Дело № 2-204/2024
УИД 22RS0004-01-2024-000203-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Благовещенка 03 июня 2024 года
Благовещенский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Дьяковой А.В.,
при секретаре Иост Е.С.
с участием истца Гостева А.И., его представителя Володиной Л.В.,
ответчика Таран Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гостева Алексея Ивановича к Таран Татьяне Андреевне о лишении права на получение выплат и льгот в связи с гибелью при исполнении обязанностей военнослужащего,
УСТАНОВИЛ:
Истец Гостев А.И. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Таран Т.А., в обоснование иска указав, что вместе с ответчиком состоял в фактических брачных отношениях, отношения не регистрировали. Имеют совместного ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который ДД.ММ.ГГГГ погиб при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территории ДНР, ЛНР и Украины. Истцу стало известно, что ответчик желает получить выплаты и льготы в связи с гибелью при исполнении обязанностей военнослужащего ФИО2 Считает, что ответчик не может претендовать на данные меры социальной поддержки. Вместе с ответчиком они проживали в <адрес>. На протяжении всей жизни ответчик злоупотребляла спиртными напитками, на длительные время уезжала из дома с различными мужчинами, с ответчиком у истца происходили постоянные ссоры. В 2007 истец после очередной ссоры с ответчиком уехал на заработки в <адрес>, сын ФИО2, которому было 10 лет, стал проживать со своим братом ФИО6 в <адрес>, после окончания школы, обучался в Благовещенском профессиональном лицее, при этом истец материально содержал ФИО2, общался с ним, принимал участие в его воспитании, интересовался учебой, духовно поддерживал. Ответчик с 2011 года совместно с сыном не проживала, какого-либо участия в воспитании сына не принимала, моральной, духовной поддержки не оказывала, не проявляла заинтересованности в его развитии, воспитании, обучении, не звонила и не приезжала. Стала проявлять интерес к сыну, когда тот находился в зоне специальной военной операции, звонила ему в нетрезвом состоянии. Считает, что ответчик не имеет права на получение мер социальной поддержки в связи с гибелью сына ФИО2 Просит лишить Таран Т.А. права на получение выплат и льгот в связи с гибелью военнослужащего ФИО2 на территории РФ, Донецкой Народной Республики, <адрес>.
Истец Гостев А.И., а также его представитель Володина Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. Истец в судебном заседании дополнительно пояснил, что проживал на протяжении длительного времени с <адрес> вместе с ответчиком Таран Т.А. Имеют троих совместных детей – ФИО17, ФИО6 и ФИО2 Ранее ответчик числилась в колхозе в <адрес> в качестве подменного работника. Он работал также в колхозе в качестве механизатора. В основном материальным содержанием семьи занимался он. Также его семье помогала его мать, которая проживала с ними до 2007 года, до момента своей смерти. За время проживания с ответчиком бывало, что по приходу домой с работы, Таран Т.А. дома не находилась, дети не спали, ответчик приходила домой в позднее время. Между ними было все, доходило и до рукоприкладства. Не отрицает, что как ответчик, так и он сам употребляли спиртные напитки. В 2011 году Таран Т.А. уезжала в <адрес> к сожителю и отсутствовала около шести месяцев. Дети оставались с ним. Далее он с ответчиком снова стали жить семьей. Таран Т.А. работала дояркой, он стал подрабатывать вахтовым методом. Всего хватало. На тот момент их совместный сын ФИО2 стал проживать в <адрес> вместе со средним братом ФИО6 и его супругой ФИО5 После окончания школы ФИО2 поступил в Благовещенский лицей, при этом оформлением документов при поступлении занималась супруга ФИО6 – ФИО5, которая проходила с ФИО2 медицинскую комиссию и писала при поступлении необходимые заявления для зачисления. Он и ответчик знали об этом, сами просили об этом ФИО5, так как работали и времени для оформления документов у них не было. После окончания лицея, в 2021 году ФИО2 пошел в армию, служил в <адрес>. На проводы сына ответчик не приезжала, хотя ее приглашали. По какой причине не приехала не знает, на тот момент она проживала в <адрес>. ФИО2 за время прохождения военной службы в зоне специальной военной операции общался с ним по телефону, материально ему помогал, в будущем сын планировал прибрести квартиру. Ответчик родительских прав не лишена, в родительских правах не ограничена.
Ответчик Таран Т.А. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила в судебном заседании, что проживала совместно с истцом Гостевым А.И. с 1991 года. Имеют троих совместных детей. Проживали сначала в <адрес> в доме свекрови, то есть она, истец, мать истца и трое детей. После смерти свекрови в 2007 году продолжили совместно проживать. Отношения с истцом официально не оформляли. За время совместного проживания она работа дояркой в ООО «Заря», истец также работал в колхозе, вели общее хозяйство, денежными средствами распоряжались совместно, тратили на совместные семейные нужды. За время проживания истец злоупотреблял спиртными напитками, ей приходилось обращаться по данному поводу в отдел полиции, бывало, что дело доходило до рукоприкладства. Она спиртными напитками не злоупотребляла. ФИО2 их совместный третий ребенок. С первого по третий класс ФИО2 учился в школе в <адрес>, далее с четвертого класса учился в Новокулундинской школе, где окончил 9 классов. Примерно с 7 или 8 класса ФИО2 проживал в <адрес> вместе с братом ФИО6 и его супругой. Это было связано с тем, что ему было удобнее оттуда добираться до школы. ФИО2 периодически приезжал в <адрес>, так как у него оставались друзья, она по мере возможности передавала ему гостинцы. На родительские собрания ходила всегда, один раз приходил и истец. Потом сын поступил учиться на тракториста в Благовещенский профессиональный лицей. Сын увлекался спортом, когда учился в школе, катался на лыжах, когда учился в лицее, тоже записывался в секцию. Пока жили все вместе, она иногда уезжала к своим родителям, но детей брала с собой. Детей любила, они относились к ней как к матери. На проводах сына ФИО2 в зону специальной военной операции присутствовала, о его смерти узнала по телефону от среднего сына, приезжала на похороны. За время, что ее сын ФИО2 находился в зоне специальной военной операции, он неоднократно ей звонил, они общались, бывало, что просил денег, на что именно уже не помнит. Она сыну не отказывала, перечисляла ему ту сумму, которую просил. Когда сын был в отпуске в 2023, то приезжал к ней в <адрес>. По какой причине истец хочет лишить ее выплат, причитающихся ей как матери погибшего ФИО2, она не знает. В отношении детей родительских прав не лишена и не ограничена.
Представители третьих лиц - Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части №, АО «СОГАЗ», ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени слушания дела надлежащим образом, возражений на исковое заявление не предоставили, об отложении судебного заседания не просили.
Привлеченное в качестве третьего лица Министерство финансов Алтайского края предоставило отзыв, в котором просило исключить Министерство из числа лиц, участвующих в деле в связи с тем, что оно не наделено полномочиями по реализации государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения Алтайского края.
Представитель третьего лица – отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Алтайском крае, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил отзыв, в котором указал о порядке назначения выплат, которые полагаются членам семьи погибшего военнослужащего. По существу спора принятие решения оставили на усмотрение суда, рассмотреть дело по существу просили в отсутствие своего представителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о судебном заседании.
Изучив представленные доказательства, выслушав участвующих лиц, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ФИО21 (до установления отцовства Таран) ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет мать Таран Татьяну Андреевну и отца ФИО2, что подтверждается записью акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, а также записью акта об установлении отцовства № от ДД.ММ.ГГГГ.
Родители ФИО2 – Гостев А.И. и Таран Т.А. в зарегистрированном браке не состояли, проживают совместно с 1991 года и состояли на протяжении более 20 лет в фактических брачных отношениях. Имеют совместных детей: ФИО17, ФИО6 и ФИО2, данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Сведений о лишении Гостева А.И. и Таран Т.А. родительских прав, либо об ограничении родительских прав не имеется, суду не представлено.
Согласно записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ, причина смерти: острая массивная кровопотеря, другие уточненные травмы с вовлечением нескольких областей тела, военные операции, вызвавшие повреждения другими видами взрывов или осколками, место смерти: Российская Федерация, Донецкая Народная Республика, <адрес>, последнее место жительства: Российская Федерация, <адрес>. Смерть наступила в период прохождения действительной военной службы.
Согласно извещению № 352 от 07.03.2024 Военного комиссариата Благовещенского и Суетского районов Алтайского края, адресованного Гостеву А.И., его сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения погиб ДД.ММ.ГГГГ при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территориях ДНР, ЛНР и Украины. Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).
Согласно п. 1 ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 1 ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ) военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ).
Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся, в том числе, военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица: супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях; подопечные застрахованного лица; лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим застрахованное лицо в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (данный порядок не распространяется на лиц, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта).
Согласно законодательству Российской Федерации в связи с гибелью военнослужащего положены:
- выплата единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;
- выплата страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»;
- единовременная выплата, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации № 98 от 05.03.2022 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членами их семей»;
- выплата, предусмотренная распоряжением губернатора Алтайского края от 04.04.2022.
Категории членов семей, которым положены выплаты, определяются в соответствии с ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ. Выплаты членам семей военнослужащим осуществляются в равных долях.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются, в том числе, гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Из абз. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ следует, что выплачивается страховая сумма в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов в размере 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях.
Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абз. 9 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ).
Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
В соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.
Согласно п. 2 с. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами.
Указом Президента РФ от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» (далее - Указ Президента РФ от 05.03.2022 № 98) предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.
Так, согласно п. п. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 98 в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 000 000 рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с ч. 1,2 ст. 12 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ. При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц.
Распоряжением Правительства Алтайского края от 04.04.2022 № 97-р предусмотрено предоставление единовременной материальной помощи в размере 1 000 000 рублей в равных долях членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в результате специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины.
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции РФ, в частности статьями 2, 7, 39 (частями 1 и 2), 41 (ч.1), 45 (ч.1), 59 (частями 1 и 2) и 71 (пункты «в», «м»), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы.
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности: страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (п. 3 ст. 2, ст. 4 и 42 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ); меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие (ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ); единовременная выплата, предусмотренная Указом Президента РФ от 05.03.2022 № 98, а также единовременная материальная помощь, предусмотренная Распоряжением Правительства Алтайского края от 04.04.2022 № 97-р.
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным и региональным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, единовременную выплату, единовременную материальную помощь, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ, Указе Президента РФ от 05.03.2022 № 98, Распоряжении Правительства Алтайского края от 04.04.2022 года № 97-р, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ и корреспондирующими ей нормами ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (п. 1 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (п.4 ст.66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно абз. 2 ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 ст. 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В абз.1, 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Из показаний свидетеля ФИО17, допрошенного в судебном заседании следует, что ранее он вместе с братьями ФИО6, ФИО2, родителями Гостевым А.И. (истец), Таран Т.А. (ответчик), матерью отца проживали одной семьей в <адрес>. После смерти бабушки в 2007 году, они переехали в соседний дом по той же улице, стали проживать там. Его мать Таран Т.А. работала дояркой на ферме, злоупотребляла спиртным, пару раз в год терялась, уходила из дома. Свои обязанности по отношению к детям не выполняла, относилась к этому безответственно. В 2011 Таран Т.А. уехала в <адрес>, где проживала с сожителем. Примерно с седьмого класса его брат ФИО2 стал проживать в <адрес> у среднего брата ФИО6 и его супруги ФИО5 При этом их отец и ФИО6 полностью содержали ФИО2, покупали ему школьные принадлежности, одежду. Таран Т.А. с 2013 года нигде не работала, так как работы не было, участия в содержании ФИО2 не принимала. С 2017 года Таран Т.А. перестала проживать с ними как с семьей. ФИО2 после окончания школы поступил в Благовещенский профессиональной лицей, при этом оформлением документов для поступления и медицинскую комиссию проходил вместе с супругой среднего брата ФИО5 Материально Таран Т.А. ФИО2 не поддерживала, тот находился на обеспечении своего отца и среднего брата. После этого, Таран Т.А. уехала жить в <адрес>, где проживает до настоящего времени. ФИО2 приезжал к матери, когда был в отпуске в 2023 году.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании дал показания, аналогичные показаниям свидетеля ФИО17, уточнил, что до 2011 года проживал совместно с родителями, потом уехал и стал постоянно проживать в <адрес> вместе с девушкой. Его младший брат ФИО2 с июня 2011 года стал проживать вместе с ним и его супругой ФИО5, от них ездил в школу, при этом его обеспечением занимался он и его отец Гостев А.И. Таран Т.А. материально с содержанием ФИО2 не помогала. Его супруга ФИО5 в 2017 году самостоятельно ходила вместе с ФИО2 и занималась его оформлением в Благовещенский лицей. Когда ФИО2 находился в зоне специальной военной операции и приезжал к нему домой, то в ходе разговора говорил, что обижен на мать и не хочет, чтобы она получила выплаты после его смерти. После смерти ФИО2, Таран Т.А. приезжала на похороны, пыталась материально помочь, но деньги от нее они не взяли. ФИО2 о матери разговаривать не хотел.
Свидетель ФИО5, допрошенная в судебном заседании дала показания, аналогичные показаниям свидетеля ФИО6
Факт проживания ФИО2 в семье своего брата ФИО6 и его супруги ФИО5 подтверждается показаниями свидетеля ФИО7, являющегося одноклассником ФИО2, которому ФИО2 пояснял, что мать с отцом ему заменили его брат с супругой.
Также допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО8 и ФИО9 показали, что им известна семья ФИО21 и известно о том, что ФИО2 проживал с 7 или 8 класса в <адрес> в семье родного брата и его супруги, видели ФИО10 в нетрезвом состоянии, более подробно охарактеризовать отношения в семье не могут.
Из показаний допрошенного свидетеля ФИО11, следует, что ранее она проживала в <адрес>, когда в течение 2-3 месяцев в 2011 году с ней по соседству проживала с сожителем Таран Т.А., сын которой – ФИО2 проживал также в <адрес> вместе со своим братом и его супругой. О том, чтобы Таран Т.А. и ФИО2 общались, ей ничего не известно, вместе их не видела.
Допрошенная свидетель ФИО12 показала, что в 2021 году в <адрес>, где также проживала и она сама, проживала Таран Т.А. с сожителем. Никто из детей совместно с Таран Т.А. не проживал, работала Таран Т.А. или нет, ей не известно, более подробно ее охарактеризовать ее не может.
Свидетель ФИО13 в судебном заседании показал, что знаком с Таран Т.А., с которой на протяжении последних трех лет они проживают совместно в <адрес>. Отношения между ними хорошие, знает, что у Таран Т.А. имеется сын ФИО2, который проходил военную службу на территории проведения специальной военной операции. Ему известно, что ФИО2 звонил Таран Т.А. когда находился на воинской службе, они общались, ФИО2 просил у матери деньги. Она ему не отказывала, переводила на карточку сына нужную ему сумму, также давала ему деньги, когда тот отбывал в зону специальной военной операции. Когда в 2023 году ФИО2 был в отпуске, то два раза приезжал в гости к Таран Т.А., дарил ей цветы. Ничего плохого о Таран Т.А. сказать не может, был вместе с ней на похоронах ФИО2.
Согласно сведениям нотариуса межрайонного нотариального округа Благовещенского и Суетского районов Алтайского края Голубевой Т.Н. наследственных дел после смерти ФИО2 не заводилось, согласно ответа нотариуса Шишкиной Н.В. в ее производстве находится наследственное дело к имуществу умершего ФИО2, наследником по которому является Гостев А.И., других наследников нет, свидетельства о праве на наследство не выдавались.
Сведений об имеющемся завещании, составленном ФИО2, согласно которому было бы иным образом распределено наследственное имущество, доказательств наличия завещания суду не предоставлено.
Таким образом, факт совместного проживания Гостева А.И. и Таран Т.А. и наличие между ними фактически брачных отношений на протяжении длительного периода времени сторонами не оспаривается, подтверждается в том числе справкой главы сельсовета <адрес> от 28.03.2024 № 64, согласно которой в период с 2001 по 2011 в <адрес> проживали и были зарегистрированы Гостев А.И., его мать ФИО16, сожительница Таран Т.А. и их дети ФИО17, ФИО6 и ФИО2 и справкой главы Администрации Новокулдундинского сельсовета Благовещенского района Алтайского края от 15.04.2024 № 47, согласно которой после смерти ФИО16 указанные лица проживали в <адрес> до 2018 года.
Сведениями о проживании с 2011 ФИО2 в <адрес> сельсовет п. Новотюменцево не располагает.
Согласно предоставленным ответчиком сведениям ее трудовой книжки с 2006 года по настоящее время она осуществляет трудовую деятельность, имелись перерывы, связанные с истечением срока трудового договора, а также с увольнением ввиду сокращения штата. Так, в 2006 ответчик принята на работу в ООО «Заря», где работала в качестве доярки, в 2010 году принята на работу в качестве оператора машинного доения на молочный комплекс ООО «Заря», с июля 2013 работала дояркой в СПК «Димитровский». Сведений о том, что расторжение трудового договора с ответчиком в связи с ненадлежащим исполнением ею трудовых обязанностей либо в связи со злоупотреблением ею спиртными напитками, не имеется. Согласно сведениям трудовой книжки, с 2019 года ответчик трудоустроена и осуществляет трудовую деятельность до настоящего времени.
По ходатайству истца к материалам дела приобщены сведения из КГБПОУ «Благовещенский профессиональный лицей», а именно заявление о принятии ФИО2 в данное учебное заведение от 18.07.2017, подписанное ФИО2, согласие на обработку персональных данных обучающегося, в котором в качестве его законного представителя указан брат ФИО6 и имеется его подпись. Вместе с тем, суд отмечает, что сторонами не оспаривался тот факт, что оформлением документов при поступлении ФИО2 в КГБПОУ «Благовещенский профессиональный лицей» занимался брат ФИО6 и его супруга ФИО5, в своих пояснениях истец и ответчик показали, что это было вызвано их занятостью на работе, в связи с чем был достигнута договоренность, что оформлением ФИО2 в лицей будет заниматься ФИО6 и его супруга.
Исходя из вышеизложенного, факта неисполнения своих родительских обязанностей со стороны ответчика, которые могли бы послужить основаниями для признания ее уклоняющейся от своих родительских обязанностей, лишения ее родительских прав, в судебном заседании установлено не было. Истец и ответчик не отрицают, что за время совместно проживания выпивали спиртные напитки, скандалили. Это следует как из показаний истца, так и из показании ответчика, подтверждается и показаниями свидетеля ФИО9, пояснившей в судебном заседании, что Гостев А.И. и Таран Т.А. жили не совсем дружно, бывало, что и расходились, но когда именно это было, не знает.
В судебном заседании также установлено и подтверждается показаниями истца, ответчика, свидетелей, что примерно в 7-8 класса ФИО2 проживал у своего родного брата ФИО6 и его супруги ФИО5 в <адрес>, однако, как пояснили стороны, это было связано с тем, что ФИО2 было удобнее от брата ездить в школу. На тот момент Гостев А.И. работал вахтовым методом и периодически дома не находился, Таран Т.А. проживала в <адрес>. Сторонами не оспаривается, что в семье основная финансовая нагрузка, связанная с содержанием детей и ведением хозяйства, была на истце, не оспаривается, что при проживании ФИО2 в семьей своего брата, Таран Т.А. материально не помогала с его содержанием, однако, как было установлено в судебном заседании и не опровергается сторонами, ответчик по мере возможности передавала ФИО2 гостинцы, когда тот из <адрес>, приезжал к ней в <адрес>.
Таким образом, исследовав письменные материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, показания свидетелей, судом установлено, что Таран Т.А. наряду с истцом принимала участие в жизни их совместного ребенка ФИО2, оказывала моральную поддержку сыну, оказывала посильную материальную помощь, что в том числе, подтверждается и выписками со счета ответчика с указанием количества и сумм денежных переводов, произведенных ответчиком на счет ФИО2, сторонами данное обстоятельство не оспорено.
Несмотря на то, что забота ответчиком о сыне ФИО2 и оказание материальной помощи не осуществлялась в достаточной степени, ввиду отсутствия у ответчика постоянного заработка, нестабильных отношений с истцом, что стало причиной их последующего раздельного проживания и прекращения семейных отношений, вместе с тем родственные связи у ответчика и ее сыном ФИО2 сохранились, о чем свидетельствует и его общение с матерью во время приезда в отпуск в 2023 году. В родительских правах ответчик в отношении детей ограничена не была, родительских прав не лишалась.
В связи с данными обстоятельствами у суда нет оснований признать ответчика уклоняющимся от исполнения своих родительских обязанностей в отношении ФИО2, не поддерживающим с ФИО2 семейных и близких родственных отношений, в судебном заседании доказательств этого сторонами не представлено, в связи с чем суд не находит оснований для лишения ответчика Таран Т.А. права на выплату ей пособий, иных мер социальной поддержки в связи с гибелью ФИО2 при прохождении службы в зоне специальной военной операции, а именно права на: выплату единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ; выплату страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ; единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации № 98 от 05.03.2022; выплату, предусмотренную распоряжением губернатора Алтайского края от 04.04.2022, предназначенных в связи с гибелью 21.02.2024 Гостева П.А. в период прохождения военной службы и связанной с исполнением обязанностей военной службы в ходе специальной военной операции на территории Украины, Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины, понесенные истцом, с ответчика не взыскивать согласно волеизъявлению истца.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гостева Алексея Ивановича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Благовещенский районный суд Алтайского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Дьякова
Решение в окончательной форме принято 07 июня 2024 года