участковых уполномоченных полиции администрациями соответствующих сельских поселений, а также администрацией Чердынского муниципального района не предоставлялись.
Прокуратурой Чердынского района проведена проверка по обращению начальника отдела МВД России по Чердынскому району № 431 ж-19 о ненадлежащем выполнении администрацией Чердынского муниципального района обязанности по предоставлению помещений для работы на обслуживаемых административных участках участковым уполномоченным полиции, в ходе которой прокурором района внесено представление от 3 октября 2019 г.№ 2-21-19-139 на имя главы муниципального района - главы администрации Чердынского муниципального района Ламанова А.А. об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении, в котором прокурор требовал принять меры к устранению нарушений, решить вопрос о предоставлении помещений участковым уполномоченным полиции отдела МВД России по Чердынскому району для работы на обслуживаемых административных участках, принять меры к недопущению аналогичных нарушений в дальнейшем, а также устранению причин и условий их совершения, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения. Срок для устранения нарушений и направления ответа на представление установлен не позднее месяца.
Представление в администрацию Чердынского муниципального района поступило 4 октября 2019 г.
Требования, содержащиеся в представлении прокурора, на 5 ноября 2019 г. администрацией Чердынского муниципального района не выполнены.
По результатам рассмотрения представления 01.11.2019 в прокуратуру Чердынского района поступил ответ исполняющего обязанности главы муниципального района - главы администрации Чердынского муниципального района К., в котором ссылается на необоснованность вынесенного представления.
При указанных обстоятельствах требования прокурора Чердынского района, которые основаны на законе, подлежали исполнению должностным лицом в срок до 05.11.2019.
В нарушение положений Закона о прокуратуре в срок до 05.11.2019 главой муниципального района - главой администрации Чердынского муниципального района Ламановым А.А. умышленно не исполнены требования прокурора о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений, указанных в представлении от 03.10.2019.
Факт совершения Ламановым А.А. правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.12.2019; обращением начальника отдела МВД России по Чердынскому району от 5 сентября 2019 г. к прокурору Чердынского района; письмами начальника отдела МВД России по Чердынскому району на имя главы администрации Чердынского муниципального района от 20 февраля 2019 г., от 26 августа 2019 г. и 28 августа 2019 г.; требованиями прокурора на имя главы муниципального района - главы администрации Чердынского муниципального района от 10 сентября 2019 г., 18 сентября 2019 г.; ответами исполняющего обязанности главы муниципального района - главы администрации Чердынского муниципального района от 16 сентября 2019 г. № 240-02- 19-исх-568, главы муниципального района – главы администрации Чердынского муниципального района от 23 сентября 2019 г. № 240-02-19-исх-588; представлением исполняющего обязанности прокурора Чердынского района от 3 октября 2019 г.№ 2-21-19-139 на имя главы муниципального района - главы администрации Чердынского муниципального района Ламанова А.А. об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении; требованием прокурора на имя главы муниципального района - главы администрации Чердынского муниципального района от 4 декабря 2019 г.; ответом исполняющего обязанности главы муниципального района - главы администрации Чердынского муниципального района от 6 декабря 2019 г. № 240-02- 19-исх-769; копией листа регистрации входящей корреспонденции от 29 августа 2019 г., иными собранными по делу доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в совокупности на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к данной статье под должностным лицом в указанном Кодексе, в частности следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.
Установив факт неисполнения главой муниципального района - главой администрации Чердынского муниципального района Ламановым А.А. представления прокурора, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ. Выводы, изложенные в постановлении, должным образом мотивированы, сделаны с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы отмену постановления судьи районного суда не влекут, поскольку не влияют на правильность выводов судьи о наличии в действиях Ламанова А.А. состава вменяемого административного правонарушения и не свидетельствуют о наличии существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.
В нарушение положений Федеральных законов «О полиции» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» помещения для работы участковых на административных участках на территории Чердынского района не предоставлены, конкретные меры свидетельствующие об исполнении представления прокурора не приняты. Неисполнение указанной обязанности органами местного самоуправления препятствует работе участковых уполномоченных по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленном за ними административном участке, чем нарушает права граждан на защиту жизни, здоровья, собственности и прочее.
При этом следует отметить, что направление администрацией района в адрес Отдела МВД вариантов помещений, которые заведомо не соответствуют требованиям, предъявляемым к указанным помещениям, не может свидетельствовать о принятии достаточных и исчерпывающих мер по исполнению предписания прокурора.
Правомерность привлечения главы муниципального района - главы администрации Чердынского муниципального района Ламанова А.А. к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ за невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, сомнений не вызывает.
Доводы заявителя жалобы о том, что глава муниципального района - глава администрации Чердынского муниципального района Ламанов А.А. является ненадлежащим субъектом административного правонарушения, ввиду того, что в день поступления представления прокурора Ламанов А.А. находился в командировке, в день направления ответа на представление прокурора он находился в отпуске, в связи с чем, исполнение обязанности должностного лица было возложено на его заместителей, не свидетельствуют об отсутствии в действиях Ламанова А.А. вины и состава вменяемого правонарушения, с учетом того, что Ламанов А.А. как высшее должностное лицо администрации Чердынского муниципального района обязан был осуществлять контроль его исполнения сотрудниками находящихся в его подчинении, а усмотрение должностных лиц, находящихся в его подчинении о способах исполнения представления прокурора и перепоручение его исполнения другим лицам не освобождает его от соответствующего контроля за исполнением представления принесенного в его адрес.
Утверждения о том, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, послужило несогласие прокурора с содержанием ответа на внесенное представление, являются необоснованными, поскольку данный администрацией Чердынского муниципального района ответ по исполнению внесенного представления не содержит сведений о результатах принятых конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона изложенных в представлении. Указание на устранение нарушений в будущем после истечения месяца со дня внесения представления, не свидетельствует о принятии тех конкретных мер по устранению нарушений закона в том смысле, в котором предполагает часть 1 статьи 24 Закона о прокуратуре.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судьи районного суда, они не опровергают наличие в действиях Ламанов А.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17.7 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления судьи.
Утверждения о нарушении правил подведомственности рассмотрения дела об административном правонарушении несостоятельно, поскольку в рассматриваемом деле предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о местном самоуправлении, за невыполнение которого постановлением судьи районного суда виновным признан глава администрации Чердынского муниципального района Ламанов А.А., осуществляющий руководство деятельностью администрации, как лицо, замещающее должность муниципальной службы.
При назначении Ламанову А.А. административного наказания судьей районного суда требования статей 3.1, 4.1-4.3 КоАП РФ были соблюдены.
Постановление о привлечении Ламанова А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление судьи Чердынского районного суда Пермского края от 30 декабря 2019 г. оставить без изменения, жалобу Ламанова А.А.– без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись