УИД: 66RS0049-01-2023-000902-48
Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2023 года
Дело № 2-715/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Реж 12 октября 2023 года
Режевской городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего Лихачевой А.С.,
при секретаре Сычёвой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-715/2023 по исковому заявлению Режевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к государственному бюджетному учреждению дополнительного образования Свердловской области «Режевская детская школа искусств» (далее - ГБУДО СО «Режевская детская школа искусств») о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Режевской городской прокурор обратился в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд с исковым заявлением к ГБУДО СО «Режевская детская школа искусств» о возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения проверки по соблюдению законодательства о социальной защите и инвалидов, а также в области антитеррористической защищенности в ГБУДО СО «Режевская детская школа искусств» по адресам: г. Реж, ул. Калинина, д. 19а, г. Реж, ул. Космонавтов, 1, г. Реж, ул. Красноармейская, д. 7а, были выявлены ряд нарушений. В связи с чем в адрес ГБУДО СО «Режевская детская школа искусств» 07 июля 2023 года направлено представление, требования которого до настоящего времени не исполнены, что нарушает права и свободы отдельных категорий граждан.
Истец просит возложить на ответчика обязанность устранить выявленные нарушения законодательства в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в трех зданиях по адресам: г. Реж, ул. Калинина, д. 19а, г. Реж, ул. Космонавтов, 1, г. Реж, ул. Красноармейская, д. 7а, а именно: установить комплексную систему средств информационной поддержки и навигации, символы доступности и визуальная информация, также информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в нарушение п. 5.1.3, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13330.2020; оборудовать санитарно-бытовое помещение (туалет) для инвалидов и других маломобильных групп населения в здании спортивной школы в нарушение п. 6.3.1-6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020; привести в соответствии с требованиями п. 5.1.14-5.1.16 СП 59.13330.2020; выполнить работы по установке системы контроля и управления доступом; установить огражденные территории; усилить оконные и дверные конструкции от взлома и проникновения; обеспечить охрану объектов сотрудниками частных охранных организаций; выполнить мероприятия по оснащению системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Определением судьи Режевского городского суда Свердловской области от 31 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования Администрации Режевского городского округа.
Определением Режевского городского суда Свердловской области от 26 сентября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство культуры Свердловской области.
Определением Режевского городского суда Свердловской области от 12 октября 2023 года производство по делу в части исковых требований Режевского городского прокурора к ГБУДО СО «Режевская детская школа искусств» о возложении обязанности обустроить санитарно-бытовое помещение для инвалидов и других маломобильных групп населения прекращено, в связи с отказом истца от иска.
Представитель истца помощник Режевского городского прокурора Георгиев В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Тарабаев С.П., действующий на основании устава, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в части установления ограждения здания по ул. Космонавтов д.1, так как школа искусств расположена в многоквартирном доме, в связи с чем земельный участок является собственностью МКД.
Представители третьих лиц Управления образования Администрации Режевского городского округа, Министерство культуры Свердловской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого - либо из лиц участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копии решения суда.
С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ГБУДО СО «Режевская детская школа искусств» располагается по адресам: Свердловская область, г. Реж, ул. Калинина д.19а, ул.Космонавтов д.1, ул. Красноармейская д.7А, является образовательной организацией дополнительного образования (л.д. 33-47).
В соответствии со сведениями из ОВО по Режевскому району - филиал ФГКУ "УВО ВНГ России по Свердловской области" от 06 июля 2023 года, в ходе проведения проверки соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся в образовательных организациях, осуществлен выезд на 3 объекта ГБУДО СО «Режевская детская школа искусств» по адресам: Свердловская область, г. Реж, ул. Калинина д.19а, ул.Космонавтов д.1, ул. Красноармейская д.7А. По результатам проверки выявлены нарушения:
- объекты не оснащены системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- охрана объектов не обеспечивается сотрудниками частных охранных предприятий (подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти);
- оконные и дверные конструкции не усилены от взлома и проникновения;
- отсутствует ограждение территории;
- отсутствует система контроля и управления доступом (л.д. №
Согласно акту проверки соблюдения федерального законодательства о доступной среде для лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГБУДО СО «Режевская детская школа искусств» выявлены нарушения на всех объектах, а именно:
- отсутствует комплексная система средств информационной поддержки и навигации, символы доступности и визуальной информации, также информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля;
- отсутствует санитарно-бытовое помещение (туалет) для инвалидов и других маломобильных групп населения;
- дверные проемы имеют пороги и перепады высоты пола;
пандусы и открытые лестницы не оборудованы ограждениями с поручнями.
Данные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика.
07 июля 2023 года Режевской городской прокуратурой в адрес директора ГБУДО СО «Режевская детская школа искусств» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. №
В соответствии с протоколом №1 совещания при директоре ГБУДО СО «Режевская детская школа искусств» от 04 августа 2023 года, отчетом об устранении нарушений частично выявленные нарушения устранены (л.д. №
Вместе с тем, указанные в исковом заявлении нарушения федерального законодательства на момент судебного разбирательства не устранены, что стороной ответчика не оспаривалось.
Согласно положениям ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, а также создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В соответствии с п.п. 1, 3, 7 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечении и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно пп. "а, "в" п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности применяется п. 24 Требований к защищенности объектов, то есть, в том числе осуществляются мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 Требований, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
Пунктом 31 названных Требований установлено, что система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращения паники.
Несоблюдение требований действующего законодательства по выполнению обязательных мероприятий, направленных на повышение антитеррористической защищенности и обеспечению безопасного функционирования здания детского образовательного учреждения, создает угрозу жизни и здоровью, как несовершеннолетних воспитанников, так и работников учреждения.
Таким образом, судом установлено, что при осуществлении дополнительной образовательной деятельности ГБУДО СО «Режевская детская школа искусств» нарушило Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006.
Поскольку несоблюдение требований антитеррористической защищенности нарушает права воспитанников, персонала дополнительного образовательного учреждения, находящихся в ГБУДО СО «Режевская детская школа искусств», влияет на безопасность и может привести к гибели людей, то промедление в принятии эффективных и оперативных мер, направленных на устранение нарушений, допустимым признано быть не может, избранный способ защиты права является надлежащим. Выполнение заявленных прокурором в рамках настоящего спора требований, является необходимой мерой, направленной на антитеррористическую защищенность данного объекта образования.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора по установлению ограждения территории в здании по адресу: г. Реж, ул. Космонавтов, д.1, так как помещения ГБУДО СО «Режевская детская школа искусств» расположены в многоквартирном доме. Поскольку земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, то распоряжение указанным земельным участком (установление каких-либо ограничений в отношении земельного участка) в силу действующего жилищного законодательства, не входит в полномочия только ответчика, а подлежит рассмотрению на общем собрании собственников помещений.
В силу положений ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
Как следует из СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 904/пр) помещения зданий социальной инфраструктуры должны быть доступными для маломобильных групп населения.
Принимая во внимание изложенное, ответчик владеющий зданиями, в которых оказывается обслуживание неопределенному кругу лиц, обязан создать условия для беспрепятственого доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в указанное помещение, в соответствии с нормами действующего законодательства, определяющими государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Вместе с тем, ответчиком каких-либо доказательств устранения выявленных нарушений на момент рассмотрения дела судом, в нарушение положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Поскольку несоблюдение ответчиком вышеуказанных требований законодательства препятствует беспрепятственному доступу инвалидов и других маломобильных групп населения в здания ГБУДО СО «Режевская детская школа искусств», учитывая отсутствие в материалах дела доказательств устранения ответчиком выявленных нарушений, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Режевского городского прокурора.
Что касается срока исполнения возложенных обязанностей, то суд приходит к следующему.
Принимая во внимание объем необходимых работ для устранения выявленных нарушений, суд приходит к выводу, что срок исполнения решения суда в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу является разумным и обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Режевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к государственному бюджетному учреждению дополнительного образования Свердловской области «Режевская детская школа искусств» о возложении обязанности – удовлетворить частично.
Возложить на государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Свердловской области «Режевская детская школа искусств» (ИНН 6628008098) обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу выполнить следующие мероприятия:
- оснастить системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в зданиях по адресам: Свердловская область, г. Реж, ул. Калинина д.19а, ул.Космонавтов д.1, ул. Красноармейская д.7А;
- обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти) в зданиях по адресам: Свердловская область, г. Реж, ул. Калинина д.19а, ул.Космонавтов д.1, ул. Красноармейская д.7А;
- усилить оконные и дверные конструкции от взлома и проникновения в зданиях по адресам: Свердловская область, г. Реж, ул. Калинина д.19а, ул.Космонавтов д.1, ул. Красноармейская д.7А;
- установить ограждение территории в зданиях по адресам: Свердловская область, г. Реж, ул. Калинина д.19а, ул. Красноармейская д.7А;
- выполнить работы по установке системы контроля и управления доступом в зданиях по адресам: Свердловская область, г. Реж, ул. Калинина д.19а, ул.Космонавтов д.1, ул. Красноармейская д.7А;
- оборудовать комплексную систему средств информационной поддержки и навигации, символы доступности и визуальной информации, также информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в зданиях по адресам: Свердловская область, г. Реж, ул. Калинина д.19а, ул.Космонавтов д.1, ул. Красноармейская д.7А.
В удовлетворении остальной части исковых требований Режевского городского прокурора – отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Апелляционная жалоба не может содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанной жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Судья А.С. Лихачева