Дело № 2-365/2024
УИД 52RS0010-01-2023-002537-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Балахна 22 апреля 2024 года
Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2024 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи А.Н.Карпычева, при секретаре М.А.Железовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Крылова А.А., представителя ответчика Тихомирова В.В.,
гражданское дело по иску Крылова А.а. к администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области о признании недействительным расчета арендной платы к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, выраженного в письме комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации Балахнинского муниципального округа,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области
УСТАНОВИЛ:
Истец Крылов А.А. обратился в суд с иском к администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области о признании недействительным расчета арендной платы к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, выраженного в письме комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации Балахнинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № в части применения с ДД.ММ.ГГГГ коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора внутри одного вида функционального использования (Кд) в размере 2,3 и коэффициент индексации (Ки) в размере 2,72; об обязании применить для расчета арендной платы с ДД.ММ.ГГГГ коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора внутри одного вида функционального использования (Кд) в размере 0,27 и коэффициент индексации (Ки) в размере 1,0,
В обоснование требований указывает, что он арендует у Администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № площадью 93 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
За 2021 год им внесена арендную плату в полном объеме, согласно направленному расчету, что подтверждается платежными документами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в сумме 151301,55 руб.
Указанные платежи были рассчитаны исходя из следующего размера годовой арендной платы: Ас=УПКСЗ*Кви*Кд*Ки, где УПКСЗ - удельный показатель кадастровой стоимости земли для данного вида использования, Кви - коэффициент вида использования ЗУ, Кд -коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора внутри одного вида функционального использования, Ки - коэффициент индексации.
В вышеуказанном расчете неправомерно применены Кд в размере 2,3 как к объекту торговли, а также Ки в размере 2,72.
Земельный участок согласно п. 1.3 Договора предоставлен Истцу под размещение киоска шиномонтажа, что подтверждается сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Истцом был сделан запрос в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости. Разъяснения от ДД.ММ.ГГГГ № ЗУ-РЗ-52/2021/000172 содержат информацию, связанную с определением кадастровой стоимости ЗУ с кадастровым номером №
В пп 5.2.1 п. 5 данных разъяснений в поле Сегмент рынка объекта недвижимости, к которому отнесен объект недвижимости, ценообразующий фактор -Сегмент 6 «Производственная деятельность», Код расчета вида использования - 04:099 «Объекты придорожного сервиса. Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса», Код вида разрешенного использования - 4.9.1. Таким образом, кадастровая стоимость данного земельного участка рассчитывается исходя из вида разрешенного использования как объекта придорожного сервиса.
Обратимся в классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". Вид разрешенного использования Объекты дорожного сервиса - 4.9; 1 включает в себя «Ремонт автомобилей Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли - 4.9.1.4». Как видно из данного классификатора торговля запчастями в рамках обслуживания ремонта автомобилей включена в данный вид разрешенного использования.
Коэффициент дифференциации для земельных участков для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, автосервис, шиномонтаж, мойки утвержден в соответствии с Порядком в размере 0,27.
Администрация в расчете арендной платы использует Кд 2,3 как к объекту торговли. Обратимся к выше упомянутому Классификатору: Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) Размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5, 4.6, 4.8 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра - 4.2 и Магазины Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м -4.4.
Таким образом, считает, что земельный участок, предоставленный под расширение киоска шиномонтажа соответствует и не противоречит коду ВРИ 4.9.1.4 - «Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли» и применение Кд в размере 2,3 как к объекту торговли неправомерно.
Кадастровая стоимость арендованного земельного участка с кадастровым номером № составляет с ДД.ММ.ГГГГ -268722,57 рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ установлен коэффициент индексации в размере 2,72, который утвержден Постановлением Правительства Нижегородской области от 22.11.2020 №952 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области».
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или. муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Такой порядок установлен Методикой расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 02 июня 2006 года N 186.
Пунктом 3.8 Методики (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) арендная плата за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации и приведенными в таблице 1, с учетом коэффициента индексации, но в размере не выше размера арендной платы, рассчитанного для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Значение коэффициента индексации ежегодно устанавливается Правительством Нижегородской области в размере не менее индекса потребительских цен в сфере торговли и услуг населению в Нижегородской области на следующий год, определенного прогнозом социально-экономического развития Нижегородской области, одобренным Правительством Нижегородской области (далее также среднегодовой индекс потребительских цен).
Пунктом 3.3 Методики расчета арендной платы за земельные участки установлено, что размер арендной платы определяется на год и ежегодно индексируется на прогнозируемый среднегодовой индекс потребительских цен, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3.9, 3.91, 3.92 (в части фиксированного размера арендной платы) и 3.11 настоящей Методики (в редакции действовавшей на момент заключения договора).
Решением Нижегородского областного суда от 16.06.2021 по делу №За-289/2021 признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения пунктов 3.2, 3.3 Методики расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской, области и государственной собственности на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 02 июня 2006 года N 186, в той мере, в которой указанная норма позволяет применять коэффициент индексации (Ки), индексацию на- среднегодовой индекс потребительских цен, указанный в пунктах 3.2, 3.3 Методики, отражающие уровень инфляции, без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой определяется размер арендной платы.
Нижегородский областной суд пришел к выводу, что само по себе применение коэффициента индексации (Ки), значение которого ежегодно устанавливается Правительством Нижегородской области, при расчете арендной платы за земельные участки федеральному законодательству не противоречит, поскольку представляет собой объективно необходимый элемент для определения размера арендной платы с учетом принципов экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы и позволяет скорректировать ее размер исходя из инфляционных процессов и изменения уровня потребительских цен, включая цены на рынке объектов недвижимости.
Вместе с тем, указал, что предусмотренный пунктами 3.2, 3.3 Методики, утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 02.06.2006 №186, порядок расчета размера платы за земельные участки не учитывает дату определения и дату начала применения кадастровой стоимости земельных участков, исходя из которой определяется размер данной платы.
В соответствии с указанным порядком коэффициент индексации (Ки) подлежит применению в любом случае, вне зависимости от даты определения кадастровой стоимости и даты начала применения результатов определения (пересмотра) кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в то время как применение этого коэффициента за год, по состоянию на который установлена кадастровая стоимость земельного участка, целям индексации отвечать не будет.
Исходя из изложенного, оспариваемые положения Методики, утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 02.06.2006 N 186, в той мере, в которой указанные нормы позволяют применять коэффициент индексации (Ки), индексацию без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой определяется размер платы за земельные участки, не отвечает основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
В соответствии с пунктом 3.3. Постановления Правительства Нижегородской области от 02.06.2006 N 186 в редакции от 03.12.2021 арендная плата подлежит перерасчету в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в порядке, определенном федеральным законодательством. При перерасчете арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка индексация арендной платы, учитывающая среднегодовой индекс потребительских цен, в году, следующем за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости, не проводится, применяется Ки, равный 1,0.
С учетом вышеизложенных положений, учитывая, что изменение кадастровой стоимости спорного земельного участка произошло с 1 января 2021 года, коэффициент инфляции, в год изменения кадастровой стоимости арендуемого земельного участка не подлежит применению. Таким образом, расчет арендной платы за 2021 необходимо производить без учета коэффициента индексации.
Значения коэффициентов Кд и Ки, применяемые для расчета арендной платы за 2021 год, применены с нарушением принципа экономической обоснованности определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.
При применении обоснованных коэффициентов. в размере Кд - 0,27 и Ки - 1,0 сумма арендной платы за 2021 год составит 6529,53 руб. вместо 151301,51 руб., начисленных Администрацией за участок площадью 93 кв.м. и кадастровой стоимостью 268722,57 руб.
Он обратился в Администрацию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области с заявлением от 15.08.2023 о пересчете арендной платы.
В ответ на вышеуказанное заявление Администрацией Балахнинского муниципального округа <адрес> в адрес Истца было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении информации о правильности исчисления арендной платы.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Балахнинского муниципального округа в судебном заседании и требованиями не согласился. Дополнительно пояснил, что ст.7 ЗК РФ установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (приказ Росреестра от 10.11.2020 № ГТ/0412). Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования, признается действительным вне зависимости от его соответствия классификатору (ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Разрешенное использование земельного участка - под размещение киоска розничной торговли - Истцу было установлено в 2003 году, до дня утверждения классификатора. Если Истец считает, что разрешённый вид использования его земельного участка не соответствует классификатору - виду разрешённого использования - «Автосервис», то для предоставления ему земельного участка под указанный вид использования предусмотрена другая процедура предоставления земельных участков, установленных ст. 39.6. ЗК РФ (предоставление земельных участков на торгах).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению частично.
Судом установлено, что 10.02.2003 между МО Балахнинский район в лице заместителя главы администрации, председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Балахнинского района и индивидуальным предпринимателем Крыловым А.А. заключен договор аренды земельного участка, площадью 93 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> рынка с кадастровым номером №, разрешенное использование участка: под размещение киоска шиномонтажа. На участке имеется киоск шиномонтажа по продаже запчастей.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Крылова А.А. направлено уведомление об изменении кадастровой стоимости земельных участков с 01.01.2021.
Истцом за 2021 год арендная плата за вышеуказанный земельный участок внесена.
15.08.2023 Крылов А.А. обратился с заявлением в администрацию Балахнинского муниципального округа о перерасчете арендной платы за земельный участок площадью 93 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> рынка с кадастровым номером №, разрешенное использование участка :под размещение киоска шиномонтажа.
ДД.ММ.ГГГГ истцу письмом за Исх-447151/23 отказано.
В связи с полученным отказом истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.06.2006 N 186 утверждена Методика расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области.
Согласно положениям пункта 3.2 указанной методики Ки - коэффициент индексации. Значение коэффициента индексации ежегодно устанавливается в размере не менее индекса потребительских цен в сфере торговли и услуг населению в Нижегородской области на следующий год, определенного прогнозом социально-экономического развития Нижегородской области, одобренным Правительством Нижегородской области (далее - среднегодовой индекс потребительских цен), с учетом положений пункта 3.3 настоящей Методики.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 22.11.2020 N 952 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" значение коэффициента индексации (Ки) на 2021 год установлено в размере 2,72.
Ссылку истца на то, что в соответствии с пунктом 3.3. вышеуказанной методики при перерасчете арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка индексация арендной платы, учитывающая среднегодовой индекс потребительских цен, в году, следующем за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости, не проводится, применяется Ки, равный 1,0, суд находит несостоятельной.
Истцом не было учтено, что указанные положения были внесены Постановлением Правительства Нижегородской области от 07.12.2022 N 1028 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области".
В соответствии с абзацем 3 статьи 3 указанного постановления действие подпункта 2 пункта 1 и абзацев первого - третьего подпункта 2 пункта 2 настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из Разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ №ЗУ-РЗ-52/2021/000172, выданных Государственным бюджетным учреждением Нижегородской области «Кадастровая оценка»кадастровая стоимость земельного участка истца к/н № была определена на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в 2021 года коэффициент индексации подлежал применению в размере 2,72.
Таким образом, оснований для применения коэффициента индексации в размере 1,0 с 01.01.2021 не имеется.
Вместе с тем, суд обращает внимание на следующее.
Решением Совета депутатов Балахнинского муниципального округа Нижегородской области от 30 июня 2021 года №225 утвержден порядок определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, и значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности и по видам использования земельных участков, находящихся в собственности Балахнинского муниципального округа Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 3.2. указанного решения Размер арендной платы рассчитывается по формуле:
А=КСЗ х Кви х Кд х Ки х ПК
Где:
А= годовой размер арендной платы
КСЗ – кадастровая стоимость земельного участка
Кви – коэффициент вида разрешенного использования
Кд – коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора внутри одного вида разрешенного использования
Ки – коэффициент индексации, который устанавливается в размере не менее индекса потребительских цен в сфере торговли и услуг.
Согласно абзацу 2 пункта 3.4. Решения значения всех коэффициентов устанавливаются Правительством Нижегородской области.
Указанным решением также установлены значения коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, а также коэффициенты дифференциации по видам деятельности внутри одного вида разрешенного использования земельного участка для расчёта арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Балахнинского муниципального округа Нижегородской области.
Также по смыслу положений Решения стоимость аренды определяется при заключении договора и полежит пересмотру при определенных решением условиях.
После вступления в силу данного правового акта истцу был установлен коэффициент дифференциации как для объекта торговли в размере 2,3.
При этом тем же правовым актом для земельных участков для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, автосервис, шиномонтаж, мойки предусмотрен иной коэффициент дифференциации - 0,27.
Из представленных документов следует, что основным видом деятельности, осуществляемым истцом на выделенном земельном участке является киоск шиномонтажа.
При этом в личном деле арендатора Крылова А.А. имеется заявление об изменении целевого использования земельного участка на обслуживание и ремонт автомобиля (шиномонтаж и балансировка колес) от 05 апреля 2000 года, которое было удовлетворено.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что решение об установлении конкретных коэффициентов в отношении земельного участка не принималось. В этой связи, принимая во внимание существование двух различных категорий, к которым может быть отнесен земельный участок истца, наличие соответствующего заявления истца об отнесении земельного участка к земельным участкам для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, автосервис, шиномонтаж, мойки, которое в соответствии с действовавшей на тот момент процедурой было удовлетворено, отсутствие принятого решения об отнесении земельного участка к объектам торговли, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Крылова А.А. в этой части.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Крылова А.А. к администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области о признании недействительным расчета арендной платы к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, выраженного в письме комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации Балахнинского муниципального округа удовлетворить частично.
Признать частично недействительным расчет арендной платы к договору аренды № 21 от 10.02.2003, выраженный в письме комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации Балахнинского муниципального округа от 11.02.2021 №01-08/380 в части применения с 01.01.2021 коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора внутри одного вида функционального использования (Кд) в размере 2,3.
Обязать администрацию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области применить для расчета арендной платы с 01.01.2021 коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора внутри одного вида функционального использования (Кд) в размере 0,27 и коэффициент индексации (Ки) в размере 1,0.
В удовлетворении требований Крылова А.А. о признании недействительным расчет арендной платы к договору аренды № 21 от 10.02.2003, выраженный в письме комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации Балахнинского муниципального округа от 11.02.2021 №01-08/380 в части применения с 01.01.2021 коэффициента индексации (Ки) в размере 2,72, об обязании администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области применить для расчета арендной платы с 01.01.2021 коэффициент дифференциации индексации (Ки) в размере 1,0 отказать.
Составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более чем 5 (пять) дней со дня окончания разбирательства дела.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Балахнинский городской суд.
Судья А.Н. Карпычев