КОПИЯ
Решение в окончательной форме изготовлено 12 июля 2023 года
Дело № 2-1019/2023
УИД 51RS0021-01-2023-001053-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2023 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Федун Н.В.,
при секретаре Зенцовой К.С.,
с участием ответчика Оленева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Авиагородок» к Оленеву Алексею Сергеевичу, Оленеву Илье Алексеевичу, Оленевой Юлии Викторовне, ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «УК «Авиагородок», действуя через своего представителя – общество с ограниченной ответственностью «Единый отчетный центр» (далее – ООО «ЕРЦ»), обратилось в суд с исковым заявлением к Оленеву Алексею Сергеевичу о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований истец указал, что квартира №*** в многоквартирном доме №*** по *** является муниципальной, лицевой счет по указанному жилому помещению оформлен на имя ответчика.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанностей по оплате коммунальных услуг за период с 1 сентября 2015 года по 30 апреля 2022 года по лицевому счету образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг «содержание и текущий ремонт» в размере *** рублей *** копеек.
Просит взыскать с ответчика задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в указанном размере, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме *** рублей *** копеек.
Определением суда от к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Оленев И.А., ФИО1 Оленева Ю.В.
В судебное заседание представитель истца не прибыл, извещен, с учетом возражений ответчика о применении срока исковой давности в соответствии со статьей 39 ГПК РФ уточнил исковые требования в части периода образования задолженности и просил взыскать с ответчиков задолженности по оплате коммунальных услуг, образовавшуюся за период с 18 июля 2019 года по 31 мая 2023 года в сумме *** рублей *** копеек, расходы по оплате государственной пошлины. Дело просил рассмотреть в отсутствие представителя.
Ответчик Оленев А.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что наличие задолженности и ее размер не оспаривает, вместе с тем, с учетом уточнения истцом периода образования задолженности, который не заявлялся истцом при обращении к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, просил применить трехлетний срок исковой давности с даты подачи истцом уточнений исковых требований.
Ответчик Оленев И.А. Оленева Ю.В., ФИО1 в лице законных представителей, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались по известному месту жительства (регистрации), об уважительности причин неявки суду не сообщили, рассмотреть дело в свое отсутствие не просили, возражений по иску не представили.
Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №2-2700/2022, предоставленного мировым судьей судебного участка № 2 Североморского судебного района Мурманской области, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, ввиду следующего.
В силу ст. 10 Жилищного кодекса РФ, жилищные права и обязанности возникают на основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, как следует из частей 1, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Требованиями ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируются вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу п. 6 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
В силу п. 7 Правил, договор предоставления коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (пп. «в» п. 9 Правил).
В соответствии с пп. «а» пункта 32 Правил исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).
Как установлено судом, ООО «Североморскжилкомхоз» (с 13 июня 2018 года его правопреемник – ООО «УК «Авиагородок») на основании договора управления многоквартирным домом от 17 июля 2015 года, заключенного с муниципальным образованием ЗАТО г. Североморск, является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный дом № *** по улице ***. Как предусмотрено пунктами 3.1.2, 3.1.2.2, 3.1.6 данного договора, истец оказывает услуги по содержанию и выполняет работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставляет коммунальные услуги собственникам и иным законным пользователям помещений в многоквартирном доме на общедомовые нужды, а также производит начисление платежей.
Как установлено судом, жилое помещение, расположенное по адресу: ***, является муниципальным.
Согласно справке формы № 9, представленной ГОБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области» указанное жилое помещение, на основании ордера № *** от *** предоставлено Оленеву С.В., который с 23 сентября 1998 года снят с регистрационного учета в ***. В спорном жилом помещении зарегистрированы: с 31 июля 1998 года по настоящее время Оленев А.С.; с 29 сентября 2003 года по настоящее время Оленева Ю.В.; с 14 мая 2001 года по настоящее время Оленев И.А.; с 16 декабря 2008 года по настоящее время несовершеннолетний ФИО1., *** года рождения; с 2 сентября 2016 года по настоящее время несовершеннолетний ФИО2, *** года рождения.
Согласно разъяснению, данному в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 ЖК РФ).
Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, учитывая вышеприведенные правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, принимая во внимание, что ответчик ФИО1 в спорный период являлся несовершеннолетним, сведений о наличии у него самостоятельного дохода, за счет которого он имел бы возможность погасить образовавшуюся задолженность, не представлено, обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных в данный период, суд полагает возможным возложить на ответчиков Оленева А.С., Оленева И.А., Оленеву Ю.В.
Из выписки по лицевому счету №*** на 26 июня 2023 года следует, что с июля 2019 года плату за коммунальные услуги по содержанию и ремонту общего имущества ответчики вносили не регулярно и не в полном объеме, в связи с чем, образовалась задолженность, которая по состоянию на 31 мая 2023 года составила *** рублей *** копеек.
Размер задолженности подтвержден истцом документально, ответчиками не оспорен, доказательств погашения образовавшейся в спорный период задолженности не представлено.
Оценивая заявление ответчика Оленева А.С. о пропуске срока исковой давности, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьёй 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно ст. 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
В соответствии с разъяснениями в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" по смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
Из материалов дела видно, что по заявлению истца, поступившего на судебный участок 22 июня 2022 года, мировым судьей судебного участка № 2 Североморского судебного района Мурманской области выдан судебный приказ № 2-2700/2022 от 29 июня 2022 года, который отменен определением мирового судьи от 20 февраля 2023 года.
Судебным приказом от 29 июня 2022 года взыскана задолженность с ответчика за период с 1 сентября 2015 года по 30 апреля 2022 года в размере *** рублей *** копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рублей *** копеек.
Исковое заявление о взыскании суммы задолженности подано в Североморский районный суд Мурманской области 24 мая 2023 года, то есть в пределах шестимесячного срока после отмены судебного приказа, что удлиняет неистекшую часть срока до шести месяцев.
Исходя из положений статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и условий договора управления многоквартирным домом от 17 июля 2015 года, по которому платежи вносятся до 20 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, таким образом плата за потребленные коммунальные услуги за сентябрь 2015 года должна была быть внесена до 20 октября 2015 года, то есть при невнесении собственником помещения платы за указанную услугу, истец должен был узнать о нарушенном праве 20 октября 2015 года.
Следовательно, трехгодичный срок давности по требованиям о взыскании задолженности с 01 июля 2019 года, истцом не пропущен (22.06.2022-3 года).
В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчиков задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 18 июля 2019 года по 31 мая 2023 года в размере *** рублей *** копеек.
Доводы ответчика о том, что срок исковой давности подлежит применению с даты заявления уточненных исковых требований, судом во внимание не принимается, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Действительно, абзацем 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" предусмотрено, что если судом принято заявление об увеличении иска в отношении задолженности за периоды, которые при обращении с первоначальным требованием не заявлялись, то срок исковой давности по измененным требованиям перестает течь с даты заявления таких требований, а не с даты предъявления первоначального иска.
Вместе с тем, как следует из содержания пункта 24 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Таким образом, обратившись 22 июня 2022 года к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности за период с 01 сентября 2015 года по 30 апреля 2022 года, истец тем самым пресек течение срока давности по платежам, подлежащим уплате после 22 июня 2019 года, то есть срок давности за период с 01 июля 2019 года по 30 апреля 2022 года не тек.
С учетом вышеизложенного, предъявление ООО «УК «Авиагородок» 26 июня 2023 года заявления об уточнении исковых требований не могло повлиять на течение срока давности по платежам за период с 01 июля 2019 года по 30 июня 2020 года (26.06.2023 -3 года), поскольку срок давности по платежам, подлежавшим уплате за указанный период уже в любом случае перестал течь с 01 июля 2019 года.
При этом, вопреки доводам ответчика, предъявление уточненного иска не означает отказ от первоначальных исковых требований, в следствии чего оснований полагать, что при предъявлении 26 июня 2023 года заявления об уточнении исковых требований срок давности по ранее заявленным платежам также начинает течь с 01 июля 2020 года, не имеется.
Таким образом, в соответствии с положением части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчиков Оленева А.С., Оленевой Ю.В., Оленева И.А. в солидарном порядке подлежит взысканию задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 18 июля 2019 года по 31 мая 2023 года в сумме *** рублей *** копеек.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче иска в суд ООО «УК «Авиагородок» уплатило государственную пошлину в размере *** рублей *** копеек, что подтверждается платежными поручениями № *** от 16 мая 2023 года и № *** от 4 мая 2023года.
Учитывая, что с учетом уточнения исковых требований размер государственной пошлины составляет *** рублей *** копеек, указанная сумма расходов по уплате государственной пошлины подлежит взысканию солидарно с ответчиков в пользу истца, излишне уплаченная государственная пошлина в размере *** рублей *** копеек в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату истцу.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Авиагородок» к Оленеву Алексею Сергеевичу, Оленеву Илье Алексеевичу, Оленевой Юлии Викторовне, ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг - удовлетворить.
Взыскать солидарно с Оленева Алексея Сергеевича, *** года рождения, паспорт серии *** № ***, Оленевой Юлии Викторовны, *** года рождения, паспорт серии *** №***, Оленева Ильи Алексеевича, *** года рождения, паспорт серии *** № ***, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Авиагородок» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 18 июля 2019 года по 31 мая 2023 года в сумме *** рублей *** копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере *** рублей *** копеек.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Авиагородок» излишне уплаченную государственную пошлину в размере *** рублей *** копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Североморский районный суд Мурманской области.
Судья Н.В.Федун