именем Российской Федерации
Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Власовой Н.Н.,
при секретаре Ивановой А.В.,
с участием: ст.помощника прокурора Тюльганского района Кузьмина М.С.,
представителя ответчика, администрации МО Тюльганский район Гончарова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Чапаевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Тюльганский район Оренбургской области об обязании выполнить определенные действия,
установил:
прокурор Тюльганского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным заявлением указав, что прокуратурой Тюльганского района по коллективному обращению жителей ст. Тюльган, с. Владимировка и с. Давлеткулово от 16.09.2022 года проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Чапаевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области требований законодательства о муниципальной собственности и о безопасности дорожного движения.
В ходе проверки установлено, что автомобильная дорога от перекрестка с. Владимировка и ст. Тюльган до автотрассы, протяженностью менее 1 км, является дорогой общего пользования, вместе с тем собственника не имеет. В нарушение требований закона указанная автомобильная дорога на кадастровый учет не поставлена, право муниципальной собственности на нее не оформлено. В связи с чем 14.10.2022 года прокуратурой района главе администрации МО Чапаевский сельсовет Тюльганского района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое 10.11.2022 года рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения не устранены. Повторной проверкой, проведенной по коллективному обращению жителей ст. Тюльган, с. Владимировка и с. Давлеткулово от 11.04.2023 года установлено, что меры к устранению выявленных прокуратурой района 14.10.2022 года нарушений не приняты и не устранены.
Просит суд обязать администрацию муниципального образования Чапаевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку на кадастровый учет объекта недвижимости – участка улично-дорожной сети, протяженностью менее 1 км, расположенного от перекрестка с. Владимировка и ст. Тюльган (долгота – 52.352453, широта – 56.029134) до автотрассы Тюльган – с. Новомурапталово (долгота – 52.348220, широта – 56.030246).
В судебном заседании ст.помощник прокурора Кузьмин М.С. исковые требования уточнил, в части сроков исполнения решения суда, просил суд указать 18 месяцев, и исключить из оформления железнодорожное полотно, проходящее по спорному участку. Просил иск удовлетворить.
Администрация МО Чапаевский сельсовет представителя для участия в суде не направила, возражений по иску не представила.
Определением суда от 29.05.2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО Тюльганский район Оренбургской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - ОАО «Российские железные дороги».
Представитель администрации МО Тюльганский район Гончаров С.В., действующий на основании доверенности от 10.01.2023 года, показал, что срок 12 месяцев для исполнения решения суда является недостаточным, поскольку год недвижимое имущество будет стоять на учете, после чего, его можно будет оформлять. Требования подлежат исполнению администрацией Чапаевского сельского совета.
Представитель третьего лица ОАО «РЖД» Антонова Л.А., действующая в силу доверенности от 10.12.2020 года, в отзыве на исковое заявление просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, указала, что заявленный иск не затрагивает интересы ОАО «РЖД».
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело без участия представителей ответчика администрации МО Чапаевский сельсовет и третьего лица ОАО «РЖД».
Выслушав участников процесса, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст. 1,4,5 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения – это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органом местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского поселения.
Из положений части 3 статьи 14 вышеназванного закона следует, что предусмотренный п. 5 ч. 1 ст. 14 вопрос может закрепляться за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться, в том числе в муниципальной собственности. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 вышеназванного закона полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В силу ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996г. «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» за сельскими поселениями закрепляется в том числе вопрос, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст. 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки прокуратурой Тюльганского района Оренбургской области исполнения требований законодательства о муниципальной собственности и о безопасности дорожного движения, было установлено, что автомобильная дорога от перекрестка с. Владимировка и ст. Тюльган до автотрассы, протяженностью менее 1 км, является дорогой общего пользования, и в нарушение требований закона на кадастровый учет не поставлена, право муниципальной собственности на нее не оформлено.
14.10.2022 года прокуратурой Тюльганского района Оренбургской области в адрес и.о. главы администрации МО Чапаевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области Пунга А.Р. было направлено представление № 07-02-22 об устранении нарушений федерального законодательства о постановке на учет бесхозяйного имущества.
Названное представление содержало требование о его рассмотрении, устранении указанных нарушений и рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц с приложением документов, подтверждающих устранение нарушений. Указано на то, что представление об устранении нарушений закона подлежат безотлагательному рассмотрению совместно с представителем прокуратуры. В месячный срок со дня внесения представления о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец ссылался на то, что до настоящего времени выявленные нарушения законодательства со стороны ответчика не устранены.
Согласно ответу врио главы МО Чапаевский сельсовет Пунга А.Р. от 25.10.2022 года на представление прокурора Тюльганского района «Об устранении нарушений законодательства о постановке на учет бесхозяйного имущества», совместно с администрацией МО Тюльганский район было принято решение о том, что администрация МО Чапаевский сельсовет Тюльганского района возьмет на себя обязательство о постановке на учет участка автомобильной дороги от перекрестка с. Владимировка и ст. Тюльган до железнодорожного переезда, администрация МО Тюльганский район Оренбургской области поставит на кадастровый учет автомобильный участок дороги от железнодорожного переезда до автотрассы.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Судом установлено, что дорога от перекрестка с. Владимировка и ст. Тюльган до автотрассы, протяженностью менее 1 км, является дорогой общего пользования, право собственности на дорогу надлежащим образом не оформлено, в связи с чем, не осуществляется деятельность по ее содержанию и ремонту.
На основании изложенного суд считает исковые требования прокурора Тюльганского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░. ░░░░░░░ (░░░░░░░ – 52.352453, ░░░░░░ – 56.029134) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ – 52.348220, ░░░░░░ – 56.030246),░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 15.06.2023 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░