Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-59/2021 от 09.08.2021

УИД 43MS0016-01-2021-002983-51 Дело №11-59/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кирово-Чепецк 30 августа 2021 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе судьи Шишкина А.В., при секретаре Наговицыной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов *** на решение мирового судьи судебного участка *** Кирово-Чепецкого судебного района *** от *** по гражданскому делу по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах ФИО1 к Министерству финансов ***, КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница», КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи ***» о взыскании убытков,

установил:

Кирово-Чепецкий городской прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству финансов ***, КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница», КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи ***» о взыскании убытков в виде излишне уплаченной суммы за жилье, освещение и отопление.

Определением суда от *** в связи с отказом материального истца ФИО1 и процессуального истца – помощника Кирово-Чепецкого городского прокурора ФИО3 от исковых требований к КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» и к КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи ***» производство по гражданскому делу в указанной части прекращено.

Решением мирового судьи судебного участка *** Кирово-Чепецкого судебного района *** *** от *** по делу (далее - решение мирового судьи) исковые требования удовлетворены. С Министерства финансов *** за счет средств казны субъекта РФ «***» в пользу ФИО1 взысканы убытки в виде излишне уплаченной суммы за жилье, освещение и отопление за период с *** по *** в общей сумме 16080,71 руб.

В апелляционной жалобе Министерство финансов *** ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что право на компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг в прежнем объеме после *** сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до ***, т.е. одновременно работали и проживали в сельской местности. В материалы дела не представлено доказательств того, что истец пользовалась льготами до ***. В соответствии с *** ***-ЗО истцу выплачивалась частичная компенсация ежемесячно, оплата расходов на коммунальные услуги в полном объеме областным законодательством не предусмотрена. Также указано, что взыскание вышеуказанных расходов должно осуществляться за счет средств Федерального бюджета, а не за счет областного бюджета. Просят решение мирового судьи от *** отменить и вынести новое решение, дело рассмотреть без участия.

Старший помощник прокурора Ильина Н.А. в судебном заседании считает решение мирового судьи от *** законным и обоснованным.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.

Представитель КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия.

Представитель КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи ***» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Исследовав и оценив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного мировым судьей решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

В соответствии с ч.2 ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 №5487-1, в редакции, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

С 01.01.2005 согласно п.50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы. Одновременно с признанием утратившей силу ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ.

Те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа, предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. Как следует из ст.4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Он составил ежемесячно за период с 01.07.2014 - 628 руб.

Как указано выше, действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в областных учреждениях здравоохранения, того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы государственной власти субъекта РФ. Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что РФ как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на РФ лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.

Следовательно, применение положений Закона Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО не освобождает Министерство финансов Кировской области от принятия мер социальной поддержки в соответствии со ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан за счет бюджета области, поскольку это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников. Сохранение прежнего уровня социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере медицинским работникам с 01.01.2005 предполагается при условии продолжения работы в медицинском учреждении в сельской местности.

В силу п.1 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31.12.2004.

Из анализа указанных правовых норм следует, что юридически значимым обстоятельством для дела является выяснение обстоятельства пользования истца, как медицинского работника областного государственного медицинского учреждения, льготами по предоставлению жилого помещения с освещением и отоплением в период до 01.01.2005.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с *** по настоящее время является медицинским работником, осуществляющим трудовую деятельность и проживающим в сельской местности.

По состоянию на *** ФИО1 работала в должности фельдшера пункта неотложной помощи ОГУЗ «Просницкой участковой больницы» и проживала по адресу: ***, и пользовалась мерой социальной поддержки в виде бесплатного предоставления квартиры с отоплением и освещением до ***.

В настоящее время ФИО1 работает в должности фельдшера скорой медицинской помощи в КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи ***» в филиале подстанции *** (ж/д ***) и проживает по адресу: ***/Б, ***.

С *** филиал подстанции *** (ж/д ***) переименован в Кирово-Чепецкое отделение скорой медицинской помощи (ж/д ***), где ФИО1 продолжает работать.

КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» «Просницкая врачебная амбулатория» расположено на территории ж/д ***, которая является административным центром МО «Просницкое сельское поселение ***» и относится к сельским населенным пунктам, что подтверждается справкой администрации Просницкого сельского поселения *** от ***.

Таким образом, работа ФИО1 в сельской местности носит непрерывный характер.

Согласно Уставу КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» данное учреждение здравоохранения находится в ведении субъекта РФ – «***». В структуру Учреждения входит, в том числе, Просницкая врачебная амбулатория (п.5.13 Устава).

Учредителем КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи ***» также является ***, функции и полномочия учредителя учреждения выполняет министерство здравоохранения ***.

Факт пользования ФИО1 льготой по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением до *** также установлен вступившим в законную силу судебным решением, представленным в материалы дела, и не подлежит доказыванию вновь в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ (заочное решение Кирово-Чепецкого районного суда *** *** от ***).

Согласно справке КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи ***» *** от *** ФИО1 за период с *** по *** получила частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 7536 руб., из расчета по 628 руб. ежемесячно.

С учетом частичной выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, сумма понесенных ФИО1 затрат на оплату услуг за жилье, освещение и отопление за период с *** по *** составила 16080,71 руб., что подтверждается выписками из лицевых счетов, справкой о расчетах жилищно-коммунальных услуг.

Разрешая спор, мировой судья пришел к правильному выводу, что предусмотренная Законом Кировской области №267-ЗО выплата компенсации является дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников и не лишает указанную категорию права на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Доводы жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств того, что ФИО1 до *** пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг, являются несостоятельными и противоречат материалам дела.

Поскольку КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» и КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи ***» находятся в ведении субъекта РФ – «***», финансирование медицинских работников *** осуществляется из средств областного бюджета, расходы, понесенные истцом, правомерно взысканы судом с Министерства финансов *** за счет средств казны субъекта РФ «***».

Довод Министерства финансов ***, что истец не имеет права на компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до ***, и что спорные льготы должны предоставляться за счет средств федерального бюджета были предметом оценки суда первой инстанции, обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в мотивировочной части решения суда.

По существу доводы жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами мирового судьи и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения.

Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, мировым судьей установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством.

Нарушений, влекущих отмену или изменение решения в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, суд

определил:

решение мирового судьи судебного участка *** Кирово-Чепецкого судебного района *** от *** оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов *** – без удовлетворения.

Судья А.В. Шишкин

УИД ***

***

***

***

***

***

***

***

***

11-59/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Копытко Ольга Владимировна
Кирово-Чепецкий городской прокурор
Ответчики
КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ"
Министерство финансов Кировской области
КОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Кирова"
Суд
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области
Судья
Шишкин А.В.
Дело на сайте суда
kirovochepetcky--kir.sudrf.ru
09.08.2021Регистрация поступившей жалобы (представления)
10.08.2021Передача материалов дела судье
10.08.2021Вынесено определение о назначении судебного заседания
30.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее