УИД №RS0№-22
Судья Русских Е.В. Дело № 12-179/2022
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Габдрахманов А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 29 июня 2022 года жалобу Неустроевой Аллы Вениаминовны на постановление судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 24 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Неустроевой Аллы Вениаминовны,
установил:
14 апреля 2022 года главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в пос. Ува Ожеговой М.А. в отношении Неустроевой Аллы Вениаминовны составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) по факту нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Дело передано на рассмотрение в Увинский районный суд Удмуртской Республики, постановлением судьи которого от 15 апреля 2022 года, протокол об административном правонарушении в отношении Неустроевой А.В. направлен для рассмотрения по подсудности в Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики.
Постановлением судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 24 мая 2022 года Неустроева А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением судьи, Неустроева А.В. обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие реальной угрозы распространения заболевания со ее стороны, учитывая наличие у нее сертификата о вакцинации на момент прибытия в Российскую Федерацию.
В судебном заседании Неустроева А.В. поддержала доводы, изложенные в жалобе, кроме того просила уменьшить размер штрафа.
Выслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив обжалуемое постановление, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Основным федеральным законодательным актом в регулировании санитарных требований благополучия населения является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (далее – Закон № 52-ФЗ).
Статья 10 Закона № 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со статьей 29 Закона №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Пунктом 1 статьи 31 этого же Федерального закона предусмотрено введение ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В силу положений пункта 3 статьи 31 Закона № 52-ФЗ порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, согласно Постановлению Правительства РФ от 1 января 2004 года № 715 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66) «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» относится, в частности, коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) главным государственным санитарным врачом России принято Постановление от 18 марта 2020 года № 7 (в редакции на момент совершения административного правонарушения, в редакции от 04 декабря 2021 года) «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (далее – Постановление № 7), которым предписано гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку): обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс) (пункт 2.1 Постановление № 7).
Согласно абзацу 3 пункта 2.2 Постановления № 7 сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации в обязательном порядке размещаются в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на Едином портале государственных услуг путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https:www.gosuslugi.ru/400705/1).
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 55 Закона № 52-ФЗ).
В соответствии с Обзором по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года, в случае нарушения постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», допущенного лицом, прибывшим на территорию Российской Федерации из иностранного государства, действия необходимо квалифицировать по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, выражается в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо в невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в нарушении вышеуказанных положений, Неустроева А.В., прибыв 12 февраля 2022 года на территорию Российской Федерации из <данные изъяты> на самолете (воздушным транспортом) авиарейсом №, не заполнила на ЕПГУ анкету для прибывающего на территорию Российской Федерации в течение 3 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации, не прошла лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и не разместила информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации, заполнив соответствующую форму на сайте https://www.gosuslugi.ru/400705/1.
Судья районного суда, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, пришел к выводу о наличии в действиях Неустроевой А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
С данным выводом следует согласиться, так как установлено, что Неустроевой А.В. допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении пункта 2.2. Постановления № 7, а именно Неустроева А.В., прибыв в Россию 12 февраля 2021 года из <данные изъяты>, в течение 3 календарных дней со дня прибытия на территорию РФ, то есть до 15 июля 2022 года, не разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании либо о вакцинации от новой коронавирусной инфекции в ЕПГУ, в связи с чем правомерно привлечена к ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Вина Неустроевой А.В. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 14 апреля 2022 года; анкетой для прибывающих авиарейсами в Россию для пересечения границы от 12 февраля 2021 года; информацией из корпоративного портала Роспотребнадзора об отсутствии регистрации Неустроевой А.В. и размещенных результатах лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, сведений о перенесенном заболевании или вакцинации на ЕПГУ по состоянию на 22 марта 2022 года (скриншот); сертификатом о вакцинации COVID-19, а также иные доказательствами.
Допустимость и достоверность принятых судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Постановление судьи районного суда мотивированно и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, в связи с чем, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Учитывая характер совершенного правонарушения, связанного с нарушением Неустроевой А.В. требований закона, направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также профилактики опасного инфекционного заболевания, доводы жалобы об отсутствии реальной угрозы распространения заболевания со стороны лица, привлекаемого к административной ответственности, подлежат отклонению ввиду несостоятельности.
Иные доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе рассмотрения дела судьей районного суда, установленные обстоятельства и выводы о виновности Неустроевой А.В. в совершении вмененного ей административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемого судебного акта.
С учетом установленных обстоятельств, обоснованность привлечения Неустроевой А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, вопреки ее позиции, изложенной в жалобе, сомнений не вызывает.
Протокол об административном правонарушении в отношении Неустроевой А.В. по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ составлен с соблюдением требований статей 28.2, 28.3 КоАП РФ.
Между тем, считаю, что в целях соблюдения принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, постановление Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 24 мая 2022 года подлежит изменению в части размера назначенного административного наказания.
Часть 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о том, что наложение административного штрафа в размере 15 000 рублей, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав физического лица.
В связи с чем, оценив по своему внутреннему убеждению фактические обстоятельства дела, учитывая конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, необходимость применения которых указана в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации № 11-П от 15 июля 1999 года и № 14-П от 12 мая 1998 года, считаю, что имеются основания для изменения постановления Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 24 мая 2022 года в части размера назначенного административного наказания и снижения суммы назначенного штрафа в соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 7 500 рублей.
Назначенное в указанном размере административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению правил поведения при введении режима повышенной готовности, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица или решения судьи районного суда, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 24 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении Неустроевой Аллы Вениаминовны изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 7 500 рублей, в остальной части постановление судьи оставить без изменения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья А.Р. Габдрахманов
Копия верна: судья А.Р. Габдрахманов