Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1115/2024 ~ М-917/2024 от 28.05.2024

61RS0011-01-2024-001349-86                      к делу №2-1115/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2024 года г. Белая Калитва

Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе:     председательствующего судьи Прошиной Д.С.,

с участием:

- представителя истца Кащеева И.А. – адвоката Поддубной С.В.,

- представителя ответчика администрация Белокалитвинского района Ростовской области – Пруцаковой В.А.,

при секретаре судебного заседания Марусевой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кащеева И.А. к Администрации Белокалитвинского района, третьи лица: Министерство энергетики Российской Федерации, Правительство Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Общество с ограниченной ответственность «Институт горной геомеханики и геофизики – Межотраслевой научный центр Геомех», о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, находящегося на горных выработках и заключении договора на предоставление социальной выплаты,

установил:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, находящегося на горных выработках и заключении договора на предоставление социальной выплаты, в обоснование заявленных исковых требований, указал, что он является собственником жилого дома с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>. Право собственности на жилой дом и земельный участок зарегистрировано в ЕГРН от 13.12.2023 года и 15.05.2024 года. Принадлежащий ему на праве собственности жилой дом по указанному адресу в установленном законом порядке признан непригодным для проживания. Так, согласно акту обследования № 94 от 21.12.2009 года и заключения Межведомственной комиссии администрации Белокалитвинского района № 94 от 21.12.2009 года, жилой <адрес> полностью разрушен и непригоден для проживания. На основании постановления главы администрации Коксовского сельского поселения № 146 от 13.09.2023 года принадлежащий истцу жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания. По указанному адресу истец проживал с момента своего рождения и зарегистрирован в нем до настоящего времени. Жилой дом по указанному адресу разрушен вследствие воздействия горных работ, проводимых на ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь», что подтверждается отчетом СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 18.09.2023 года, согласно которому, расчетные показатели суммарных деформаций всех отработанных угольных пластов по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, превысили допустимые значения, следовательно, горные работы ликвидированного ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения. В соответствии с приведенной в данном отчете выкопировкой с плана горных работ шахты № 35 ШУ «Белокалитвинское», жилой дом истца находится в зоне прохождения пластов: КЗ -1957-1958 г.г.; К2в -1957-1960 г.г.; К2н -1957-1959 г.г. 14.11.2023 года истец обратился в администрацию Белокалитвинского района с заявлением о включении его в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, находящегося на горных выработках ликвидированного ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь». Информационным письмом № 65.04/1180 от 19.04.2024 года администрация Белокалитвинского района сообщила, что ее предложение о включении семьи истца в составе 1 человека в списки граждан, подлежащих отселению из ветхого, пострадавшего от ведения горных работ на ликвидированном угольном предприятии Министерство энергетики РФ, не согласовало, поскольку при проводимой проверке не подтверждено негативное воздействие горных работ на техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>, в связи с его расположением за пределами границ зоны влияния горных работ ликвидированного ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» и недостоверностью отчета специализированной организации СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 28.09.2023 года № 427 «Оценка степени влияния горных работ ликвидированного ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>». Полагает, что отказ администрации Белокалитвинского района является незаконным и необоснованным. В обоснование заключения о недостоверности отчета СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» Министерством энергетики РФ не представлены доказательства, свидетельствующие об этом; не приведены расчеты к плану горных работ, опровергающие данные, отраженные в отчете СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ»; СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» является единственным владельцем информации о прохождении лав и разрезов угольных шахт по Ростовской области; уполномоченным проводить исследования о степени воздействия проводимых горных работ на техническое состояние объектов недвижимого имущества, расположенных на горных отводах. В связи с чем, истец просит суд признать за ним (истцом) право на предоставление социальных выплат в рамках программы реструктуризации угольной промышленности с целью переселения из ветхого жилья, находящегося на горных выработках, по адресу: <адрес>; обязать администрацию Белокалитвинского района включить его (истца) в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, находящегося на горных выработках, по адресу: <адрес>; обязать администрацию Белокалитвинского района заключить с ним (истцом) договор на предоставление социальных выплат за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания вследствие ведения горных работ, на ликвидированном ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь», по адресу: <адрес>, установленной для семьи, состоящей из одного человека, по цене, определенной действующим региональным законодательством на момент заключения договора.

В судебное заседание истец – Кащеев И.А., не явился, надлежащим образом уведомлялся о дате, времени и месте судебного заседания посредством почтового отправления, судебная корреспонденция возвращена в адрес суда с почтовой отметкой: «Возврат по истечении срока хранения», почтовый конверт приобщен к материалам гражданского дела.

В судебное заседание представитель третьего лица – Министерство энергетики Российской Федерации, не явился, надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания посредством почтового отправления, в материалах гражданского дела имеется почтовое уведомление, кроме того, представил в адрес суда письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому, основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), а также регулирование отношений, возникающих при осуществлении деятельности в этой области, установлены Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности». В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Согласно п. 4 прил. № 1 к Правилам предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, являющимися приложением № 36 к государственной программе Российской Федерации «Развитие энергетики», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 321, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности осуществляется в форме предоставления социальных выплат согласно списка переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт. Формирование списка граждан и установление очередности предоставления социальной выплаты являются исключительным правом органа местного самоуправления - получателя бюджетных средств, т.е. администрацией Белокалитвинского района Ростовской области. В списке граждан проектов ликвидации ДАО ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» истец Кащеев И.А., проживающий в доме по адресу: <адрес>, не значится. Кроме того, просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица – Правительство Ростовской области, не явился, надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания посредством почтового отправления, в материалах гражданского дела имеется почтовое уведомление.

В судебное заседание представитель третьего лица – Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, не явился, надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания посредством почтового отправления, в материалах гражданского дела имеется почтовое уведомление, кроме того, представил в адрес суда письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому, полагает требования неподлежащими удовлетворению на основании следующего. В соответствии со сведениями, представленными в Правительство Ростовской области, министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области администрации Белокалитвинского района Ростовской области, Кащеев И.А. является собственником жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Согласно отчету СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 18.09.2023 года установлено, что горные работы ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области, добычи и использования угля, об особенностях социальной зашиты работников организаций угольной промышленности» определены основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), а также урегулированы отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области. Статьей 1 Федерального закона № 81-ФЗ установлено, что реструктуризация угольной промышленности представляет собой комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) в целях создания эффективно функционирующих организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), обеспечению социальной защиты, и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 81-ФЗ, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). При этом перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в который входит реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направленных на содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Приложением № 36 к государственной программе «Развитие энергетики» (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 321) утверждены Правила предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Согласно п. 1 Правил субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение и связанных с предоставлением субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтерских городов и (или) поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимою ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков и в рамках федерального проекта «Реализация программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (реструктуризация угольной промышленности)» государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики». Пунктом 5 Правил уставлено, что высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 1 марта текущего года, формируют и направляют в Министерство энергетики Российской Федерации заявки на предоставление субсидии из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период с приложением, в том числе, согласованного с высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и утвержденного органом местного самоуправления списка граждан, подлежащих переселению, составленного на основании утвержденного проекта ликвидации угольной (сланцевой) шахты и разреза, устанавливающего размер социальной выплаты гражданам на приобретение (строительство) жилья взамен ветхого жилья в соответствии с п.п. 4 - 6 общих требований (приложение 1 к Правилам). В силу п. 1 общих требований (приложение № 1 к Правилам) субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, могут быть предоставлены в целях выполнения указанных мероприятий по результатам отбора. Пунктом 2 общих требований (приложение № 1 к Правилам) предусмотрено, что для участия в отборе с орган местного самоуправления представляет в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заявку в свободной форме с приложением следующих документов: список граждан, подлежащих переселению, утвержденный органом местного самоуправления, и план-прогноз ежемесячного переселения граждан в пределах размера субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утвержденный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 4 общих требований (приложение № 1 к Правилам) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Российской Федерации, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. При этом размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления и является неизменным до дня приобретения жилья. Формирование списков граждан, подлежащих переселению, осуществляется органами местного самоуправления (п. 5 общих требований). Социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) органу местного самоуправления в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты либо гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащим ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты (п. 7 общих требований). Социальная выплата осуществляется в соответствии с договором о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, заключаемого органом местного самоуправления с гражданином по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п. 10 общих требований). Таким образом, действующим законодательством установлено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Основанием для предоставления указанной выплаты является список граждан, подлежащих переселению, составленный и утвержденный органом местного самоуправления, а также согласованный с высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации. Сведения, включенные в указанный список, могут быть уточнены. Действующим законодательством установлены следующие основания для уточнения списка (п. 9 общих требований): рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), вклиненными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье; проживание гражданина в неучтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению. Согласно информаций администрации Белокалитвинского района предложение администрации Белокалитвииского района о включении семьи Кащеева Н.А., составом семьи 1 человек (Кащеев Н.А.) в списки граждан подлежащих переселению из ветхого, пострадавшего от ведения горных работ на ликвидированном ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» жилья, министерством энергетики Российской Федерации не согласовано в связи с тем, что при проводимой проверке не подтверждено негативное воздействие горных работ на техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>, в связи с его расположением за пределами границ зоны влияния горных работ ликвидированного ОАО ШУ «Белокалитвинское» и недостоверностью отчета специализированной организации СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 28.09.2023 № 427 «Оценка степени влияния горных работ ликвидированного ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>». Таким образом, на основании приведенных положений действующего законодательства Российской Федерации с учетом фактических обстоятельств настоящего дела, Правительство Ростовской области полагает, что правовые основания для включения сведений об истце в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, находящегося на горных выработках, отсутствуют.

Суд, с учетом мнения представителей истца, ответчика, третьего лица – СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ», полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца, представителей третьих лиц: Министерство энергетики РФ, Правительства Ростовской области, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебное заседание представитель истца Кащеева И.А. – адвокат Поддубная С.В., явилась, заявленные своим доверителем исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика администрация Белокалитвинского района Ростовской области – Пруцакова В.А., явилась, заявленные исковые требования не признала в полном объеме, кроме того, пояснила, что при обращении Кащеева И.А. в администрацию Белокалитвинского района с письменным заявлением о включении его в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, он был включен в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, пострадавшего от ведения горных работ на ликвидированном ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» жилья. Однако, позже, министерством энергетики Российской Федерации, данный список согласован не был, в связи с тем, что при проводимой проверке не подтверждено негативное воздействие горных работ на техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>, в связи с его расположением за пределами границ зоны влияния горных работ ликвидированного ОАО ШУ «Белокалитвинское» и недостоверностью отчета специализированной организации СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 28.09.2023 № 427 «Оценка степени влияния горных работ ликвидированного ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>», в связи с чем, полагала, что отсутствуют основания для включения сведений об истце в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, находящегося на горных выработках, в связи с чем, просила суд в удовлетворении заявленных исковых требований, отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» - Нестерова В.Ю., явилась, просила суд признать надлежащим доказательством по рассматриваемому гражданскому делу отчет СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 18.09.2023 года - Оценка степени влияния горных работ ликвидированного ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, так как при его изготовлении были учтены все зоны влияния лав с 2001 года. Весь комплекс расчетов был произведен специалистами СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» с учетом отчета 2001 года по определению сдвижений и деформаций земной поверхности для подработанных жилых домов, расположенных на горном отводе ДАО «БКШУ»; архивных сведений, кроме того, были отстроены зоны лав, их движение и влияние на жилые дома <адрес>.

Суд, выслушав представителей: истца, ответчика, третьего лица СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ», исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.

В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20.06.1996 № 81-ФЗ, предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.

Под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организации по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости, высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решение связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

Правительством РФ утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. № 840). В перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляйся за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 81-ФЗ, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

В силу ст. 5 Федерального закона №81-ФЗ, перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в который входит реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направленных на содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимою ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Приложением № 36 к государственной программе «Развитие энергетики» (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 321) утверждены Правила предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

В силу п. 1 Правил субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение и связанных с предоставлением субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтерских городов и (или) поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков и в рамках федерального проекта «Реализация программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (реструктуризация угольной промышленности)» государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики».

Субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, могут быть предоставлены в целях выполнения указанных мероприятий по результатам отбора.

В силу п. 2 общих требований, для участия в отборе орган местного самоуправления представляет в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заявку в свободной форме с приложением следующих документов: список граждан, подлежащих переселению, утвержденный органом местного самоуправления, и план-прогноз ежемесячного переселения граждан в пределах размера субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утвержденный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

В силу п. 4 общих требований, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранною для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей плошали жилья по Российской Федерации, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В силу п. 5 общих требований, размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления и является неизменным до дня приобретения жилья. Формирование списков граждан, подлежащих переселению, осуществляется органами местного самоуправления.

Высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 1 марта текущего года, формируют и направляют в Министерство энергетики Российской Федерации заявки на предоставление субсидии из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период с приложением, в том числе, согласованного с высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и утвержденного органом местного самоуправления списка граждан, подлежащих переселению, составленного на основании утвержденного проекта ликвидации угольной (сланцевой) шахты и разреза, устанавливающего размер социальной выплаты гражданам на приобретение (строительство) жилья взамен ветхого жилья в соответствии с пунктами 4 - 6 общих требований.

В силу п. 7 общих требований, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) органу местного самоуправления в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты либо гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

В силу п. 9 общих требований, основанием для предоставления указанной выплаты является список граждан, подлежащих переселению, составленный и утвержденный органом местного самоуправления, а также согласованный с высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации. Сведения, включенные в указанный список, могут быть уточнены. Действующим законодательством установлены следующие основания для уточнения списка: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенною в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье; проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющею правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих пересечению.

В силу п. 10 общих требований, социальная выплата осуществляется в соответствии с договором о предоставлении социальной выпоты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, заключаемого органом местного самоуправления с гражданином по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством установлено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья осуществляется в форме предоставления социальных выплат.

Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, местом рождения Кащеева И.А. значится <адрес> (л.д. 12).

Согласно домовой книге от 11.01.1967 года, а также справке МУП «ЕРКЦ» № 141 от 14.11.2023 года, Кащеев И.А. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 32-38, 76).

Согласно акту обследования помещения № 94 от 21.12.2009 года, межведомственной комиссией по результатам обследования помещения - жилое помещение по адресу: <адрес>, не установлено. Дом полностью разрушен и непригоден для проживания (л.д. 39).

Согласно заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 94 от 21.12.2009 года, жилой <адрес> полностью разрушен и непригоден для проживания (л.д. 40).

Постановлением администрации Коксовского сельского поселения № 146 от 13.09.2023 года «О признании жилого помещения непригодным для проживания», жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания (л.д. 41).

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 15.05.2024 года, наследником указанного в настоящем свидетельстве имущества ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, является сын – Кащеев И.А. Наследство на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из: жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый номер объекта – , объект принадлежал наследодателю на праве собственности на основании договора дарения, удостоверенного ФИО2, секретарем Коксовского поселкового Совета, 21.04.1980 горда, реестровый № 195. Настоящее свидетельство подтверждает возникновение права собственности на вышеуказанное наследство (л.д. 74).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, Кащеев И.А. с 15.05.2024 года на основании свидетельства о праве на наследство по закону является собственником жилого дома, 1956 года постройки, площадью 41,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 43-44).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, Кащеев И.А. с 13.12.2023 года на основании свидетельства о праве на наследство по закону является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 1 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 45-46).

Согласно отчету СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» о научно-технической работе от 18.09.2023 года – Оценка степени влияния горных работ ликвидированного ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, условия отработки угольных пластов под гражданскими зданиями без конструктивных мер защиты определяются сравнением расчетных показателей деформаций земной поверхности с допустимыми и предельными показателями (сводная таблица суммарных деформаций, Приложение К). В результате выполненных в настоящей работе расчетов установлено: расчетные показатели суммарных деформаций от всех отработанных угольных пластов по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, превысили допустимые значения, следовательно, горные работы ликвидированного ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения. Вследствие указанного негативного влияния на жилой дом по адресу: <адрес>, данный жилой дом является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированного ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» (л.д. 14-31).

Согласно информации администрации Белокалитвинского района Ростовской области № 65.04/1180 от 19.04.2024 года, предложение администрации Белокалитвинского района о включении семьи Кащеева И.А., состоящей из 1 человека, в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого, пострадавшего от ведения горных работ на ликвидированном ОАО ШУ «Белокалитвинское» жилья, Министерством энергетики РФ не согласовано ввиду того, что при проводимой проверке не подтверждено негативное воздействие горных работ на техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>, в связи с его расположением за пределами границ зоны влияния горных работ ликвидированного ОАО ШУ «Белокалитвинское» и недостоверностью отчета специализированной организации СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 28.09.2023 № 427 «Оценка степени влияния горных работ ликвидированного ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>». В соответствии с изложенным требования о включении Кащеева И.А. в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, находящегося на горных выработках ликвидированного ОАО ШУ «Белокалитвинское», в рамках программы реструктуризации угольной промышленности не может быть удовлетворено (л.д. 42).

Суд учитывает, что в силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом отвергается довод представителя ответчика – администрации Белокалитвинского района Ростовской области, относительно непризнания заявленных истцом исковых требований, в связи с тем, что предложение администрации Белокалитвинского района о включении семьи истца, состоящей из 1 человека, в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого, пострадавшего от ведения горных работ на ликвидированном ОАО ШУ «Белокалитвинское» жилья, Министерством энергетики РФ не согласовано по причине того, что при проводимой проверке не подтверждено негативное воздействие горных работ на техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>, в связи с его расположением за пределами границ зоны влияния горных работ ликвидированного ОАО ШУ «Белокалитвинское» и недостоверностью отчета специализированной организации СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 28.09.2023 № 427 «Оценка степени влияния горных работ ликвидированного ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>», так как он опровергается письменными материалами гражданского дела, исследованными в судебном заседании, а также пояснениями директора «Северо-Кавказского филиала СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» ФИО, данными ею в судебном заседании.

Таким образом, поскольку судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания, горные работы ликвидированного ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения, бездействие администрации Белокалитвинского района, выраженное в отказе в признании за истцом право на социальную выплату, не включение его в списки на предоставление жилья и не предоставлению социальной выплаты, является незаконным.

С учетом изложенного, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кащеева И.А., о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, находящегося на горных выработках и заключении договора на предоставление социальной выплаты, удовлетворить в полном объеме.

Признать за Кащеевым И.А. (паспорт ) право на предоставление социальных выплат в рамках программы реструктуризации угольной промышленности с целью переселения из ветхого жилья, находящегося на горных выработках, по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Белокалитвинского района включить Кащеева И.А. (паспорт ) в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, находящегося на горных выработках, по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Белокалитвинского района заключить с Кащеевым И.А. (паспорт ) договор на предоставление социальных выплат за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания вследствие ведения горных работ, на ликвидированном ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь», по адресу: <адрес>, установленной для семьи, состоящей из одного человека, по цене, определенной действующим региональным законодательством на момент заключения договора.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Белокалитвинский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, т.е. с 28.06.2024 года.

Мотивированное решение суда изготовлено 28 июля 2024 года.

Судья                           Д.С. Прошина

2-1115/2024 ~ М-917/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кащеев Иван Анатольевич
Ответчики
Администрация Белокалитвинского района
Другие
СКФ ООО "МНЦ ГЕОМЕХ"
Министерство энергетики РФ
Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области
Правительство Ростовской области
Суд
Белокалитвинский городской суд Ростовской области
Судья
Прошина Дарья Сергеевна
Дело на сайте суда
belokalitvensky--ros.sudrf.ru
28.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2024Передача материалов судье
29.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2024Дело оформлено
31.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее