Дело № 2-94/2024
УИД 41RS0002-01-2023-000922-30
Решение
Именем Российской Федерации
г. Хилок 29 мая 2024 год
Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Клейнос С.А.,
при секретаре судебного заседания Глотовой С.И.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хилокского района, действующего в защиту интересов Будниковой Ирины Владимировны, Карасевой Светланы Георгиевны к главному врачу ГУЗ «Хилокская центральная районная больница» Ковальчук Ольге Владимировне о признании незаконным бездействий, выразившихся в отсутствии контроля за деятельностью подчиненных сотрудников по обеспечению бесплатными медицинскими изделиями и средствами диагностики сахарного диабета, к врачам-терапевтам ГУЗ «Хилокская Центральная районная больница» Михайловой Ксении Вячеславовне, Днепровской Татьяне Анатольевне о признании незаконными бездействий, выразившихся в не назначении и в не оформлении рецептурных бланков для бесплатного получения медицинских изделий и средств диагностики сахарного диабета, к Государственному учреждению здравоохранения «Хилокская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края о возложении обязанности организовать ежемесячное обеспечение Будниковой Ирины Владимировны одноразовыми иглами для инсулиновых шприц-ручек в соответствии с медицинскими показаниями, о возложении обязанности организовать ежемесячное обеспечение Карасевой Светланы Георгиевны одноразовыми иглами для инсулиновых шприц-ручек и средствами диагностики сахарного диабета в соответствии с медицинскими показаниями, к Государственному учреждению здравоохранения «Хилокская центральная районная больница», Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о взыскании в пользу Карасевой Светланы Георгиевны компенсации морального вреда,
установил:
Прокурор Хилокского района Забайкальского края, действующий в интересах Будниковой И.В., Карасевой С.Г. обратился в суд с исковым заявлением. В обоснование указал, прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о здравоохранении в части обеспечения лекарственными препаратами для имеющегося заболевания. Установлено, что Будникова И.В., имеющая заболевание «сахарный диабет 2 типа», средствами диагностики обеспечивается не в полном объеме. Согласно выписному эпикризу № 568-Т от 01.02.2022 г. у Будниковой И.В. диагноз: <данные изъяты> рекомендовано измерение сахара не менее 4 раз в сутки. Установлено, что в 2023 г. имелись факты невыдачи Будниковой И.В. средств диагностики сахарного диабета ( игл для шприц-ручек). Установлено, что Карасева С.Г. имеющая заболевание <данные изъяты> средствами диагностики обеспечивается не в полном объеме. Согласно выписному эпикризу № 3451-Т у Карасевой С.Г. диагноз: диабет 2 типа, рекомендовано измерение сахара не менее 4 раз в сутки. Установлено, что в 2023 г. имелись факты невыдачи Карасевой С.Г. средств диагностики сахарного диабета (тест-полосок, игл для шприц-ручек). Привел положения ч.1 ст.41 Конституции РФ, ст.ст. 4,9,10,16, 19,29,37,43, 80,81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", куда включен <данные изъяты> (код по МКБ-10 Е10-Е14), Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", о включении в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно заболевания «сахарный диабет», для лечения которого предусмотрено предоставление все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики. Кроме того, сославшись п.14 ч.1 ст.16 указанного выше закона, на Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ, указал, на территории Забайкальского края действуют положения Закона Забайкальского края от 25.11.2010 № 433-ЗЗК «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации. На основании ст.5 Закона № 433-ЗЗК, установленные законом меры социальной поддержки, являются расходными обязательствами Забайкальского края. Привел содержание Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края о полномочиях Министерства по организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Забайкальского края для определенных категорий граждан; организации обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с законом. Кроме того указал, что п.4 ППРФ от 30.07.1994 г. № 890 органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. Из данного нормативного акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией РФ. Диагностированное у Будниковой И.В., Карасевой С.Г. заболевание относится к социально значимым, право на получение жизненно необходимых изделий медицинского назначения гарантировано Законом № 323-ФЗ, Законом 433-ЗЗК, в связи с чем Будникова И.В., Карасева С.Г. вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими показаниями. В целях эффективного обеспечения восстановления нарушенных прав, учитывая, что в 2023 г. Будникова И.В. и карасева С.Г. обеспечивались необходимыми средствами диагностики в соответствии с медицинскими показаниями не в полном объеме, необходимо возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать ежемесячное обеспечение материальных истцов в соответствии с медицинскими показаниями средствами диагностики. Факт обращения Будниковой И.В., Карасевой С.Г. в прокуратуру района за защитой нарушенного права на получение необходимых лекарственных средств свидетельствует о нарушении прав последних на обеспечение всеми необходимыми средствами диагностики заболевания бесплатно в объеме, определяемым врачом. Указав, что прокуратура обращается в суд на основании заявления Будниковой И.В., Карасевой С.Г., просил суд: возложить на ГУЗ «Хилокская ЦРБ», Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать ежемесячное в течение 2024 г. обеспечение Будниковой И.В. одноразовыми иглами для инсулиновых шприц-ручек в соответствии с медицинскими показаниями; возложить на ГУЗ «Хилокская ЦРБ», Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать ежемесячное в течение 2024 г. обеспечение Карасевой С.Г. тест-полосками, одноразовыми иглами для инсулиновых шприц-ручек в соответствии с медицинскими показаниями и взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000,00 руб.
В ходе рассмотрения прокурор неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил суд: признать незаконным бездействие главного врача ГУЗ «Хилокская ЦРБ» Ковальчук О.В., выразившееся в отсутствии контроля за деятельностью подчиненных сотрудников, а также врачей участковых – терапевтов Михайловой К.В., Днепровской Т.А., выразившиеся в непринятии мер по обеспечению бесплатными медицинскими изделиями Будниковой И.В., бесплатными медицинским изделиями, средствами диагностики сахарного диабета Карасевой С.Г. в соответствии с медицинскими показаниями путем назначения и оформления рецептурных бланков для их получения; возложить на ГУЗ «Хилокская ЦРБ»,Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать ежемесячное в течение 2024 г. обеспечение Будниковой И.В. одноразовыми иглами для инсулиновых шприц-ручек в соответствии с медицинскими показаниями; возложить на ГУЗ «Хилокская ЦРБ»,Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать ежемесячное в течение 2024 г. обеспечение Карасевой С.Г. тест-полосками, одноразовыми иглами для инсулиновых шприц-ручек в соответствии с медицинскими показаниями; взыскать с ГУЗ «Хилокская ЦРБ» в пользу Карасевой С.Г. компенсацию морального вреда в размере 10000,00 руб., при недостаточности имущества ГУЗ «Хилокская ЦРБ» субсидиарную ответственность перед Карасевой С.Г. возложить на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. Обосновывая требования о признании незаконными бездействий главного врача ГУЗ «Хилокская ЦРБ» Ковальчук О.В., врачей участковых-терапевтов Михайловой К.В., Днепровской Т.А. указал, что в ходе проверки деятельности ГУЗ «Хилокская ЦРБ» установлено, что врачом участковым терапевтом Михайловой К.В. допускаются факты отказов в выписке рецептов на льготные лекарственные препараты. 09.06.2023, 17.07.2023,12.10.2023 Будникова И.В. обращалась к Михайловой К.В. для выписки рецепта на медицинские изделия – иглы для шприц-ручек. Однако, в нарушение требований законодательства, участковым терапевтом Михайловой К.В. рецепты на медицинские изделия- иглы для шприц-ручек не выдавались, что нарушает право Будниковой И.В. на своевременное обеспечение лекарственными препаратами, отсутствие рецепта не позволяет обратиться в аптеку, в том числе для постановки рецепта на отсроченное обслуживание, целью последующего получения средств диагностики сахарного диабета. Аналогичный факт невыдачи рецептов был допущен врачом терапевтом участковой больницы с.Харагун Днепровской Т.А. при обращении пациента Карасевой С.Г. за медицинскими изделиями, средствами диагностики сахарного диабета – иглами для шприц-ручек, тест-полосками. Изложенное стало возможным в результате ненадлежащего исполнения обязанностей работниками ГУЗ «Хилокская ЦРБ», условием совершения названных нарушений стало отсутствие должного контроля со стороны руководителя учреждения.
Помощник прокурора Рябова Т.В. уточненные исковые требования в судебном заседании поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему.
Представитель ответчика – ГУЗ «Хилокская ЦРБ», Карпова Д.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями к ГУЗ «Хилокская ЦРБ» согласилась, пояснив, что обеспечение истцов средствами диагностики уровня сахара в крови и одноразовыми инсулиновыми иглами для шприц-ручек возможно при условии обеспечения ими учреждения Министерством здравоохранения Забайкальского края.
Истцы - Будникова И.В., Карасева С.Г., ответчики – Министерство здравоохранения Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, главный врач ГУЗ «Хилокская ЦРБ» Ковальчук О.В., Михайлова К.В., Днепровская Т.А., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований - ГУП Забайкальского края «Аптечный склад», в судебное заседание не явились, представителей не направили, извещены надлежаще и своевременно.
На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из дела следует, Будниковой И.В. выставлен диагноз: сахарный диабет 2 типа, рекомендовано: контроль гликемии не менее 4-х раз в сутки, потребность в тест-полосках в год составляет ориентировочно 600 штук, прием препаратов - инсулин длинного действия и инсулин короткого действия с использованием шприц-ручек ( л.д.16,22-23).
Карасевой С.Г. выставлен диагноз: сахарный диабет 2 типа, рекомендовано: контроль гликемии не менее 4-х раз в сутки, потребность в тест-полосках в месяц составляет 360 штук (8 упаковок), прием препаратов – инсулин длинного и короткого действия, потребность в месяц в иглах для шприц-ручек составляет 460 штук (5 упаковок). Карасева С.Г. по общему заболеванию признана инвалидом 2 группы бессрочно (л.д.61,62-63,67).
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения является полномочием Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10 (Е10-Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Кроме того, правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан устанавливает Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, предусматривающий в качестве одного из видов государственной социальной помощи инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 8 статьи 6.1, пункт 1 части 1 статьи 6.2 Закона N 178-ФЗ ).
Организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения является полномочием Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, относит инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей - инвалидов в возрасте до 18 лет к самостоятельной группе населения, которой все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, Постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 N 2353 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов ( далее – Программы).
Разделом V Программ определено, обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в частности, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (пункт 2 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ); перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (пункт 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно п.2 ч.1 ст.3(1) Закона Забайкальского края от 25.11.2010 N 433-ЗЗК "О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан" право на получение бесплатного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении по основному заболеванию в рамках предоставления мер социальной поддержки имеют следующие категории граждан: граждане в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, установленным Правительством Российской Федерации.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р, включены: иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы к инсулиновой помпе (набор для введения инсулина амбулаторный); резервуары к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы).
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 года N 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру лиц, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом, инъекционными иглами к шприц-ручкам.
Согласно статьи 2 Закона Забайкальского края от 25.11.2010 N 433-ЗЗК "О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края", утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 N 319, Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сферах охраны здоровья граждан.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 18.12.2019 N 37-П (в ред. от 13.07.2022) "Об утверждении регламента взаимодействия участников реализации программ льготного лекарственного обеспечения на территории Забайкальского края", утв. Положение "О порядке организации работы медицинских организаций по бесплатному лекарственному обеспечению льготных категорий граждан Забайкальского края", Положение "О порядке организации работы аптечных организаций по бесплатному лекарственному обеспечению льготных категорий граждан Забайкальского края", Положение "О порядке организации работы Министерства здравоохранения Забайкальского края по бесплатному лекарственному обеспечению льготных категорий граждан Забайкальского края", участниками программ льготного лекарственного обеспечения необходимыми лекарственными препаратами граждан, включенных в Федеральный регистр лиц являются: Министерство здравоохранения Забайкальского края, медицинские организации, включенные в перечень медицинских организаций, имеющих право выписывать рецепты по программам льготного лекарственного обеспечения, аптечные организации, включенные в перечень пунктов отпуска лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан, имеющим право на бесплатное лекарственное обеспечение.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края", утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 N 319, Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сферах охраны здоровья граждан.
Пунктом 12.3.9 Положения предусмотрено, что Министерство здравоохранения Забайкальского края организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Министерство здравоохранения Забайкальского края на основании потребности в лекарственных препаратах для льготных категорий граждан, сформированной на основании заявок медицинских учреждений, заключает контракты на поставку лекарственных препаратов для обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами. Приемку лекарственных препаратов от поставщиков по контрактам, заключенным Министерством здравоохранения Забайкальского края, их хранение и отпуск по рецептам, выписанным врачами медицинских учреждений, осуществляет ГУП Забайкальского края «Аптечный склад» (л.д. 33-33,37-38).
Согласно п.4 ч.2 ст.73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.1.1 Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, утв. Приказу Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2007 г. N 110, при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них.
Согласно п. 2.1. названной Инструкции, самостоятельно лечащим врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения выписываются рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, в соответствии со стандартами медицинской помощи, за исключением случаев назначения, определенных пунктом 2.4.1 настоящей Инструкции.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что на Министерстве здравоохранения Забайкальского края лежит обязанность организовать обеспечение Будниковой И.В., Карасевой С.Г. бесплатными инсулиновыми иглами для шприц-ручек, тест-полосками для глюкометров в соответствии с потребностью согласно назначению, путем приобретения и поставки указанных медицинских изделий и средств диагностики уровня глюкозы в крови в ГУП Забайкальского края «Аптечный склад», а на ГУЗ «Хилокская ЦРБ» лежит обязанность сформировать и направить заявку в Министерство здравоохранения Забайкальского края в объеме, обеспечивающим потребность истцов согласно назначению и выписывать истцам рецепты на бесплатное получение инсулиновых игл для шприц-ручек и тест-полосок к глюкометрам.
Таким образом, поскольку Будникова И.В.,Карасева С.Г. имеют заболевание, включенное в перечень социально значимых заболеваний (сахарный диабет), при амбулаторном лечении данного заболевания государством гарантировано обеспечение граждан медицинскими изделиями средств диагностики – глюкометрами и тест полосками к глюкометрам, а также медицинскими изделиями - инсулиновыми иглами, бесплатно, по рецептам врачей, а Карасева С.Г., 17.06.1946 года рождения, достигшая возраста 77 лет, кроме того, относится к неработающим инвалидам II группы, то Будникова И.В. и Карасева С.Г. в соответствии с назначенным им лечением имеют право и должны обеспечиваться регулярно в течение года средствами измерения уровня глюкозы в крови – тест-полосками и инсулиновыми иглами к шприц-ручкам.
При этом суд учитывает, что Карасева С.Г. от набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения не отказывалась и в ОСФР по Забайкальскому краю с заявлением об отказе от набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения не обращалась, что следует из ответа ОСФР по Забайкальскому краю от 16.02.2024 г. № НЗ-56-23/5759 ( л.д.____).
Согласно пояснениям истицы Будниковой И.В. в суде при рассмотрении дела, следует, что в течение 2023 г. иглы ей не выдавались, рецепты на получение игл выдаются врачом-терапевтом только при наличии игл в аптеке. Из объяснений Карасевой С.Г. данных ею при проверке прокуратурой района следует, что в 2023 г. тест-полоски ей выдавались не регулярно, за истекший 2024 г. тест-полоски не выдавались, инсулиновые иглы для шприц-ручек в 2023 г. и за истекший период 2024 г. не выдавались, по рецепту, выданному 25.12.2023 г. на 19.02.2024 г. тест-полоски и инсулиновые иглы не получены по причине их отсутствия в аптеке ГУП «Аптечный склад».
Представитель ГУЗ «Хилокская ЦРБ» Карпова Д.А. не оспаривала, что Будникова И.В. своевременно и в необходимом количестве не обеспечивалась инсулиновыми иглами, Карасева С.Г. своевременно и в необходимом количестве не обеспечивалась инсулиновыми иглами и тест-полосками к глюкометру.
Из объяснений ответчика Днепровской Т.А. следует, что рецепты на получение тест-полосок и инсулиновых игл выписываются пациентам, в частности Карасевой С.Г. при их наличии в аптеке «Аптечный склад».
Из сведений программы «АСУЛОН», предоставленных ответчиком ГУЗ «Хилокская ЦРБ» следует, Будниковой И.В. за период с 01.01.2023 г. по 19.03.2024 г. рецепты на получение инсулиновых игл оформлялся 2 раза, оба раза 19.12.2023 г. – 0,30х8мм № 100 и 0,25х5 мм № 100. Получены инсулиновые иглы Будниковой С.В. 19.12.2023 г.
Карасевой С.Г. за период с 01.01.2023 г. по 19.03.2024 г. рецепты на получение тест-полосок выдавались 7 раз, из них реализованы 6. Рецепт от 25.12.2023 г. не реализован.
Рецепты на получение Карасевой С.Г. инсулиновых игл выдавались – 1 раз 25.12.2023 г., рецепт не реализован.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Будникова И.В. и Карасева С.Г. регулярно, в соответствии с имеющейся у них потребностью в соответствии с медицинскими показаниями и назначением врачей инсулиновыми иглами не обеспечиваются бесплатно, Карасева С.Г. кроме того, бесплатно не обеспечивается регулярно средствами диагностики уровня глюкозы в крови – тест-полосками к глюкометру.
Установленные судом обстоятельства свидетельствует о том, что Будникова И.В. и Карасева С.Г. течение 2023 г. и истекшего периода 2024 г. были лишены права, гарантированного им государством на регулярное и своевременное бесплатное получение медицинских изделий (инсулиновых игл), Карасева С.Г. также на бесплатное получение средств диагностики (тест-полосок к глюкометру) в связи с имеющимся у них заболеванием и назначенным лечением, свидетельствуют о нарушении прав Будниковой С.В. и Карасевой С.Г. на получение бесплатной медицинской помощи.
В силу вышеприведенных положений законодательства именно на медицинском учреждении, в данном случае на ГУЗ «Хилокская ЦРБ» и на Министерстве здравоохранения Забайкальского края лежит обязанность обеспечить пункты отпуска лекарственных препаратов, средств диагностики и медицинских изделий – аптеки, лекарственными препаратами, средствами диагностики и медицинскими изделиями для льготных категорий граждан, в объеме и ассортименте, необходимом для регулярного – в данном случае ежедневного лечения таких граждан. Исполнение государственной гарантии гражданам, страдающих сахарным диабетом, на получении ими бесплатной медицинской помощи в виде бесплатного получения лекарственных препаратов, средств диагностики и медицинских изделий является безусловным.
Вместе с тем, действующее законодательство не содержит требований об обязанности медицинских учреждений и органов власти субъектов Российской Федерации обеспечивать льготные категории граждан бесплатно ежемесячно средствами диагностики и медицинскими изделиями, не обязывает законодательство и граждан ежемесячно обращаться за получением средств диагностики и медицинских изделий, а поэтому исковые требования в части ежемесячного обеспечения истцов средствами диагностики и инсулиновыми иглами, удовлетворению не подлежат. Обеспечение истцов инсулиновыми иглами, тест-полосками должно быть с такой регулярностью, чтобы оно могло своевременно обеспечить месячную потребность истцов в соответствии с медицинскими показаниями.
Поскольку судом установлены нарушения прав Будниковой И.В., Карасевой С.Г. на получение бесплатной медицинской помощи – регулярное и полное в соответствии с медицинским назначением получение изделий медицинского назначения - одноразовых игл для инсулиновых шприц-ручек, а Карасевой С.Г. и тест-полосок к глюкометру, то устранить нарушение прав истцов следует путем возложения на ответчиков ГУЗ «Хилокская ЦРБ» и Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности в течение 2024 г. организовать регулярное, обеспечивающее месячную потребность обеспечение Будниковой И.В. и Карасевой С.Г. медицинскими изделиями - одноразовыми иглами для инсулиновых шприц-ручек в соответствии с медицинскими показаниями, а Карасевой С.Г. и тест-полосками к глюкометру.
На основании трудового договора от 17.06.2019 г. Ковальчук О.В. работает в ГУЗ «Хилокская ЦРБ» главным врачом ( л.д.____).
Согласно указанному трудовому договору Ковальчук О.В. является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью ( п.7 Трудового договора).
Согласно уставу ГУЗ «Хилокская ЦРБ» руководит учреждением главный врач, действующий на принципах единоначалия ( раздел 6 Устава).
Из объяснений Михайловой К.В., сведений из программы «АСУЛОН», следует, Будникова И.В. находилась на диспансерном наблюдении у врача –терапевта участкового ГУЗ «Хилокская ЦРБ» Михайловой К.В. Из пояснительной записки Михайловой К.В. следует, что Будникова И.В. посещает участкового терапевта не регулярно, информации о том, что не получала лекарственные препараты в аптеке в ГУЗ «Хилокская ЦРБ» не предоставляла ( л.д.20).
Согласно приказу № 126 от 11.03.2024 г. Михайлова К.В., врач-терапевт участковый, 11.03.2024 г. уволена по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ, по инициативе работника (л.д.___).
Как установлено судом, Будниковой И.В. за период с 01.01.2023 г. по 19.03.2024 г. рецепты на получение инсулиновых игл оформлялся 2 раза, оба раза 19.12.2023 г. При этом согласно данным АСУЛОН за рецептами на лекарственные препараты Будникова И.В. обращалась 9 раз.
Из объяснений Днепровской Т.А. в суде и при проверке, проводимой прокуратурой района, следует, она работает врачом-терапевтом участковым Харагунской участковой больницы. Карасева С.Г. проживает в с.Хушенга, где нет врачей, пациентка в силу своего здоровья и физических данных практически самостоятельно не передвигается, ее регулярно на дому осматривает врач Самитин. Поскольку в с.Хушенга нет возможности выписать рецепты на получение бесплатных лекарственных препаратов, то ей звонит фельдшер с Хушенга и она в программе АСУЛОН выписывает рецепты. Рецепты выписывались при условии, что препараты имеются в наличии в аптеке.
Судом установлено, что Карасевой С.Г. за период с 01.01.2023 г. по 19.03.2024 г. рецепты на получение тест-полосок выдавались 7 раз, рецепты на получение Карасевой С.Г. инсулиновых игл выдавались – 1 раз 25.12.2023 г., при том, что согласно данным АСУЛОН Карасева С.Г. за рецептами на лекарственные препараты обращалась 13 раз.
Из вышеизложенного следует, поскольку Будникова И.В. в связи с имеющимся у неё заболеванием сахарный диабет 2 типа находилась на диспансерном наблюдении врача-терапевта участкового Михайловой К.В., а Карасева С.Г. в связи с имеющимся у неё заболеванием сахарный диабет 2 типа – у врача-терапевта участкового Днепровской Т.А., то Михайловой К.В. и Днепровской Т.А, достоверно было известно о том, что Будникова И.В. и Карасева С.Г. своевременно должны быть обеспечены инсулиновыми иглами, поэтому названные участковые врачи-терапевты были обязана оформить рецепты на получение Будниковой И.В. и Карасевой С.Г. бесплатно инсулиновых игл для шприц-ручек. Однако, данную обязанность ни Михайлова К.В., ни Днепровская Т.А. не исполнили, чем допустили бездействие, которое не соответствует закону, а поэтому такие бездействия являются незаконными. Доводы Михайловой К.В., изложенные в пояснительной записке о том, что Будникова И.В. не заявляла о том, что не получает в аптеке лекарственные препараты, приняты быть не могут, поскольку бесплатное обеспечение медицинскими изделиями не носит заявительный характер. Кроме того, суд учитывает, что объективных причин, препятствующих Михайловой К.В. и Днепровской Т.А. исполнить врачебную обязанность оформить рецепты на бесплатное получение инсулиновых игл для шприц-ручек, не имелось. Те обстоятельства, что в аптеке ГУП «Аптечный склад» на момент обращения истцов за рецептами, отсутствовали медицинские изделия, не препятствовали оформить рецепты, действующее законодательство в сфере оказания медицинской помощи, а также в сфере социальной помощи не ставит в зависимость оформление рецептов на бесплатное получение медицинских изделий и средств измерения уровня глюкозы в крови от их наличия на аптечном пункте.
При таком положении требования о признании незаконными бездействия врачей-терапевтов участковых Михайловой К.В. и Днепровской Т.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку полномочия по организации деятельности ГУЗ «Хилокская ЦРБ» в том числе в сфере бесплатного обеспечения льготной категории граждан медицинскими изделиями и средствами диагностики уровня глюкозы в крови, лежит на главном враче Ковальчук О.В., в соответствии с должностными полномочиями Ковальчук О.В. должна контролировать работу врачей, в том числе их работу по своевременному оформлению рецептов на получение гражданами, страдающих сахарным диабетом 2 типа, бесплатно инсулиновых игл для шприц-ручек и тест-полосок для глюкометров. Доказательств тому, что главный врач ГУЗ «Хилокская ЦРБ» Ковальчук О.В. исполнила указанные должностные полномочия, осуществляла контроль за деятельностью врачей-терапевтов участковых Михайловой К.В. и Днепровской Т.А. по оформлению рецептов Будниковой И.В. и Карасевой С.Г. на бесплатное получение инсулиновых игл для шприц-ручек и тест-полосок для глюкометров, в материалах дела не имеется, ответчиком таких доказательств суду не представлено. Таким образом главный врач ГУЗ «Хилокская ЦРБ» Ковальчук О.В. допустила бездействие, чем нарушила права истцов на получение гарантированной бесплатной медицинской и социальной помощи. Поэтому допущенное главным врачом ГУЗ «Хилокская ЦРБ» Ковальчук О.В. бездействие является незаконным.
При таком положении исковые требования к главному врачу ГУЗ «Хилокская ЦРБ» Ковальчук О.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исковые требования о взыскании с ГУЗ «Хилокская ЦРБ» в пользу Карасевой С.Г. компенсации морального вреда в размере 10000,00 руб. в связи с тем, что Карасева С.Г. не была обеспечена медицинскими изделиями и средствами диагностики сахарного диабета, ей не были выданы рецепты на бесплатное их получение, подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В абзаце 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" указано, в случаях, если законом предусмотрена обязанность ответчика компенсировать моральный вред в силу факта нарушения иных прав потерпевшего (например, статья 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"), при доказанности факта нарушения права гражданина (потребителя) отказ в удовлетворении требования о компенсации морального вреда не допускается.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.
В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, медицинские организации, медицинские и фармацевтические работники государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения несут ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи, при оказании ему ненадлежащей медицинской помощи и обязаны компенсировать моральный вред, причиненный при некачественном оказании медицинской помощи (статья 19 и части 2, 3 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Разрешая требования о компенсации морального вреда, причиненного вследствие некачественного оказания медицинской помощи, суду надлежит, в частности, установить, были ли приняты при оказании медицинской помощи пациенту все необходимые и возможные меры для его своевременного и квалифицированного обследования в целях установления правильного диагноза, соответствовала ли организация обследования и лечебного процесса установленным порядкам оказания медицинской помощи, стандартам оказания медицинской помощи, клиническим рекомендациям (протоколам лечения), повлияли ли выявленные дефекты оказания медицинской помощи на правильность проведения диагностики и назначения соответствующего лечения, повлияли ли выявленные нарушения на течение заболевания пациента (способствовали ухудшению состояния здоровья, повлекли неблагоприятный исход) и, как следствие, привели к нарушению его прав в сфере охраны здоровья.
При этом на ответчика возлагается обязанность доказать наличие оснований для освобождения от ответственности за ненадлежащее оказание медицинской помощи, в частности отсутствие вины в оказании медицинской помощи, не отвечающей установленным требованиям, отсутствие вины в дефектах такой помощи, способствовавших наступлению неблагоприятного исхода, а также отсутствие возможности при надлежащей квалификации врачей, правильной организации лечебного процесса оказать пациенту необходимую и своевременную помощь, избежать неблагоприятного исхода.
На медицинскую организацию возлагается не только бремя доказывания отсутствия своей вины, но и бремя доказывания правомерности тех или иных действий (бездействия), которые повлекли возникновение морального вреда.
Из изложенного следует, что в случае причинения гражданину морального вреда (нравственных и физических страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, в числе которых право гражданина на охрану здоровья, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Гражданское законодательство предусматривает презумпцию вины причинителя вреда: лицо, причинившее вред, освобождается от обязанности его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Исключения из этого правила установлены законом, в частности статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и причиненным вредом, в том числе моральным, означает, что противоправное поведение причинителя вреда влечет наступление негативных последствий в виде причиненного потерпевшему вреда. При этом закон не содержит указания на характер причинной связи (прямая или косвенная (опосредованная) причинная связь) между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом и не предусматривает в качестве юридически значимой для возложения на причинителя вреда обязанности возместить вред только прямую причинную связь. Характер причинной связи может влиять на размер подлежащего возмещению вреда.
Судом установлен факт нарушения ГУЗ «Хилокская ЦРБ» прав истицы Карасевой С.Г. в сфере охраны здоровья, поэтому Карасева С.Г. вправе требовать компенсации морального вреда за нарушение своих прав.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из индивидуальных особенностей Карасевой С.Г., которая, достигнув возраста 77 лет и имея заболевания, которые послужили основанием для признания инвалидом 2 группы, безусловно, испытывала переживания за свою жизнь и здоровье, которые на прямую зависят от получения бесплатной помощи в виде обеспечения инсулиновыми иглами для шприц-ручек и тест-полосками. На данные обстоятельства Карасева С.Г. указала в объяснениях от 19.02.2024 г. В связи с чем, суд отклоняет доводы представителя Карповой Д.А. о недоказанности Карасевой С.Г. причинения ей нравственных переживаний, вреда здоровью. Вместе с тем суд учитывает характер допущенного ГУЗ «Хилокская ЦРБ» нарушения и степень его вины. Так судом установлено, что в полномочия ГУЗ «Хилокская ЦРБ» входит оформление и направление заявки в Министерство здравоохранения Забайкальского края на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий для льготной категории граждан, оформление рецептов на бесплатное получение. Плановая заявка ГУЗ «Хилокская ЦРБ» в Министерство здравоохранения Забайкальского края была направлена, рецепты не оформлялись в связи с отсутствием медицинских изделий, поставка которых на аптечный пункт не была обеспечена Министерством здравоохранения Забайкальского края. Следовательно, вина за необеспечение Карасевой С.Г. инсулиновыми иглами для шприц-ручек и тест полосок в равной степени ( по ?) лежит как на ГУЗ «Хилокская ЦРБ», так и на Министерстве здравоохранения Забайкальского края. В связи с чем размер компенсации морального вреда, заявленный Карасевой С.Г. подлежит снижению на ?. При этом суд учитывает, что в объяснениях от 19.02.2024 г. обосновывая компенсацию морального вреда, Карасева С.Г. также указывала на совместное бездействие ГУЗ «Хилокская ЦРБ» и Министерство здравоохранения Забайкальского края, однако требований к Министерству не предъявила.
Исходя из изложенного, с учетом требований разумности и справедливости, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда в сумме 5000,00 руб., и взыскать с ответчика ГУЗ «Хилокская ЦРБ» в пользу Карасевой С.Г. компенсацию морального вреда в указанном размере.
При таком положении исковые требования о взыскании компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению.
Согласно п.5 ст.123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Согласно Уставу ГУЗ «Хилокская ЦРБ» собственником имущества ГУЗ «Хилокская ЦРБ» является Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
На основании п.5 ст.123.22 ГК РФ на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края следует возложить субсидиарную ответственность по обязательствам ГУЗ «Хилокская ЦРБ» перед Карасевой С.Г. при недостаточности имущества ГУЗ «Хилокская ЦРБ», на которое может быть обращено взыскание.
Исходя из изложенного, как не основанные на законе, суд отклоняет доводы представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Беляевой Ю.Н. о том, что субсидиарную ответственность должно нести Министерство здравоохранения Забайкальского края.
На основании ст.103 ГПК РФ, п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ГУЗ «Хилокская ЦРБ» в бюджет муниципального района Хилокский район следует взыскать государственную пошлину в размере 300,00 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействия главного врача ГУЗ «Хилокская центральная районная больница» Ковальчук Ольги Владимировны, выразившиеся в отсутствии контроля за деятельностью врачей-терапевтов Михайловой Ксении Вячеславовны, Днепровской Татьяны Анатольевны по оформлению рецептов.
Признать незаконными бездействия врачей-терапевтов ГУЗ «Хилокская центральная районная больница» Михайловой Ксении Вячеславовны, Днепровской Татьяны Анатольевны выразившиеся в неназначении и в не оформлении рецептурных бланков для бесплатного получения Будниковой Ириной Владимировной медицинских изделий – одноразовых игл для инсулиновых шприц-ручек, Карасевой Светланой Георгиевной медицинских изделий- одноразовых игл для инсулиновых шприц-ручек и средств диагностики сахарного диабета-тест-полосок для глюкометров.
Обязать ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" (ИНН 7523002220) и Министерство здравоохранения Забайкальского края (ИНН 7536095695) организовать в течение 2024 г. регулярное, обеспечивающее месячную потребность, обеспечение Будниковой Ирины Владимировны (паспорт <данные изъяты>) медицинскими изделиями - одноразовыми иглами для инсулиновых шприц-ручек в соответствии с медицинскими показаниями.
Обязать ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" (ИНН 7523002220) и Министерство здравоохранения Забайкальского края (ИНН 7536095695) организовать в течение 2024 г. регулярное, обеспечивающее месячную потребность, обеспечение Карасевой Светланы Георгиевны (паспорт <данные изъяты>) медицинскими изделиями - одноразовыми иглами для инсулиновых шприц-ручек и средствами диагностики сахарного диабета-тест-полосками для глюкометров в соответствии с медицинскими показаниями.
Взыскать с ГУЗ «Хилокская ЦРБ» в пользу Карасевой Светланы Георгиевны (паспорт <данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 5000,00 рублей.
При недостаточности имущества ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" (ИНН 7523002220), на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность по обязательствам перед Карасевой Светланой Георгиевной, возложить на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ИНН 7536095984).
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с ГУЗ «Хилокская центральная районная больница» в бюджет муниципального района «Хилокский район» государственную пошлину в размере 300,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 04.06.2024 г.
Судья С.А.Клейнос