Дело № 2-275/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Онега 26 июня 2019 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Кузнецова А.А.,
при секретаре Бабкиной А.В.,
с участием истца Харитоновой О.Б.,
представителя ответчика МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ» администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» Котлова С.Б.,
представителя ответчика МБУ «Благоустройство» Коптякова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Харитоновой О.Б. к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ» администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» о принятии мер по удалению опасного дерева,
установил:
Харитонова О.Б. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ» администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» об обязании принять меры по удалению опасного дерева (тополя), произрастающего по адресу: г. Онега, ул. Оксова между домами № 23 и № 25.
В обоснование исковых требований Харитонова О.Б. указала, что ее семья проживает в частном секторе по ул. Оксова, д. 28 в г. Онеге. На муниципальной территории напротив их дома, между домами № 23 и № 25 растет огромное дерево (тополь) в три ствола. С каждым годом крона дерева увеличивается. В штормовую погоду с сильным ветром ветки летят на крыши и придомовую территорию близстоящих домов. В августе 2018 года во время шквалистого ветра огромный сук отломился и повис на эклектических проводах, создал тем самым аварийную ситуацию. Улица узкая, ходит много пешеходов и ездит много машин. Дерево представляет опасность для здоровья и жизни людей, а также для их имущества. В 2015 году в администрации «ее заявление было постановлено в очередь». В 2018 году неоднократные обращения никаких результатов не принесли. В октябре 2018 года ею было подано много заявлений в МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ», которые были перенаправлены в МБУ «Благоустройство».
Определением суда от 27 мая 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство».
В судебном заседании истец Харитонова О.Б. просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ» администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» Котлов С.Б. в судебном заседании пояснил, что по настоящему делу надлежащим ответчиком является МБУ «Благоустройство», которому выделяются для удаления опасных деревьев денежные средства и которое непосредственно выполняет эти работы. В связи с отсутствием технической возможности, просил предоставить срок для удаления дерева до конца мая 2020 года.
Представитель ответчика МБУ «Благоустройство» Коптяков А.В. в судебном заседании пояснил, что ответчик согласен с иском, дерево является опасным и его надо удалять. Такие работы выполняет МБУ «Благоустройство», которому на эти цели выделяются денежные средства. Вместе с тем пояснил, что в настоящее время у ответчика отсутствует техническая возможность удалить дерево, для выполнения работ потребуется специальное оборудование, которого нет. Для привлечения других лиц к удалению дерева необходимы денежные средства, которых недостаточно. С учетом изложенного просил предоставить срок для исполнения решения суда до конца мая 2020 года.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) по определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район».
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Муниципальное образование «Онежское» наделено статусом городского поселения, в соответствии со ст. 16 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 г. № 258-внеоч.-ОЗ.
На основании решения главы Онежского муниципального образования от 31.10.2012 № 22, муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Онежское» ликвидировано, с 01.11.2012 администрация МО «Онежский муниципальный район» в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом МО «Онежский муниципальный район» и Уставом МО «Онежское» исполняет полномочия администрации муниципального образования «Онежское».
Согласно ст.ст. 36.1, 37, 38 Устава МО «Онежский муниципальный район» администрация Онежского муниципального района исполняет полномочия администрации МО «Онежское», которые определяются Уставом МО «Онежское» и принятыми в соответствии с ними решениями Совета депутатов МО «Онежское», принимает решения о создании муниципальных учреждений. Администрация Онежского муниципального района несет ответственность за исполнение администрацией муниципального района полномочий администрации муниципального образования «Онежское» (в части решения вопросов местного значения муниципального образования «Онежское» в пределах выделенных в бюджете муниципального образования «Онежское», а также находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Онежское» имущества и имущественных прав муниципального образования «Онежское». В структуру администрации входят также отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации, которые являются постоянно действующими органами администрации, выполняющими определенные функции по решению вопросов местного значения и наделенные соответствующими полномочиями для их исполнения, наделенные правами юридического лица.
В соответствии с п. 2 ст. 41 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Устава МБУ «Благоустройство» муниципального образования «Онежское», предметом деятельности Бюджетного учреждения является оказание услуг и выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования «Онежское». Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, определенную настоящим Уставом, в целях оказания услуг и выполнения работ по благоустройству, озеленению, уборке территории муниципального образования «Онежское».
В соответствии с пунктом 1.7 Правил благоустройства территории муниципального образования «Онежское», утвержденных решением Совета Депутатов МО «Онежское» от 17.10.2018 № 178 (далее – Правила благоустройства), благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования «Онежское», направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Вырубка деревьев и кустарников (снос зеленых насаждений) - вырубка деревьев, кустарников, выкапывание (раскапывание) цветников, газонов, оформленные в порядке, установленном Правилами, выполнение которых объективно необходимо в целях обеспечения условий для размещения тех или иных объектов строительства, обслуживания элементов инженерного благоустройства, наземных коммуникаций, обеспечения охраны окружающей среды.
В пункте 2.10.8.1 Правил благоустройства закреплено, что зеленые насаждения подлежат сносу в случаях: проведения санитарных рубок и вырубки аварийно-опасных зеленых насаждений; предупреждения или ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и их последствий.
Согласно п. 2.10.8.3 Правил благоустройства, в чрезвычайных и аварийных ситуациях, когда падение крупных деревьев угрожает жизни и здоровью людей, состоянию зданий и сооружений, движению транспорта, функционированию коммуникаций, снос указанных насаждений производится без предварительного оформления разрешений.
В судебном заседании установлено, что Харитонова О.Б. со своей семьей проживает в жилом доме № 28 по ул. Оксова в г. Онеге. На муниципальной территории напротив их дома, между домами № 23 и № 25, растет огромное дерево (тополь) в три ствола.
Согласно сообщению ГКУ Архангельской области «Онежское лесничество» от 17 июня 2019 года № 1452, по адресу: г. Онега, ул. Оксова, между домами № 23 и № 25, тополь представляет угрозу для жизни и имущества людей. При порывах ветра возможен обрыв ветвей дерева и падение сучьев на жилой дом, либо слом ствола и падение дерева. При осмотре установлено, что возраст дерева более 50 лет и высота около 25 метров.
Неоднократные с 2015 года письменные и устные обращения истца к ответчикам по поводу спиливания дерева, результатов не принесли.
Согласно сообщению МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ» от 22 октября 2018 года, проведение работ по спилу и (или) кронированию зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования «Онежское», осуществляется МБУ «Благоустройство» в раках комплексной программы.
Согласно пояснениям представителей ответчиков в судебном заседании, на указанные цели МБУ «Благоустройство» выделяются денежные средства.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлены доказательства того, что дерево не является аварийным, потенциально опасным, а также доказательства надлежащего выполнения обязанности по его удалению (вырубке, спилу).
Исполнение обязанности по благоустройству территории г. Онеги не поставлено в зависимость от наличия факта угрозы для жизни и здоровья граждан либо их имущества, наличия денежных средств и технической возможности. Необходимость вырубки деревьев или спиливания их вершин находится в зависимости от состояния деревьев.
С учетом вышеизложенного исковые требования Харитоновой О.Б. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что функции по выполнению работ по спилу и (или) кронированию зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования «Онежское», возложены на юридическое лицо, обладающее гражданской процессуальной правоспособностью, МБУ «Благоустройство».
Поскольку администрация МО «Онежский муниципальный район» осуществляет свои полномочия по разрешению вопросов в области благоустройства на территории муниципального образования «Онежское» через МБУ «Благоустройство», которое действует в рамках комплексной программы и получает финансирование, постольку МБУ «Благоустройство» является в данном случае надлежащим ответчиком по заявленным Харитоновой О.Б. требованиям, а в удовлетворении требований к остальным ответчикам суд отказывает.
Учитывая то, что тополь представляет угрозу для жизни и имущества людей, с 2015 года ответчиком не принимались меры по его удалению (вырубке), суд не находит оснований для установления срока для исполнения решения суда до конца мая 2020 года, о чем просят представители ответчиков. Вместе с тем ответчик имеет право в будущем обратиться в суд с заявлением в соответствии со ст. 203 ГПК РФ об отсрочке исполнения решения суда с предоставлением соответствующих доказательств.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика МБУ «Благоустройство» в пользу Харитоновой О.Б. подлежат взысканию судебные расходы по уплаченной при подаче иска в суд государственной пошлине в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Харитоновой О.Б. к муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» о принятии мер по удалению опасного дерева удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство» принять меры по удалению (вырубке) опасного дерева (тополя), произрастающего по адресу: Архангельская область, город Онега, улица Оксова между домами № 23 и № 25.
В удовлетворении исковых требований Харитоновой О.Б. к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ» администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство» в пользу Харитоновой О.Б. судебные расходы по государственной пошлине в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд.
Председательствующий подпись А.А. Кузнецов
...