Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 марта 2016 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего-Судьи Родиной Т.А.
При секретаре Бамбуровой Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело №3а-109/2016 по административному исковому заявлению ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
с участием представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» по доверенности Искандарова Д.У.,
У с т а н о в и л :
ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: № в размере 7 409 000 руб. Также просило взыскать с Правительства Самарской области госпошлину в размере 2000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что ознакомившись с результатами судебной экспертизы, их не оспаривает и просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, установленном заключением экспертизы, требование о взыскании госпошлины в размере 2000 руб. с Правительства Самарской области поддержал.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Правительство Самарской области, Управление Росреестра Самарской области, а также привлеченная к участию в деле Администрация Волжского района не обеспечили участие в суде своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области представили отзывы на заявленные требования.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии со ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог /до введения в действие налога на недвижимость/ и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В связи с этим статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ФЗ №135 от 29.07.1998 года предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» является собственником земельного участка с кадастровым номером: № площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для АЗС, расположенного по адресу: <данные изъяты> /основание : договор купли-продажи № г./.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка была утверждена приложением №1 к Постановлению Правительства Самарской области №610 от 13.11.2013 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов» в размере 14 920 534,12 руб.
Датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является 01.01.2013 года, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» не согласилось с кадастровой стоимостью земельного участка и обратилось в ООО «<данные изъяты>» для определения его рыночной стоимости.
Отчетом об оценке №, выполненным оценщиками ФИО1., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: № определена по состоянию на 01.01.2013 года в размере 7 409 000 руб..
Положительным экспертным заключением №, выполненным Некоммерческим <данные изъяты> членами которого являются оценщики, подтверждено соответствие отчета об оценке требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, а также подтверждена стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете об оценке.
Ссылаясь на подготовленный по его заказу отчет, ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре результатов кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Решением Комиссии № заявление ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» отклонено.
Отклоняя заявление ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», Комиссия указала, что отчет об оценке не соответствует требованиям статьи 11 ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и привела замечания к отчету об оценке.
Считая свои права нарушенными, ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» обратилось в суд с заявленным требованием, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Определением суда от 01.02.2016 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «<данные изъяты>», на разрешение экспертизы был поставлен следующий вопрос:
1.Какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: № по состоянию на 01.01.2013 года?
По результатам проведенной экспертизы судом получено заключение эксперта №, в котором содержится вывод о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: № по состоянию на 01.01.2013 составляет 7 835 792 руб..
Определенная заключением эксперта величина рыночной стоимости земельного участка имеет незначительное расхождение с величиной рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке, и подтверждает завышение кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Сторонами экспертное заключение не оспорено, административный истец согласился с выводами судебной экспертизы.
Оснований сомневаться в компетентности и беспристрастности эксперта и объективности экспертного заключения у суда не имеется, экспертиза назначена в судебном заседании, эксперт предупрежден об ответственности по ст.307 УК РФ.
В связи с изложенным заключение эксперта № признается судом достоверным доказательством по делу, а величина рыночной стоимости, определенная экспертным заключением, признается достоверной.
Принимая во внимание представленные доказательства, в том числе заключение экспертизы и признавая, что кадастровая стоимость является завышенной и нарушает права административного истца, суд приходит к выводу о том, что требование ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» об установлении кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером: № равной рыночной подлежит удовлетворению в размере, определенном заключением экспертизы и составляющим 7 835 792 руб.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №28 от 30.06.2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области является 16.11.2015 года.
Заявленное административным истцом требование о взыскании с Правительства Самарской области госпошлины в размере 2000 руб. не подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №28 от 30.06.2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию/ в том числе размеру рыночной стоимости/, судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположенных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Из материалов дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка утверждены Постановлением Правительства Самарской области, которое не предъявило возражений против заявленного истцом требования, поэтому удовлетворение судом заявленного требования не может расцениваться как заявленное против административного ответчика.
Суд полагает, что расходы по оплате госпошлины понесены административным истцом в целях реализации им своего права на установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, и относятся на истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.65-66 ЗК РФ, ст.24.18 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст.175-180, 249 КАС РФ, суд
Р е ш и л :
Требования ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 7 835 792 руб.
В остальной части административного иска отказать.
Датой обращения ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 16.11.2015 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Родина Т.А.